Политическое развитие Московского государства в XV - начале XVI вв. Складывание системы общегосударственных органов управления




Объединение Руси на всех этапах сопровождалось борьбой за ликвидацию иноземного ига. На второй период объединительного процесса приходится самая знаменательная попытка добиться этого военными методами. Куликовская битва, закончившаяся победой русских дружин, способствовала значительному укреплению авторитета Москвы как центра объединения страны. Однако говорить о полном свержении ига было еще преждевременно, общее соотношение военных сил было еще не в пользу Москвы. Это подтвердил произошедший двумя годами позже опустошительный набег на Русь хана Золотой Орды - Тохтамыша.

На этом этапе для рождающейся Великороссии большую опасностьпредставляло также Великое Литовское княжество. Литву обошли татаро-монгольские орды, не пострадали от нападения и русские земли, вместе с коренными литовцами составившие политическое и экономическое ядро Великого княжества. Опираясь на это ядро, великий князь Гедимин и его потомки сдержали агрессию Ордена, разгромили татар при Синих Водах в 1362 году и осуществилирасширение границ за счет Малой и Великой Руси. В тот период Великое княжество Литовское имело неоспоримое превосходство над Московским почти во всех отношениях (по количеству населения, уровню экономического развития, площади и богатству хозяйственных угодий), что позволило ему и впредь увеличивать разрыв с Московией в степени развития производительных сил.

Особое значение на втором этапе объединительного процесса имело противостояние Москвы и Великого Новгорода. В это время Новгород стал оплотом политического сепаратизма и всех враждебных Руси сил. В борьбе с Москвой новгородская верхушка неоднократно пыталась опереться на поддержку Литвы. В 1456 году Василий II совершил поход на Новгород. Разгромив новгородское ополчение, он продиктовал Новгороду свои условия мира: отмена законодательного права вече, переход части Новгородских территорий под власть Москвы, уплата значительной контрибуции, обязательство Новгорода не поддерживать противников Москвы.

В середине XV века Московское княжество, включившее в себя на протяжении XIV - первой половины ХV веков большую часть Северо-Восточной Руси, представляло собой территориальное ядро формировавшегося Русского государства, общепризнанной столицей которого стала Москва, а политическим главой всей Руси московский великий князь. Объединительная политика московских великих князей пользовалась поддержкой подавляющего большинства господствующего класса феодалов, церкви, горожан и других слоев населения, заинтересованных, хотя и с разных социальных позиций, в государственно-политическом объединении страны, в укреплении государственной власти.

В процессе объединения русских земель возникали и первые элементы государственной централизации: превращение Москвы в государственно-политический центр для всей страны, постепенное сосредоточение всей полноты власти в руках московских князей, ограничение политических прав и привилегий феодальной земельной знати, упразднение отдельных политических институтов и др.

Успехи Москвы в политическом объединении Руси, территориальноерасширение Московского княжества, победа великокняжеской власти над удельно-консервативной оппозицией в феодальной войне второй четверти XV века создали условия для перехода к завершающему этапу объединительного процесса. Началась государственно-политическая централизация, ликвидация самостоятельности последних крупных феодальных центров на Руси: Тверского, Ярославского, Ростовского и Рязанского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик.

Эта задача была решена в правление Ивана III и его сына Василия III. Очередное военное противостояние Москвы и Новгорода, произошедшее 1471 году, привело к ликвидации Новгородской республики. Однако сила традиций была настолько сильна, что московская великокняжеская власть пошла на некоторые уступки, сохранив городу некоторое подобие автономии.

Почти одновременно, в 1480 году было свергнуто монгольско-татарское иго. Ахмед-хан, заключив союз с польско-литовским королем Казимиром IV, вторгся в Русскую землю, чтобы снова заставить московского великого князя платить дань (выплата дани была прекращена Иваном III уже за несколько лет до этого). Попытка Ахмед-хана форсировать реку Угру в октябре 1480 года оказалась неудачной. Не дождавшись помощи от Казимира и опасаясь надвигавшейся зимы, Ахмед-хан увел свое войско обратно. «Стояние на Угре» закончилось освобождением Русской земли. Оно было подготовлено многолетней борьбой народных масс против завоевателей и успехами объединительного процесса. Так закончилось 240-летнее ордынское иго. Орда распалась на ряд самостоятельных ханств, борьбу с которыми Русское государство вело на протяжении многих лет, постепенно включая их в свой состав.Свергнувшая ордынское иго Москва еще более активно продолжала объединение русских земель.

Также Ивану Ш удалось ликвидировать опасный мятеж удельных князей, братьев Ивана III, недовольных усилением власти великого князя.В 1485 году многовековой противник Москвы - Тверь, после недолгого сопротивления сдалась московскому войску. В 1489 году была присоединена Вятская земля, важная в промысловом отношении. В 1494 году между Российским государством и Великим княжеством Литовским был заключен мир, по которому Литва согласилась вернуть России земли в верховьях Оки и город Вязьму. Впоследствии к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Сожи и верхнего течения Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль - всего 25 городов и 70 волостей.

После еще одной неудачной войны с Россией в 1507-1508 годах литовское правительство заключило «вечный мир» с Россией, признав ее права на земли, отошедшие от Литвы. В 1483 - 1485 годах произошли крупные волнения смердов в Пскове. Московская великокняжеская власть использовала их, чтобы склонить на свою сторону массу псковского населения и ослабить позиции знати. Иван III приказал освободить арестованных смердов. В 1510 годуПсковская республика, бывшая самостоятельной после отделения от Новгорода, прекратила свое существование. После присоединения Пскова, часть его бояр и купцов была переселена оттуда в центральные земли.

В XIV - XV веках затраты на военные нужды составляют более 90% всех государственных расходов, прежде всего, это расходы по обороне рубежей, вызванные борьбой за освобождение от татаро-монгольского ига и за объединение русских княжеств в централизованное государство. Натуральное хозяйство и низкий уровень развития производительных сил выдвинули в качестве основного богатства землю. Расчеты со «служилыми людьми» производились землей, возникает так называемый поместный приказ, задача которого заключалась в точном распределении земельных участков сообразно занимаемой должности и своевременном возвращении участка в государственные руки по смерти «служилого человека». С образованием Московской Руси всеобщей окладной единицей становится соха, с 1490 по 1505 годы в государстве проводится «посошная» опись, в которой были учтены как земельные угодья, так и само население. Государство на основе писцовых книг определяло общую сумму налога по стране, которая потом распределялась по уездам, волостям и деревням. Определение величины налога на двор определялось по раскладочному принципу. В последнем учитывалось имущественное положение отдельных лиц. Размеры сохи менялись, и только во второй половине XVI века законодательно были установлены размеры сохи как единой окладной единицы России. Денежные выплаты из казны стали производиться лишь с XVI века казакам, охранявшим южные границы государства.

Развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. При вступлении в должность местное население платило наместнику и волостелям «въезжие» и трижды в год «корм». За наместником сохранялось право вместо натурального «корма» требовать денежное содержание. В пользу наместника поступали и другие платежи, например «новорожденный убрус», или сбор с новобрачных, судебные пошлины и др. Платежи населения по системе кормления производились в дополнение к централизованным платежам.

Государственные доходы и расходы не отделяются от доходов и расходов Великого князя, так как Государь рассматривался не как глава государства, а как вотчинник. Доходы государство получало деньгами и натурой. Натурой поступали хлеб, воск, лошади, меха и др.

Косвенное обложение зарождается в России на рубеже XV-XVI веков, возникают государственные регалии, трактирные сборы, растут пошлины. Расширяются товарно-денежные отношения, как закономерное явление в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств. С целью увеличения доходов казны вводится монополия на продажу хлеба, пеньки, ревеня, меда и т. д. Казна скупает ряд товаров русского внутреннего рынка по твердым ценам для перепродажи по более высоким за границу. В то время был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий. Появляются новые налоги - пищальные и ямчужные деньги, связанные с необходимостью вооружения стрелецких полков. Во всей России вводится ратная повинность, однако некоторые категории населения могли вносить вместо нее денежные суммы. Основной формой налогов в XV-XVI веков остаются натуральные налоги, но все большее значение приобретают и денежные налоги.

По мере складывания централизованного государства создавалась и система управления.ВXV- первой половине XVI веков реальный объем власти московского князя постоянно возрастал, но было бы неверным представлять московских великих князей абсолютными монархами.Большое значение при князе играл совет (дума),состоявший из наиболее знатных бояр. Боярская дума, ставшая при Иване III постояннымсовещательным органом,вместе с князем осуществлялазаконодательные функции и верховное управление, была высшей судебной инстанцией. Боярство было представлено людьми из старых московских фамилий. В их среде сложились местнические отношения, которые регламентировались «службами предков».С присоединением новых земель в Думу стали входить и «княжата» (бывшие удельные князья и их потомки). Удельные князья, потеряв часть своих привилегий, еще долгое время продолжали сохранять политическое и экономическоевлияние в своих уделах. Знать занимала важнейшие государственные должности (наместники, воеводы и т. п.), руководствуясь местническими принципами.

В борьбе с удельной знатью великие князья опирались на дворянство, которое составляло основу армии и, начиная с правления Ивана III, стало постепенно входить в Боярскую думу.

В условиях централизации государства требовалась организационная перестройка и отраслевая специализация органов управления. Дворцовые органы, ведавшие ранее только княжеским хозяйством, не были приспособлены к управлению большим государством. Начинает формироваться система приказов, ведавших определенными вопросами государственного управления, в XVI веке они стали основной формой управления государственными делами.

Приказы, в отличие от дворцовых ведомств, имели определенную организационную структуру, штат профессиональных служащих, свой порядок делопроизводства. Каждый приказ руководил определенным направлением (отраслью) государственной деятельности и являлся отраслевым органом управления.Позже наряду с отраслевыми приказами появились территориальные приказы.

В первой половине XVI века сформировались важнейшие административные приказы - Разрядный, Посольский и Поместный. Также были образованы военные, финансовые, дворцовые приказы. Выполняя управленческие функции, приказы одновременно являлись судебными органами по вопросам, связанным с их деятельностью. Создавались и отдельные судебно-полицейские приказы. В приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела. Зачастую приказы дублировали функции друг друга, но, несмотря на недостатки, для своего времени приказная система управления была прогрессивным явлением.

На ранних стадиях развития Московского государства сохранялась унаследованная от предшествующего периода дворцово-вотчинная система управления, при которой центральное управление осуществляли княжеские слуги. В связи срасширением территории государства и усложнением его деятельности дворцово-вотчинная система быланесколько модернизирована за счет разделения функций между тремя подразделениями - княжеским дворцом, казной и «путями» (отдельными отраслями княжеского хозяйства).Из органов, обслуживавших, в первую очередь, личные нужды князя, они постепенно превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством.

На местах управление осуществлялось наместниками и волостелями. Они выполняли административно-полицейские, фискальные, судебные и военные функции, являлись сборщиками доходов князей. Наместники были также военными начальниками города и уезда. По старому обычаю они содержались за счет населения.

Города в Московском государстве не имели права самоуправления, хотя вопросы местного значения во многом решались выборной администрацией посадов. За поддержание в надлежащем состоянии оборонительных сооружений и коммуникаций отвечали городчики (в последующем - городовые приказчики), которые назначались князем и напрямую ему подчинялись.

В период формирования и развития централизованного государства произошли изменения и в организации вооружённых сил. Вооружённые отряды феодалов не отвечали интересам великокняжеской власти, так как представляли собой силу противников централизации. Со второй половины XV века основой вооружённых сил стало дворянское ополчение - дворянские полки, служившие опорой великого князя. Кроме того, московские князья привлекают к несению военной службы землевладельцев, всех служивых людей вотчин и поместий, одновременно запрещают «отъезд» служивых людей к другим князьям.

Поместное или дворянское войско основывалось на поместной системе, то есть на привлечении боярских детей и дворян к несению военной службы со своих владений. Оно состояло из служивых людей, получивших за свою службу в условное владение земли, которые были источникам их доходов. Поместья раздавались тем служилым людям, кто фактически нёс военную службу. У тех же, кто терял способность к службе, поместья отбирались. Размер поместья определялся длительностью и безупречностью службы. По размеру поместья определялся количественный состав вооруженных лиц, выступающих вместе с владельцем. Кроме того, владельцы поместий получали денежный оклад. Эта система позволила создать многочисленное поместное войско из дворян, сторонников централизованной власти. Поместное ополчение по положению было выше феодального войска, состоящего из отрядов во главе с феодалом.

Поместную систему заложил Иван III, который раздал конфискованные у 70 новгородских вотчинников земли двум тысячам московских служилых людей. Размер поместного оклада колебался от 100 до 750 десятин земли в зависимости от территории, заслуг, занимаемой должности.

Иван IV существенно упорядочил несение военной службы с поместных владений. Он в 1550 году после большого смотра выделил 1000 «помещиков»из детей боярских и лучших слуг и наделил их поместьями вокруг Москвы. Эта элитная тысяча, впоследствии «московские чины», была вооруженной силой царя и его охраной.

В соответствии с «Уложением о службе» 1556 года военно-поместная система получила юридическое оформление. По Уложению с каждых 50 десятин по первому требованию должен быть выставлен один человек.Размер земли 50 десятин (100 четвертей) назывался «поместным окладом». Уложение не различало службу с поместий и вотчин, нормы для бояр были одинаковы. Военная служба дворян в соответствии с Уложением 1556 года начиналась с 15 лет и была пожизненной и наследственной. Комплектование дворянского войска осуществлялось путем записи в полковые списки. Списки составлялись на смотрах всех служилых дворян и детей боярских. Смотры проводили «московские чины» и местные воеводы.

На смотрах списки составлялись по категориям, велся четкий учет каждого из них. Московские чины следили за тем, чтобы дворяне не укрывались от службы, не утаивали размеры своих земельных владений, количества сыновей. Им помогали выбранные из дворян «окладчики» или «добрые и праведные и знающие люди».

Дворянин, поступив на службу, принимал присягу (крестоцеловальная запись) на верную службу царю. Дворянская служба могла быть полковой (походной) или городовой (осадной). В полковую службу записывали молодых и подготовленных служилых людей. В мирное время полковая служба заключалась в охране границ государства, за нее выплачивались и поместные денежные оклады. Городовая служба осуществляла охрану городов, крепостей, сооружений. Эту службу несли дворяне, не способные по состоянию здоровья к походной службе.

Во время войн к службе привлекались крестьяне и горожане. Крестьяне призывались с «сохи», назывались «посошной ратью» и выполняли различные работы по обслуживанию войск. Городское население привлекалось к обслуживанию лиц «городовой» службы и охране городов. В военное время со двора выставлялись пищальники, принимавшие участие в боевых действиях.

Для несения пограничной сторожевой службы с 15 века правительство стало привлекать казаков. Им были предоставлены определенные льготы за службу. С этого времени казаки стали частью вооруженных сил. Русское войско строилось по полкам. В зависимости от разряда каждая самостоятельно действующая рать имела три или пять полков. Государев же полк в походах выступал самостоятельно, если во главе войска стоял государь, если нет, то он выступал в качестве большого полка. Верховным управителем войск был великий князь. Он вместе с боярской думой производил организационные перестройки в ратном деле, мобилизовал в военное время войско, определял порядок набора армии.

Вооруженными силами ведали военные приказы. К ним относились приказы Разрядный и Поместный. Ратными делами на местах занимались наместники. В их функции входили руководство местной обороной, учет служилых людей, формирование и командование полками, сбор по сошных людей и т.д. Тыловое обеспечение войск осуществлялось за счет взятых с собой припасов или за счет населения местностей, по которым проходили войска или в которых стояли.

Дворянское конное ополчение и наличие артиллерии способствовали укреплению великокняжеской армии, а приводимые боярами и княжатами дружины постепенно стали играть второстепенную роль.Таким образом, образование русской армии сопровождалось созданием регулярных вооруженных сил, которые были призваны для выполнения как внешних, так и внутренних задач государства.

Развитие феодальных отношений, образование централизованного государства требовали создания существенно новых законодательных актов. В целях централизации государства, всё большего подчинения власти московского князя издавались уставные грамоты наместничьего управления, регламентировавшие деятельность кормленщиков, ограничившие в какой-то мере их произвол. Наиболее ранними уставными грамотами были Двинская (1397 или 1398) и Белозерская (1488). Памятником финансового права является Белозёрская таможенная грамота 1497 года, предусматривавшая сбор внутренних таможенных пошлин путём сдачи их на откуп.

Но самым значительным памятником права был Судебник 1497 года. Главной целью его было распространение юрисдикции великого князя на всю территорию Русского централизованного государства. Судебник внёс единообразие в судебную практику Русского государства. Он имел и другую цель - закрепить новые общественные порядки, в частности, постепенное выдвижение мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. В угоду этим социальным группам он внёс новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а главное, положил начало всеобщему закрепощению. Судебник сформулировал экономические основы жизни России: был определен статус вотчин и поместий, принципы собственности и власти - не только как таковые, но и по отдельным группам. Немало места уделено системе уголовных наказаний за различные преступления.

Судебник отрегулировал организационно-системные отношения судебной власти. Раньше самым распространенным способом судебного разбирательства был поединок, а вводимые элементы расследования, а также сбора и учета свидетельских показаний (хотя бы и добытых в пытках) были серьезным нововведением. В Судебнике формулируется впервые чрезвычайно важное принципиальное постановление о том, что Судебник является не правом судебных и административных органов, не их доходной статьей, а их обязанностью, решительным образом проводится взгляд о том, что частный интерес должен уступать уголовному требованию государства, а личный интерес судебного органа - интересу стороны в процессе. Фиксируются многочисленные злоупотребления судебных и административных должностных лиц и принимаются меры к их устранению. В Судебнике проводятся принципы классовой юстиции, усилены наказания для различных групп преступников и устанавливается новая форма процесса (розыск).

Судебник 1497 года не просто обобщил накопившийся правовой материал, больше половины статей было написано заново, а старые нормы часто в корне переработаны. Онсодержал, главным образом, нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Судебник можно считать основным ядром, вокруг которого стала складываться система московского, а потом и всероссийского права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: