АЗБУКА ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




Занятие 4. Содержание деятельности классного руководителя

1. Основные технологии, формы и методы деятельности классного руководителя. Технология организации групповой деятельности учащихся.

2. Формы организации воспитательной работы с учащимися.

3. Индивидуальная работа с учащимися.

Проблемные вопросы:

Назовите основные методические требования к организации воспитательного мероприятия в классе?

Укажите специфику мероприятия, игры и дела?

Обоснуйте сущность личностного подхода в воспитании учащихся?

 

Практическое задание

1. Разработать сценарий проведения классного часа, оформить план-конспект с указанием следующих аспектов:

тема; возраст учащихся; цель; форма проведения; подготовительная работа; содержание; литература (см. 50 сценариев классных часов – М., 1999 и др.).

2. Разработать тематический информационный час по схеме:

тема; возраст учащихся; цель; подготовительная работа; форма проведения; форма работы во время информационного часа; содержание; литература.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Методика организации и проведения классного часа» (см. Щуркова Н. Е., Рожков М. И. и др.).

 

Литература:

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – №2.

2. Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов // Зб. нармат. дак. М-ва адукацыi Рэсп. Беларусь. – 2003. - №7.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 2003. – Гл. 17.

4. Планирование воспитательной работы в классе и ее учет: Метод. реком. // Праблемы выхавання. Веснiк адукацыi. – 2003. - №3 – 4; Настаўнiцкая газета, №40 – 41, 20.03.2003.

5. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е. Н. Степанова и др. – М., 2003.

6. Классному руководителю: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М., 1999.

7. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников. – Мн., 1990.

8. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы: Классный руководитель // Воспитание школьников – 2002. - №4, 5.

9. Праблемы выхавання – 2003. - №2. (тематический выпуск по одаренным детям).

10. Праблемы выхавання – 2003. - №4. (тематический выпуск по гражданскому воспитанию).

11. Праблемы выхавання – 2004. - №1. (тематический выпуск по нравственному воспитанию).

12. Праблемы выхавання – 2004. - №2. (тематический выпуск по экологическому воспитанию).

13. Титова Е. В. Если знать, как действовать. – М., 1993.

14. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

15. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.

16. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 1999.

17. Щуркова Н. Е. Работа педагога с группой. Новое воспитание. – М., 2000.

18. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел: Метод. материал для работы с детьми. – М., 1994.

 

И др.


Содержание деятельности классного руководителя

Задачи Содержание работы Формы и методы
Воспитание сознательного отношения к учению   Подготовка учащихся к труду и выбору профессии   Воспитание социально значимых качеств личности школьников     Воспитание культуры поведения и художественных способностей учащихся     Экологическое воспитание учащихся     Валеологическое воспитание учащихся     Совместная работа с родителями и общественностью Забота о расширении кругозора учащихся, о рациональном использовании учебного и внеучебного времени. Воспитание добросовестного отношения к учебным обязанностям     Просвещение учащихся о труде и выборе профессии. Убеждение в необходимости выбора профессии с учетом призвания и потребности общества в кадрах. Практическая подготовка к труду и выбору профессии. Дифференцированная помощь учащимся при выборе сферы труда и профессии в зависимости от призвания, пола, возраста, здоровья и др.   Воспитание политической культуры. Правовое воспитание. Воспитание общечеловеческих и национальных нравственных ценностей.   Воспитание культуры поведения в общественных местах, в школе и дома. Развитие художественных способностей путем вовлечения учащихся в различные виды художественной самодеятельности. Эстетическое воспитание средствами природы, литературы и искусства.   Просвещение учащихся в области экологии. Вовлечение учащихся в природоохранительную работу   Ознакомление с природными факторами самооздоровления. Санитарно-гигиенические условия укрепления здоровья. Физические методы самооздоровления. Самооздоровление средствами художественного творчества   Работа с родительским комитетом класса. Педагогическое просвещение родителей Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах, клубах, конкурсах, олимпиадах, к чтению дополнительной литературы. Беседы о НОТ учащихся, гигиене умственного труда, рекомендации, как решать задачи, писать сочинения и т.п. Беседы, диспуты, конференции, встречи с производственниками и специалистами.   Участие в полезном труде, в рудовых объединениях. Коллективные и индивидуальные консультации и рекомендации социологов, психологов, медработников и т.д.   Чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, политинформации, диспуты, конференции, устные журналы, экскурсии и походы, встречи с работниками правоохранительных органов, изучение правил поведения учащихся, беседы и конференции о чести и достоинстве, о любви и т.д.   Беседы, диспуты, конференции о культуре поведения, встречи с работниками литературы и искусства, экскурсии в музеи, на выставки, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач и т.д.     Экскурсии в природу. Создание экологической тропы, краеведческих музеев, конкурсы, викторины, выставки творческих работ из природных материалов   Профилактика здоровья учащихся. Беседы о здоровье и путях его укрепления. Организация самооздоровления учащихся.     Родительские собрания, конференции, обмен опытом воспитания детей в семье, коллективе и индивидуальные консультации. Лекции, доклады, обсуждение материалов периодических изданий и т.д.

АЗБУКА ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

А – агитбригада, аукцион (идей, ассоциаций, забав, талантов….), ателье (карнавальных мод, звукозаписи…), акция, академия, атака (трудовая…), афиша, азбука, анкета, аншлаг, аттракцион, альбом, альманах, ансамбль и др.

Б – бал (цветов, новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, отличников, Терпсихоры…), брифинг, беседа (за «круглым столом», этическая…), базар (головоломок…), бюро (предложений по делам развлечений, вопросов и ответов, добрых услуг…), бой (пресс-, интеллектуальный…), биржа (ценных идей…) и др.

В – вечер (актуальных проблем, поколений, вопросов и ответов, литературный, математический, отдыха, тематический, юмора, этикета, песни, встречи с интересными людьми, разгаданных и неразгаданных тайн, поэзии, живописи, легенд, веселых вопросов, сюрпризов, мистификаций, путешествие…), вахта (памяти…), викторина, выставка (достижений нашего класса, рисунков, поделок…), встреча, вернисаж, выборы (двойника, градоначальника…), видеоцентр и др.

Г – газета (стенная, «живая», радио-, кино-, свето-, компьютерная…), галерея (картинная, звезд…), город (Играй-, Мастеров, импровизаций, загадок…), гостиная (литературная, музыкальная…), гуляние (народное…) и др.

Д – диспут, дискотека, дискуссия, десант (трудовой…), день (интервью, рождения…, именинника, здоровья, эстетики, рекордов Гиннеса, веселых испытаний, гения, тезок, сказки, игры…), диалог («Два взгляда», с веком…), декада (искусств…), драматизация (песен, сказок, загадок…), демонстрация, дом (дружбы, веселых испытаний…), декада, движение («Дом без одиночества», «Забота»…), дуэль и др.

Е – «ералаш», единоборство

Ж – живая газета, журнал-альманах

З – защита (профессии, фантастических проектов, «безумных» идей…), забавы (молодецкие…), забеги (зоологические…), затейник, «Зарница», загадки и др.

И – игра (деловая, ролевая, сюжетная, ситуационная, подвижная…), интеллектуальные игры («Что?Где?Когда?», «Брейн-ринг», «Лабиринт», «Ума палата»…), игродискотека, инсценировка (песен, сказок…), институт (общественного мнения, оригинальной мысли…), игротека и др.

К – КВН, клуб (общения, кинопутешествий, выходного дня, коллекционеров, Блеф-…), конкурс (смекалки, эрудитов, знатоков, юмора и сатиры, поэтов-масок, буриме, бального танца, «Алло, мы ищем таланты!», «Шерлок Холмсов», «Мюнхгаузенов», «Дон Кихотов», карикатуристов, малых хоров, «Цицеронов»…), карнавал, конференция (научная, пресс-, читательская…), кружки, «капустник», концерт (гала-, молния, сюрприз, загадка…), кольцовка песен, калейдоскоп, костер (мужества, памяти…), книга (жалоб и предложений, природы…), «круглый стол», клоунада, киоск (музыкальный…) круг (друзей, общения…), кафе, композиция и др.

Л – летопись, лотерея, лекция (концерт…), лекторий, линейка, ЛЭП (любите эти песни), лагерь, лото (географическое, знакомых имен…) и др.

М – маскарад, мастерская, митинг, Малые Олимпийские игры, музей (вредных привычек, «Заходи, Глазей»…), магазин, марафон, матч, маршрут, манифестация, машина (времени…), марш (мира…), мозаика и др.

Н – «новогодник», «народные игрища», новости, номинация, неделя и др.

О – «огонек» (знакомства, прощания, тематический…), операция, олимпиада, обзор, ОДИ (организационно-деятельностная игра), «открытая кафедра», «открытый микрофон», оркестр и др.

П – праздник, поход (марш-, туристический, экологический…), путешествие (игр-, заочное, в страну вежливых ребят…), пресс- (бой, конференция…), парад (хит-…), программа, презентация, панорама (творческих дел…), поединок, палитра, прогулка и др.

Р – ритуал, реклама, рассказ-эстафета, разнобой, РВС (разведай, выполни, сообщи), разведка интересных дел, репортаж, ралли, «ребусник», ринг (музыкальный, интеллектуальный…), рейд, референдум, разговор и др.

С – спартакиада, спортландия, «Старты надежд», сюита народных игр, слет (туристов, отличников…), состязание, соревнование, «стартинейджер», салон (музыкальный, литературный…), собрание, съезд (мечтателей, неформалов…), совет, суд (над наркоманией, «Ложь на скамье подсудимых»…), сбор, спектакль, субботник, социодрама, сказка, студия, смеходром и др.

Т – ТУ-ВИ (турнир-викторина), турнир (блиц-, шахматно-шашечный, знатоков, оракулов, дикторов, рыцарский…), театр (мини-, -экспромт, пантомимы, теней, «живых» картинок, мод, импровизаций, этический…), тропа (Мальчика-с-пальчика, Чингачгука, экологическая…), телемост, тренинг и др.

У – устный журнал, урок (сказки, этикета…), утренник, улица и др.

Ф – фестиваль (искусств, дружбы, ремесел, фольклорный, экологический…), фильм рисованный, философский стол, фабрика (идей, затей…), форум, «фотоокно», факультатив и др.

Х – хоккей (интеллектуальный…), хор, хоровод (друзей…) и др.

Ц – цирк (комический, бродячий…), центр (видео-, кино-, «Помоги себе, помоги другому»…), церемония, царство (Берендея, Нептуна…), церемониал и др.

Ч – чемпионат, ЧВМ (чемпионат веселого мяча), час (классный, информационный, общения, импровизаций, кураторский, инсценировки, классической музыки…), чаепитие, чествование и др.

Ш – шествие, школа (детективов, разведчиков…), шоу, ШИП – ШИП (шутки и пародии, шалости и проказы), штурм, шкатулка и др.

Э – эстафета (дружбы, спортивная, веселых экспромтов, любимых занятий, искусств…), экспедиция, экскурсия, энциклопедия, экскурс, экспозиция, эрудицион, экран (знаменательных дат…) и др.

Ю – юморина, юбилей и др.

Я – ярмарка (забав и развлечений, народной мудрости…) и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: