Шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда.




Контингент испытуемых

Первая группа Вторая группа
  Оксана А.   Инна Б.
  Юрий Б.   Геннадий А.
  Юлия А.   Владимир Г.
  Борис И.   Николай П.
  Вадим К   Елена Д.
  Татьяна В.   Валентина Л.
  Ольга З.   Максим С.
      Юлия М.

Шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда.

Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т В. Снегиревой.

Шкала состоит из 101 суждения, из них 37 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности (в каком-то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости. В их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание собственных проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.) Следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятие себя и других, наличие «защитных барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т. е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов). 9 высказываний составляют контрольную шкалу («шкала лжи»), остальные нейтральны.

Обработка результатов

Подсчитывается число баллов в соответствии с ключом по следующим шкалам:

1) адаптивность – дезадаптивность;

2) шкала лжи;

3) принятие – непринятие себя;

4) принятие – непринятие других;

5) эмоциональный комфорт – дискомфорт;

6) внутренний – внешний контроль;

7) доминирование – ведомость;

8) эскапизм (уход от проблем).

Затем по формулам вычисляются интегральные показатели: адаптация; самопринятие; принятие других; эмоциональная комфортность; интернальность; стремление к доминированию.

Текст методики, ключ для обработки результатов, нормативные показатели приводятся в приложении 1.

Методика САМОАЛ А.В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина.

Методика содержит 100 пар утверждений, из которых испытуемому предлагается выбрать одно. Позволяет выявить общий уровень самоактуализации и отдельные показатели по 11 шкалам: 1) ориентация во времени; 2) ценности; 3) взгляд на природу человека; 4) потребность в познании; 5) креативность (стремление к творчеству); 6) автономность; 7) спонтанность; 8) самопонимание; 9) аутосимпатия; 10) контактность; 11) гибкость в общении.

Проведение исследования

Инструкция. Из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.

Текст методики приводится в приложении 3.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждое совпадение начисляется 1 балл.

Ключ

Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами теста:

1б2а3б4б5б6б7а8б9а10а

11а12б13а14б15a16б17б18a19б20б

21а22б23б24б25а26б27а28а29б30а

31б32а33б34б35а36б37б38б39а40б

41а42а43б44а45а46б47а48а49б50б

51б52a53a54б55б56б57б58a59а60б

61а62б63б64б65б66б67б68б69а70б

71б72а73а74б75а76а77б78б79б80а

81б82б83б84а85а86а87б88а89б90а

91а92а93а94а95а96б97б98б99а100б

Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

1.Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б, 73а, 80а.

2. Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б.

3.Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а.

4.Потребность в познании: 8б, 24б, 29б, 336, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б.

5.Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б,71б, 77б.

6.Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а.

7.Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а.

8.Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б,47а, 66б, 79б, 93а.

9.Аутосимпатия: 6б,14б, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б.

10. Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а.

11.Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а.

Примечание:

Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию: 15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х %.

Подробная интерпретация шкал приведена в приложении 2.

Результаты обследования подростков первой группы по методике социально-психологической адаптированности Роджерса-Даймонда представлены в табл.1.

 

Таблица 1 Результаты обследования по методике социально-психологической адаптированности Роджерса-Даймонда (1группа)

Ад Дез Лж Пс НПс Пд НПд Эмк Эмд Вну Вне Дом Вед Эск
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
Ср. 202,7 104,4 38,2 64,7 16,7 34,1 17,4 26,1 20,7 69,2 28,7 15,1 22,0 20,5

 

гдеАд– адаптация;

Дез– дезадаптация;

Лж– лживость;

Пс– принятие себя;

НПс– непринятие себя;

Пд– принятие других;

НПд– непринятие других;

Эмк– эмоциональный комфорт;

Эмд– эмоциональный дискомфорт;

Вну– внутренний контроль;

Вне– внешний контроль;

Дом– доминирование;

Вед– ведомость;

Эск– эскапизм (уход от проблем).

Как видно из табл. 1, подростки отвечали на вопросы методики с достаточной степенью откровенности (показатель по шкале лжи 38,2 балла при нормативных значениях 18-45 баллов).

Подросткам из первой группы присущи высокие показатели адаптации (202,7 балла при норме 68-170 баллов), в 1,7 раза превышающие показатель дезадаптации, находящийся в пределах нормы (104,4 балла; норма 68-170 баллов). Также высокие показатели были выявлены по шкале принятия себя (64,7 балла при норме 22-52 балла) и принятие других (34,1 балла при норме 12-30 баллов). По остальным шкалам показатели находятся в пределах нормы.

Далее были вычислены интегральные показатели:

1. Адаптация: А=202,7/(202,7+104,4)×100%= 66,0%

2.Самопринятие: S=64,7/(64,7+16,7)×100%= 79,4%

3.Принятие других: L=1,2×34,1/(1,2×34,1+17,4)×100%= 70,1%

4.Эмоциональная комфортность: Е=26,1/(26,1+20,7)×100%= 55,7%

5.Интернальность: I=69,2/(69,2+1,4×28,7)×100%= 69,6%

6.Стремление к доминированию: D=2×15,1/(2×15,1+22,0)×100%= 57,8%

Наибольшее значение имеет показатель самопринятия (79,4%), а также принятия других (70,1%), что может способствовать успешности социально-психологической адаптации подростков. Показатель адаптации выше среднего (66,0%), что свидетельствует о преобладании процессов адаптации над процессами дезадаптации. Наименьшее значение среди интегральных показателей имеет стремление к доминированию (58,7%). Величина показателя позволяет говорить о том, что как доминирование, так и ведомость выражены у подростков данной группы примерно одинаково. Величина показателя интернальности (69,6%) свидетельствует о преобладании внутреннего контроля над внешним, о том, что подростки берут на себя ответственность за свое поведение и поступки, что также является предпосылкой для успешной социальной адаптации. Показатель эмоциональной комфортности незначительно превышает средний уровень (55,7%).

Далее нами была проведена диагностика второй группы с помощью методики САМОАЛ А.В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина. Результаты обследования юношей представлены в табл.2.

 

Таблица 2 Диагностика самоактуализации с помощью методики САМОАЛ А.В. Лазукина (2 группа)

Испытуемые Шкалы  
СА ОВ Ц ПЧ П КТ А С СП АС К Г
                         
                         
2.                        
3.                        
4.                        
5.                        
6.                        
7.                        
8.                        
Среднее 68,1 8,1 9,1 9,5 8,6 9,3 10,3 9,2 8,6 10,7 9,2 9,3

 

гдеСА – общий уровень самоактуализации;

ОВ – ориентация во времени;

Ц – ценности;

ПЧ – взгляд на природу человека;

П – потребность в познании;

КТ – креативность (стремление к творчеству);

А – автономность;

С – спонтанность;

СП – самопонимание;

АС – аутосимпатия;

К – контактность;

Г – гибкость в общении.

Как видно из табл. 2, испытуемым в целом присущ средний уровень самоактуализации (68,1 балла). При этом наиболее высокие показатели выявлены по шкале аутосимпатии (10,7 балла), автономности (10,3 балла) и контактности и спонтанности (по 9,2 балла). Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Высокая автономность указывает на зрелость и независимость личности. Автономность не означает отчуждения и одиночества, а, напротив, является критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.Контактность определяет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.

Наиболее низкий показатель у испытуемых выявлен по шкале оценки времени (8,1 балла). Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Низкий результат присущ людям, невротически погруженным в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительным и неуверенным в себе. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов.

В результате диагностики старшеклассников 2 группы с помощью методики САМОАЛ А.В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина было выявлено следующее:испытуемым в целом присущ средний и высокий уровень самоактуализации; низкий уровень не выявлен; средний показатель в баллах – 68,1 баллов.

 


ВЫВОД

 

Таким образом, проведя исследование мы выяснили, что подросткам из первой группы присущи высокие показатели адаптации. Показатель адаптации выше среднего (66,0%), что свидетельствует о преобладании процессов адаптации над процессами дезадаптации. Наименьшее значение среди интегральных показателей имеет стремление к доминированию. Величина показателя позволяет говорить о том, что как доминирование, так и ведомость выражены у подростков данной группы примерно одинаково. Величина показателя интернальности свидетельствует о преобладании внутреннего контроля над внешним, о том, что подростки берут на себя ответственность за свое поведение и поступки, что также является предпосылкой для успешной социальной адаптации.

Подростки из второй группы показали высокий уровень аутосимпатии, т.е. естественной основы психического здоровья и цельности личности. Высокая автономность указывает на зрелость и независимость личности. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия Контактность определяет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

Таким образом, по результатам проведения методик можно сделать вывод о схожести психологических портретов двух групп. Общий уровень самооценки испытуемых двух групп сходен по таким факторам как (познавательная компетентность, общение со сверстниками, самооценка характера, внешности, уверенности в себе и т.д.). Испытуемые обеих групп хорошо адаптированы, общительны и контактны.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: