Обращение к участникам конкурса




XX турнир им. М.В. Ломоносова

Регламент проведения конкурса журналистов.

Цель конкурса: выявление творческих способностей учащихся кол, гимназий, лицеев, приобщение их к профессии журналиста в прессе и интернет изданиях, на радио и телевидении.

Ответственный за подготовку и проведение конкурса, в рамках турнира им. М.В. Ломоносова: ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия».

Предметно-методическая комиссия (жюри конкурса) формируется из числа работников кафедры филологии, журналистики и массовых коммуникаций Омской гуманитарной академии.

Участники конкурса: обучающиеся 9-10-11 –х классов.

Заявка на конкурс подается так же, как и на другие конкурсы, согласно правилам Турнира им. В.М. Ломоносова.

Этапы конкурса

Конкурс проводится в два этапа (I этап – заочный (отборочный), II – очный (финальный).

 

1. Заочный этап конкурса состоит из 3 туров, которые проводятся по следующему графику:

тур Содержание Дата сдачи конкурсных работ
  Аналитические жанры: статья, рецензия, журналистское расследование, письмо до 28 января
  Информационные жанры: заметка, репортаж, отчет, интервью. до 18 февраля
  Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, эссе до 18 марта

Содержание заочного конкурса: написать статью, заметку, очерк, эссе, репортаж, интервью и т.д.

на следующие темы:

1. Честь, совесть … Нетленные ценности или устарелые понятия?

2. Какие поступки сверстников вызывают уважение?

Объем работы – 1-3 страницы формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, 1,5 интервала.

Конкурсные материалы предоставляются одним автором (коллективные работы не принимаются). Автор имеет право подать заявку на участие в нескольких турах по выбору.

Творческие работы не рецензируются и не возвращаются. Работы, нарушающие авторские права третьих лиц (плагиат, заимствованные фрагменты текста, цитирование без указания источника и т.д.), не допускаются к участию

Конкурсные работы пересылаются для проверки и оценки в жюри конкурса на электронный адрес Турнира: lomonosov@perspektiva-omsk.ru

 

По итогам отборочного этапа участники, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются дипломами лауреатов и получают право участия в заключительном (очном) этапе Турнира.

2. Очный этап (проводится на базе вузов г. Омска по программе, определяемой оргкомитетом, и описывается Положением об очном этапе Турнира):

Содержание очного конкурса: выполнить вариант одного из творческих заданий. На написание работы отводится два часа (120 минут).

Объем работы не должен превышать 3-4 страниц рукописного текста.

При выполнении этого задания конкурсант демонстрирует:

А) знакомство с журналистскими жанрами, типами речи (описанием, повествованием, рассуждением);

Б) образность мышления, логику построения текста, культуру письма и речи.

Тема работы может быть как конкретной, так и более общей, ориентирующей автора на рассуждение. Однако и в том и в другом случае от конкурсанта требуется обращение к реальным и конкретным фактам окружающей действительности, и размышление над ними.

Автор работы должен озаглавить её и указать жанр или рубрику, под которой она могла бы, по его мнению, быть опубликованой в газете.

Примеры возможных тем:

1. Почему я решил стать журналистом.

2. Ради нескольких строчек в газете.

3. Журналистика – власть, зеркало или служанка?

4. Интернет не заменит живого общения.

5. Давайте делать добрые дела!

 

Использование участниками конкурса домашних заготовок не допускается. Не разрешается пользоваться текстами художественных произведений, пособиями, справочниками и словарями.

Критерии оценки работ Конкурса:

1. Соответствие темам конкурса (0-10),

2. глубина раскрытия темы (0-10),

3. соответствие выбранному журналистскому жанру(0-10),

4. стиль изложения материала(0-10),

5. оригинальность (0-10),

6. Орфография (0-10),

7. Грамматика (0-10),

8. Пунктуация (0-10).

9. Речевые ошибки (0-10)

При оценке работы учитываются: орфографические, грамматические, стилистические и пунктуационные ошибки;

Награждение победителей очного этапа

Участники очного этапа турнира, занявшие в каждом конкурсе 1, 2, 3 места награждаются Дипломами первой, второй, третьей степени соответственно и памятными подарками.

Участники, завоевавшие призовые места в двух и более конкурсах турнира, награждаются специальными Дипломами с присуждением звания «Юный Ломоносов» и ценными подарками.

По решению жюри лучшие конкурсные работы будут опубликованы.

Информационные ресурсы:

сайт турнира им. М.В. Ломоносова - www.perspektiva-olymp.ru

сайт центра «Перспектива» - www.perspektiva-omsk.ru

сайт Омской гуманитарной академии – www.omga.su

 

Методические материалы.

Особенности журналистских жанров

В зависимости от целей воздействия на аудиторию СМИ, по глубине анализа, по широте освещения реальности и обобщений, по выразительным средствам газетные жанры подразделяются на три вида: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

К информационным жанрам относятся заметка, отчет, репортаж, интервью. Все они объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача.

Заметка – простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит злободневный общественно значимый факт. Ее характеризуют новизна и лаконичность, скупость изобразительных средств. Наиболее краткой формой заметки является хроника. Но иногда журналисту важно уметь за частным фактом увидеть явление и не только сообщить о нем, но и оценить, то есть прокомментировать (расширенная заметка). Искусство подачи новости состоит в том, чтобы дать аудитории ответы на вопросы «что?», «кто?», «где?», «когда?» и «почему?» в предельно ограниченном газетном пространстве.

Отчет – развернутое, детализированное сообщение о ходе конкретного официального события или мероприятия (митинга, конференции, спортивного соревнования, открытия выставки и т.д.). В информационном отчете события передаются в хронологическом порядке, последовательно; в тематическом – выборочно, события группируются в соответствии с задачами журналиста; в аналитическом внимание автора концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося.

Репортаж – история события через непосредственное восприятие автора, воссоздающего картину происходящего чаще всего с места события в момент его свершения. Автор создает у читателей «эффект присутствия», поскольку он сам всегда или активный участник, или очевидец события. Динамичность и наглядность обеспечивается в репортаже авторским «я» и всеми художественно-выразительными средствами публицистики (эмоциональность, яркость изложения, оценочность, экспрессивность). Разновидности репортажа: событийный (события передаются оперативно и в хронологическом порядке); познавательный или тематический (в основе – не событие, а определенная тема); проблемный (присутствуют элементы анализа события, авторские обобщения).

Интервью – представляющие общественный интерес ответы конкретного лица на вопросы журналиста или беседа (когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы). Виды интервью: интервью-монолог (ответ на один вопрос), интервью-диалог (полный текст беседы), интервью-зарисовка (журналист передает обстановку разговора, рассказывает о жизни собеседника), интервью-мнение (комментарий проблемы, события, факта), коллективное интервью (с пресс-конференций), опрос (один вопрос задается нескольким собеседникам) и анкетирование.

Аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по исследованию жизненно-важных явлений. Имея дело с несколькими однотипными фактами, автор стремится сопоставить, проанализировать и обобщить их, чтобы оценить ситуацию и предложить свое видение решения проблемы.

Корреспонденция – самый распространенный аналитический жанр. Для нее характерны оперативность и аналитика, в ней на конкретном материале разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции автор идет от частного к общему, 6 конкретные цифры, факты и примеры – ее стержень, их невозможно, как в статье, заменить равнозначными. Информационная корреспонденция сходна с расширенной заметкой, но содержит авторскую оценку рассматриваемых фактов, отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления или конфликта, чаще всего она, в отличие от информационной, критического плана (вскрывает недостатки). В постановочной корреспонденции ставятся новые проблемы, выдвигаются для обсуждения злободневные вопросы социально-экономической или политической жизни.

Статья – важнейший аналитический жанр, позволяющий обстоятельно, глубоко трактовать проблемы социальной действительности, осмысливать и обобщать их теоретически. Факты в статье играют иллюстративную роль, их можно менять, но проблема, явление останутся теми же. В статье автор идет от общего к частному, логический стержень статьи – четкая и определенная мысль, выводы и заключения, предложения и рекомендации. Комментарий можно отнести к подвидам статьи, он позволяет оперативно откликнуться на различные важные (политические, правовые, экономические) события общественной жизни, разъяснить их и оценить. Автор выстраивает комментарий вокруг факта или цепи однозначных фактов, делает акцент на рациональных моментах, апеллируя к знаниям, к разуму. Обычно проблема комментируется не самим журналистом, а специалистом в той или иной области.

Рецензия – аналитический жанр, в котором дается оценка произведения искусства, литературы, науки или журналистики с целью помочь читателю, слушателю или зрителю соотнести явление культуры или науки с актуальными проблемами нашей жизни, сориентировать его, привлекая внимание к наиболее значимым произведениям. Рецензия содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, анализирует социальную значимость или художественную ценность работы.

Обозрение – панорама событий в политической, экономической, литературной, телевизионной сфере. Обозрения могут быть внутренними и международными, еженедельными и ежемесячными, информационными и аналитическими. Обозреватель оперирует широкой совокупностью фактов. Основной признак жанра – единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающая в суть явления мысль обозревателя.

Обзор прессы – вид рецензии, предполагающий изучение особенностей публикаций прессы или теле- и радиопередач с целью дать представление об их содержании и форме. Направлен на изучение опыта журналистской практики, оказание помощи редакционным коллективам деловыми советами. Обзор писем – вид обозрения, в котором обобщаются мысли читателей, зрителей и слушателей.

В художественно-публицистических жанрах конкретный, документальный факт уходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Для этих жанров характерна типизация и образная трактовка фактов, насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа, раскрытие типичного через индивидуальное (например, стремление выявить в личности социальный тип). Для автора важен факт не сам по себе, а его трактовка, восприятие, ассоциативные связи, которые он вызывает. В небольшой зарисовке органически переплетаются черты информационных и художественно-публицистических жанров, это одновременно и оперативный газетный жанр, и разновидность очерка – этюд, эскиз с натуры. Она повествует о не таком уж значительном событии, но описывает его зримо, ярко, образно.

Очерк позволяет наглядно, ярко откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человек, дать портрет коллектива, рассказать о нравах и обычаях людей региона, страны. Очерк выполняет функции информирования, образования, создания общественного мнения и воспитания. Портретный очерк – создание образа «героя нашего времени», событийный – типизация жизненного явления или общественно значимого события, путевой – постепенное развертывание объекта описания, проблемный – анализ важной проблемы через действия отдельных людей и коллективов, научно-популярный – рассказ о научном достижении или проблеме доходчивым языком, но глубоко и доказательно. В очерке важен сюжет, речевые характеристики героев, пейзаж, деталь, подробность, возможны вымысел и домысел.

Сатирические жанры – разновидность художественной публицистики – строятся на широком использовании иронии, сарказма, юмора и сатиры.

Фельетон – полемически насыщенный сатирический жанр публицистики, вскрывающий комическую суть отрицательных явлений и фактов действительности. Он строится на иронии, на противопоставлении положительного отрицательному, идеала – действительности, возвышенного – смешному. Автор нередко прибегает к метафоризации, ремаркам, лирическим отступлениям. Фактическая основа – воображаемые диалоги и эпизоды, отражающие возможные поступки героя.

Памфлет – произведение обличительного характера, отличается от фельетона более острой сатирической окраской, строится на сарказме. Для этого жанра характерна патетика, гневная экспрессивность и гротеск. Публицистическое начало составляют злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект обличения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели).

Обращение к участникам конкурса

Дорогие участники конкурса журналистики! Кафедра филологии, журналистики и массовых коммуникаций Омской гуманитарной академии рада приветствовать тех, кто желает посвятить себя увлекательной творческой профессии журналиста, и приглашает получить необходимую профессиональную подготовку в академии. Сотрудники кафедры окажут поддержку и помогут установить деловые контакты с высокопрофессиональными теле-, радиокомпаниями и печатными изданиями Омской области. Сотрудничество с телекомпаниями «Омск», «Иртыш», рекламно-информационной группой «Пульс Live», редакциями газет «Омская правда», «Четверг» и другими, предоставят прекрасную возможность каждому студенту строить успешную карьеру в средствах массовой информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: