Основные этапы развития средневековой философии.




1. Патристика (2-8 вв.) – формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли. Наиболее острые проблемы – тринитарная (о соотношении ипостасей Бога), христологическая (сочетание во Христе божественной и человеческой природы), антропологическая (божественная благодать, греховность человека, проблема свободы воли, спасение и искупление). Различают западную патристику (Ориген, Тертуллиан, Боэций, Кассиодор, главная фигура – Аврелий Августин) и восточную (византийскую) патристику (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Характерная особенность – интерес к немногим известным средневековью отрывкам из диалогов Платона.

2. Схоластика (9-14 вв.) – Попытка рационального обоснования и систематизации христианского вероучения. Основные проблемы: доказательство бытия Бога, соотношение веры и разума, проблема свободы воли, провиденциализм (истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога). Проблема универсалий. Интерес к сочинениям Аристотеля. Фома Аквинский, Эриугена, Гуго Сен-Викторский, Абеляр, Альберт Великий, Бонавентура, Роджер Бэкон, Дунс Скот, Уильям Оккам.

Идейные основы:

1. Теоцентризм (религиозный характер). Тесная связь с Библией, идеи которой задавали основную проблематику средневековой философии. Подчинение философии богословию. Основной предмет размышления – Бог.

2. Креационизм. Бог творит мир из ничего словом в один момент (но многое потенциально). Начало всему дается чистым актом благой воли, свободно, бескорыстно как дар. Так перерубается узел проблем античной философии о едином и многом. Бог есть несотворенное бытие. Все остальное сотворено им и есть не само бытие, а обладающее бытием. Бог создал пространство и время, до творения мира была только вечность.

3. Универсализм – стремление к выработке универсального, всеохватывающего знания о мире. Стремление охватить мир в целом, представить его как законченное целое (при реальной раздробленности жизни). В результате – тенденция к абсолютизму. Наиболее полно воплотился в так называемых «суммах», своеобразном жанре философской литературы, в которой огромный по объему материал приводился к единству одним общим замыслом. «Сумма теологии» Альберта Великого, «Сумма против язычников», «Сумма теологии» Фомы Аквинского, «Сумма логики» Уильяма Оккама.

4. Символизм мышления – поиск в вещах и явлениях окружающего мира скрытого смысла, потаенной истины. Библия и весь процесс познания рассматривался как символическое истолкование Божественной реальности. Самые общие понятия (универсалии) также имели символический характер.

5. Принцип оппозиции духа и тела. См. ниже в антропологии.

6. Провиденциализм. Бог как личность правит миром, властен над всем, все знает наперед. Из этого следует: не надо ни о чем заботиться; Бога (т.к. он личность) можно просить защитить, простить, поменять судьбу; изменить ход человеческой судьбы можно актом веры в Бога и исполнением моральных заповедей; грех можно искупить; Бог может помиловать; фатальность исчезает.

7. Эсхатологизм. Учение о конце света, втором пришествии Христа, Страшном суде и воскресении мертвых (они воскреснут телесно, но это будет не наше бренное биологическое, а иное тело).

 

Специфика: философия носила религиозный характер.

 

Основные функции:

1. Защита религии от нападок язычников (2-3 вв.), а позже еретиков.

2. Прояснение божественного откровения, толкование Священного Писания.

 

Идеи и проблемы:

1. Монотеизм. Никейский символ веры (325 г.). «Веруем во единого Бога всемогущего, Создателя всего видимого и невидимого. А также во единого Господа, Иисуса Христа, единородного Сына Божьего, рожденного Отцом своим, от сущности Отца… несотворенного, единосущного с Отцом...; ради нашего спасения Он сошел и воплотился посредством Св. Духа.., а на третий день воскрес и вознесся на небо и приидет вновь, чтобы судить живых и мертвых… Верую в Дух Святый». Строгая трансцендентность Бога. Бог уникален, радикально отличен от всего другого. Такой Бог немыслим в античной философии. Бог есть бытие, первоначало мира, но бытие живое, волящее, т.е. личность. Аврелий Августин (354-430) определил атрибуты Бога – Бытие (гл.), Истина, Личность, Воля, Благо, Любовь. Определение Бога и Его природы недоступно для человека. Бог «Благой без качеств; Великий без количеств; Творец без нужды, заказа и зависимости; Содержащий все без внешнего; Вездесущий без изменений в себе».

2. Доказательства бытия Бога. Обобщающая роль здесь принадлежит Фоме Аквинскому. Его доказательства:

- «Все в мире причинно обусловлено – значит, есть Первопричина».

- В мире есть движение, значит, есть Перводвигатель.

- Все конечные вещи случайны, значит, есть Необходимое существо.

- Творение несовершенно, значит, существует Совершенное бытие.

- Все в мире целесообразно, значит, есть разумный Зодчий.

3. Проблема соотношения веры и разума.

Заслуга средневековой философии – введение в употребление идеи веры. Вера понимается как некоторое бытийное состояние человека, жизнь в Боге. Идея откровения как встречного движения истины к человеку.

Суть проблемы: главная задача средневековой гносеологии – познание Бога. Можно ли познать Бога с помощью разума? Или только с помощью веры (откровения)?

В целом вера ставилась выше разума.

1. Знание и вера – антиподы. Принципиальная непознаваемость Бога средствами разума. Вера не нуждается в знании, т.к. она – откровение. Тертуллиан. «Верую, ибо абсурдно».

2. Знание и вера должны объединиться и обеспечить реализацию богословия. Единство веры и знания в раннем средневековье.

2.1. «Верую, чтобы понимать» позиция Августина. Вера стимулирует и продвигает понимание. «Не имея веры, не можешь понять» (Исаия). Вера – отправной пункт философии, разум только растолковывает откровения веры.

2.2. «Понимаю, чтобы веровать » – позиция Абеляра. Разум доводит человека до своих границ, а далее – вера. Абеляр говорил, что понимают с помощью веры и разума, а принимают с помощью Божественной благодати.

3. Знание и вера могут сосуществовать, т.к. у них разные источники. Начиная с 13 в. - тенденция размежевания разума и веры (влияние Аристотеля). Хотя Аквинский пытался их примирить. Знание замыкается на разум, вера – на откровение. Поэтому философские и теологические истины не исключают друг друга. Теория двойственной истины Аверроэса (12 в.), Сигера Брабантского (13 в.). Альберт Великий выделяет следующие различия между философией и теологией. 1) Ф. отталкивается от непосредственно очевидного, веру же сопровождает свет, открывающий другие горизонты; 2) Ф. – путь разума, вера – дальше и выше разума; 3) Ф. идет от сотворенного, вера – от Бога, явленного в откровении; 4) Разум не вникает, что есть Бог, но вера в некоторых границах знает это; 5) Ф. – теория, вера – интуитивно-эмоциональна, это любовь к Богу.

У Оккама (14 в.) между верой и разумом уже лежит пропасть. Истины Откровения принципиально избегают света разума, а философия – не служанка теологии. Таким образом, уже в рамках средневековой философии создаются предпосылки для выделения философии и науки в самостоятельные области интеллектуальной и духовной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: