Научно-практическая дискуссия по вопросу снижения ставки НДС и введение унифицированной ставки




Одним из важнейших инструментов регулирования являются налоги, в связи с чем любые изменения в налоговой системе нуждаются в анализе на

предмет их влияния на социально-экономическое развитие. Остановимся более подробно на налоге на добавленную стоимость.

Речь о том, чтобы снизить налоговую ставку по НДС и улучшить его администрирование идет давно. В период кризиса проблема НДС стала еще острее из-за его фискальной значимости для бюджета. Необходимо организовать работу по совершенствованию НДС, с тем, чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходной части бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков, а также для налоговых органов с точки зрения его администрирования.

В настоящее время в научных кругах и бизнес-сообществе активно обсуждаются две проблемы, связанные с НДС: об экономической целесообразности и необходимости снижения его ставки; о необходимости и возможности отмены НДС (возможно с одновременным введением налога с продаж).

Предложение по снижению ставки НДС было обусловлено, в первую очередь, потребностью дальнейшего снижения налоговой нагрузки на отечественных производителей, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, что должно способствовать ускорению экономического роста. Также снижение НДС целесообразно для того, чтобы:

– повысить собираемость налогов, расширить налогооблагаемую базу за счет уменьшения объема операций налогового планирования, выхода бизнеса

из «тени»;

– сделать экономику более прозрачной и легальной, что крайне необходимо для ее нормального развития, привлечения финансирования и т.д.;

– стимулировать экономический рост, создать предпосылки для постоянного увеличения налоговой базы в будущем;

– улучшить инвестиционный климат, увеличить приток капитала в РФ;

– повысить конкурентоспособность наших товаров на мировых рынках;

– снизить уровень коррупции;

– создать стимулы для развития не сырьевого и инновационного сектора

экономики;

– поддержать фондовый рынок.

Говоря о снижении НДС, следует отметить, что научный интерес представляет позиция о целесообразности применения в налоговой системе унифицированной либо дифференцированной ставки налога на добавленную стоимость. При рассмотрении вопроса о характере построения налоговых ставок необходимо иметь в виду, что и единая, и дифференцированная ставка налога имеют как определенные преимущества, так и недостатки.

По мнению И. А. Майбурова, можно снизить ставку НДС до 10 % для всех товаров (услуг, операций), облагаемых сейчас по ставке 18 %. При этом для импортной продукции следует увеличить таможенную пошлину на величину снижения НДС. Тогда потери бюджета будут определяться снижением НДС только для отечественной продукции, реализуемой в России, и, как показывают расчеты, не превысят 0,4-0,5 % ВВП. Это значительно меньше, чем расходует государство на поддержку экономики.

Министерство финансов РФ рассматривает возможность введения единой ставки НДС для всех налогоплательщиков на уровне 12-13 % (основные ставки НДС в настоящее время 18 % и 10 % по отдельным товарам), но делает ударение на то, что введение единой ставки имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Вместе с тем, снижение ставки будет способствовать увеличению объемов реализации товаров (работ, услуг), вследствие чего произойдет прирост поступлений в бюджет налога на прибыль, налога на доходы физических лиц. Однако в любом случае эти поступления не превысят потерь от НДС, рассчитываемого по существующей ставке. Кроме того, возможно снижение цен на товары (работы, услуги), ранее облагаемые НДС по ставке 18 %. За счет этого фактора можно ожидать снижение темпа роста базовой инфляции.

Одним из аргументов в пользу снижения ставки НДС является то, что данная мера позволит существенным образом повысить инвестиционную активность предприятий обрабатывающего сектора экономики и будет способствовать развитию производств с высокой добавленной стоимостью на территории России. Таким образом, появится дополнительный стимул для вложения средств в промышленность.

Сторонники введения в России унифицированной ставки НДС обращают внимание и на значительное упрощение его администрирования. Станет проще процедура ведения книг покупок, книг продаж, составления счетов-фактур. Исчезнет необходимость раздельного учета покупок и продаж, облагаемых по разным ставкам, упростится форма налоговой декларации. Станет более легкой процедура проведения аудита и налоговых проверок. Практика показывает, что сегодня 30-40 % времени, отведенного на проверки, уходит на анализ и контроль правомерности распределения запасов, закупок и продаж по группам товаров, облагаемых по разным ставкам.

Широкое распространение получили ряд криминальных и полукриминальных форм уклонений от уплаты налогов, например, реализация товаров, работ, услуг без документального оформления или по заниженным ценам, обналичивание денежных средств по фиктивным договорам с фирмами однодневками и др. Единая ставка позволит пресечь реализацию всевозможных схем, основанных на применении различных ставок НДС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: