Кейсы по методике ЭКОНОМИКЕ




Задание № 6 Какова структура процесса обучения экономике в современной школе? Сформулируйте цели урока по теме «Экономический цикл» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В., стр.112) и продумайте методические приемы их достижения. Решение Урок – основная форма организации обучения экономике в современной школе В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Цели урока ставятся в соответствии с целями обучения, результатом педагогической деятельности является уровень обученности, развитости и воспитанности учащихся. Типология и структура уроков. Данной проблематике посвящено много научных работ., и тем не менее и на сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Классификация уроков по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся., в соответствии с этим подходом выделяют пять типов уроков: уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, уроки обобщения и систематизации, комбинированные уроки, уроки контроля, коррекции знаний, умений и навыков. · Урок изучения нового материала. Целью данного урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого учащиеся должны подключиться к решению таких дидактических задач как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию ценностных ориентиров. Наиболее приемлемы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего классов, так именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупно-блочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.п. Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа уроков, являются весьма разнообразными: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа) · Урок совершенствования знаний, умений и навыков.Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение знаний, б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний, в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, г) формирование умений и навыков, д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков. Уроки-самостоятельных работ (репродуктивногоьтипа – устных или письменных упражнений), б) урок – лабораторная работа, в) урок практических работ, г) урок-экскурсия, урок-семинар. · Урок обобщения и систематизации нацелен на решение двух основных дидактических задач – установления уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по основным вопросам программы, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения. · Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изученного материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; г) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока. · Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.. Тема урока: «Экономический цикл» Цель урока: 1. Обучающие: - проверить сформированность понятий экономический рост, интенсивный экономический рост, экстенсивный экономический рост, факторы экономического роста - Проверить систему знаний о факторах экономического роста, - сформировать систему знаний об экономическом цикле, - сформировать систему знаний об основных периодах экономического цикла, - сформировать систему знаний о причинах экономических циклов сформировать систему знаний о видах экономических циклов 2. Развивающие 1. проверить сформированность умений приводить примеры 2. проверить сформированность умений доказывать свою точку зрения. 3. проверить сформированность умений слушать ответы одноклассников, выявлять и исправлять недочеты в их ответах, дополнять ответы товарищей. 4. проверить сформированность умении оценивать работу на уроке. 5. сформировать умения вырабатывать свое мнение, аргументировано его выражать 6. формировать умение работать самостоятельно с текстом учебника 3. воспитывающие: 1. воспитывать ответственное отношение к подготовке к уроку. 2. воспитывать интерес к изучению экономики, 3..воспитывать стремление к самообразованию. 4. воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, 5. воспитывать умение внимательно выслушивать ответы одноклассников и объяснения учителя. Методические пути: проблемное обучение, объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, исследовательский.
Задание № 7 Укажите условия, значение и методические пути формирования экономических представлений на уроках экономики. Сформулируйте цели урока по теме «Безработица» и предложите методические пути формирования экономических представлений (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В., стр.154). Решение Основная цель экономического образования: сформировать у школьников общие представления о механизмах рыночной экономики для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей – потребителя, производителя, менеджера, гражданина. Условия формирования экономических представлений у школьников: 1) организация спецкурса по экономике и аксиологизация его содержания будет предоставлять возможность приобретения каркаса экономических знаний, опыта решения экономических задач, кейсов и будет способствовать становлению когнитивного компонента экономического познания старшеклассников; 2) создание ситуаций нравственного выбора будет являться способом актуализации эмотивного компонента экономического познания старшеклассников; 3) разработка старшеклассниками бизнес-проектов будет интегрировать экономические знания и развивать инициативу, решительность, предпринимательскую честность и ответственность, способствовать становлению деятельностного компонента экономического познания. Значение формирования экономических знаний как основы развития мировоззрения ученика, возможности экономического образования и воспитания каксистемообразующего фактора- это необходимость экономической грамотности для обеспечения участия граждан в том, что происходит в их стране, сложность современной учебной литературы по экономике, ее перегруженность математическими выкладками, затрудняющими понимание проблематики, принадлежащей отрасли гуманитарных наук. Всеобщее экономическое образование в школе должно включать в себя ознакомление с вопросами, раскрывающими их настоящие и будущие функции, но, тем не менее, минимум экономических знаний должны получить все учащиеся старших классов. при реализации программы «Основы экономики» используются такие методы обучения: 1. Словесные - беседы, дискуссии, дебаты, лекции и т.д. Темы формулируется в виде проблемных вопросов. При работе подобным образом учащиеся постоянно озадачены вопросами типа: Почему? Для чего? Как? С какой целью? Каким образом? Т.е. реализуется актуальный современный принцип обучения - «к учащимся не с ответом, а с вопросом». Преподаватель в такой ситуации является арбитром при высказывании учащимися различных мнений и в конце занятия дает правильный ответ на поставленные вопросы с разъяснением теоретических положений. Например: - по теме «Основные понятия экономики», предлагаются вопросы для дискуссии: «Является ли хозяйственная деятельность экономической?»; «Каковы, на ваш взгляд, преимущества и недостатки рыночной экономики?»; - по теме занятия, выбранной учащимися для обсуждения, связанной с проявлением такого экономического явления как инфляция, вопрос формулируется следующим образом: «Как вы думаете, каким образом инфляция будет влиять на ваш семейный бюджет?». - по теме «Мир денег» к проблеме "лишних", свободных денег предлагается дискуссия по вопросу: «Как вы понимаете высказывание Шекспира: "Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет"- то есть, деньги должны работать. Эта проблема также может быть поставлена, например, при изучении акционерных обществ. 2. Наглядные методы, используемые мной в программе, включают в себя демонстрацию образцов финансовой отчетности конкретных фирм, бизнес-планов отдельных фирм и хозяйств, образцов договоров, рекламных проспектов известных фирм, маркетинговых отчетов, организацию экскурсии в рекламное агентство (с целью ознакомления с рекламным бизнесом); экскурсий на продуктовый рынок и в супермаркет (с целью ознакомления с ценовой политикой и организацией непосредственно торговых павильонов, а также для ознакомления с мерчандайзингом - работой по выкладке товаров, визуальному оформлению витрин для достижения наибольшей ясности, читабельности витрин и привлечения потребителей к брендам) и т.д. 3. С целью обучения четкому и грамотному формулированию мыслей, умению располагать мысли в строгой логической последовательности, свободно владеть языком экономических терминов и понятий - мной используется метод написания эссе. Темы для эссе подобраны для определенных экономических тем. Например: - по теме «Маркетинг» в программе предлагается написать эссе: «В чем, по вашему, заключается маркетинг для владельца автозаправочной станции?», «Какие задачи стоят перед маркетинговым исследованием начинающей туристической фирмы?», 4. Программой успешно используется такой метод, как тестирование. Выбирая нужный ответ среди предложенных вариантов, учащийся думает, размышляет, учится мыслить экономически. 5. Большое внимание в программе уделяется исследовательской работе учащихся. По собственному выбору учащиеся подготавливают мини-рефераты на экономические темы. В программу заложены индивидуальные занятия с учащимися. Предполагаются публичные выступления учащихся с докладами по материалам рефератов. Обсуждение тем. 6. Основным методом в исследовательской деятельности мной заложен метод проектов, который считается одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся. При работе над проектами мной широко используются различные методики эвристической и креативной направленности: мозговой штурм, тренинги на коллективную сплочённость, стимулирование творческой мысли. 7. С целью закрепления знаний учащихся в своей программе я широко использую деловые игры. В соответствии с личным опытом проведения занятий, мной выявлено, что наиболее интересным для учащихся, кроме метода бесед, дебатов и дискуссий, является именно метод проведения деловых игр, где я, как преподаватель, в деловых играх являюсь наблюдателем и арбитром. 1. словестный метод: Беседа по вопросу «Безработица в России, в РФ». Учащиеся работают в группах, формулируя вопросы друг другу. Выводы беседы: Для России безработица - относительно новый феномен. Средний уровень безработицы в России выходит за рамки порогового значения - 10%, Официальный уровень безработицы в России невелик, но фактические масштабы и уровень значительно выше. 2. метод кейса: Решение задач на закрепление подтемы: Верны ли следующие суждения об условиях, способных повлиять на снижение уровня безработицы? А. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнеси увеличение пособий по безработице Б. К условиям, способным повлиять на снижения уровня безработицы, можно отнести уменьшение размера налогов 3. Работа в группах (решение тестов). 1. Верны ли следующие суждения? А. Безработица ведет к перераспределению доходов. Б. Если уровень безработицы уменьшается, то это всегда означает, что большее количество трудоспособных имеет работу. а) верно только А; в) оба суждения верны б) верно только Б; г) оба суждения неверны. 2. Верны ли следующие утверждения? А. Основной причиной фрикционной безработицы выступает несовершенство информации. Б. Отраслевые сдвиги в экономике могут привести к росту фрикционной безработицы. а) верно только А; в) оба суждения верны б) верно только Б; г) оба суждения неверны 3. Под полной занятостью в экономической теории принято понимать ситуацию, когда отсутствует безработица: а) циклическая; б) фрикционная в) структурная 4. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение количества: а) неработающих к числу работающих; б) неработающих к численности рабочей силы; в) безработных к численности трудоспособного населения; г) безработных к численности рабочей силы. 5. Экономически активное население - это: а) безработные, ищущие работу; б) пенсионеры; в) работающие по найму. 4. Домашнее задание: практический метод Компьютерные презентации на темы: Психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Написать эссе на тему «Как решить проблему безработицы?» Решить задачу: Предположим, естественный уровень безработицы составляет 5%, а еe фактический уровень - 8%. Допустим, коэффициент Оукена равен - 2,5. Тогда отставание фактического ВВП от потенциального составит (8% - 5%) х(- 2,5) = - 7,5%: страна "недополучила" 7,5% от потенциального ВВП
Задание № 8 В чем заключается специфика использования дидактических игр на уроках экономики. Сформулируйте цели урока по теме «Конкуренция. Основные типы рынков» и приведите пример организации дидактической игры по данной теме (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 69). Решение Методика использования дидактических игр. Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса: • при объяснении нового учебного материала (например, педагог может подготовить подсказки, которые косвенно дают представление о новом знании, а дети попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки, и найти ключ к правильному решению и т. п.); • при усвоении и закреплении учебного материала (классической игрой в этом направлении является игра «Кто сделает лучший доклад на заданную тему?»). Педагог может ввести критерии, по которым группы будут оценивать доклады друг друга; • при повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является одним из наиболее актуальных и нуждающихся в методах и средствах игровой педагогики). Здесь ученик должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса. Для этого необходимо учебный процесс перестраивать в организационно-деятельностный, где полученные знания смогут учениками преобразоваться в их личные. Здесь необходимо учитывать одно условие: педагог должен знать, чем интересуются дети, что они любят делать, о чем фантазируют, что читают и о чем рассказывают друг другу. Используя знания о возрастной динамике и трансформации потребностей и обогащая их собственными наблюдениями, основанными на реальном ежедневном опыте взаимодействия с детьми, педагог способен спроектировать и провести игру, целью которой было бы повторение пройденного материала. В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Старший школьный возраст. 1. Широкие познавательные мотивы – интерес к экономическим знаниям. 2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке). 3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения. Перед учителем стоят задачи: 1. Привить интерес к экономике. 2. Стремиться мобилизовать потенциальные возможности каждого ученика. 3. Очень важно подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.[16] Выбор игры. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения, поэтому нами был проведён тщательный анализ класса, изучены состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Поставлены следующие задачи: 1. Сформировать самостоятельность. 2. Привить интерес к экономике. Тема урока: «Конкуренция. Основные типы рынков» Цель урока: 1. Обучающие: 1. проверить сформированность понятий «предприниматель,», «менеджмент», «инвестиции», «прибыль», «предельная издержка», «предельная выручка» 2. проверить сформированность системы знаний о фирме и трансакционных издержках, 3. проверить систему знаний капитале и его видах 4. проверить сформированность знаний о вкладе в развитие экономической науки Йозефа Шумпетера. 5. сформировать понятия «конкуренция», «монополия», «картель», «олигополия», 6. сформировать систему знаний о видах конкуренции, о входе на рынок, о лидерстве в ценах. 2. Развивающие 1. проверить сформированность умений приводить примеры 2. проверить сформированность умений доказывать свою точку зрения. 3. проверить сформированность умений слушать ответы одноклассников, выявлять и исправлять недочеты в их ответах, дополнять ответы товарищей. 4. проверить сформированность умении оценивать работу на уроке. 5. сформировать умения вырабатывать свое мнение, аргументировано его выражать 6. формировать умение работать самостоятельно с текстом учебника 3. воспитывающие: 1. воспитывать ответственное отношение к подготовке к уроку. 2. воспитывать интерес к изучению экономики, 3..воспитывать стремление к самообразованию. 4. воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, 5. воспитывать умение внимательно выслушивать ответы одноклассников и объяснения учителя.   Дедактическая игра “Стратегическое планирование на основе текущей ситуации, возможной реакции конкурентов и пошагового реагирования на внешние и внутренние изменения” (2 часа) Применение- контроль знаний по теме «Конкуренция». Суть: В обстановке, приближенной к реальности, провести игровое исследование проблемы противодействия и инерции внешней среды конкурентов. Концепция: Аудитория разделяется на два конкурирующих предприятия, и каждая группа разрабатывает независимую и неизвестную друг другу стратегию деятельности. “Шаг” игры делается независимо. Преподаватель-рефери на основе мер, принятых каждой из групп формирует входящие условия для следующего шага. Игра продолжается до тех пор, пока одна из групп не захватит весь рынок (засчитывается победа) или одна из групп будет вынуждена принять решение, противоречащее принятой миссии или корпоративной стратегии (засчитывается поражение).
Задание № 9 В чем потенциал применения активных и интерактивных методов обучения экономике. Сформулируйте цели урока по теме «Налоги и бюджет» и приведите пример использования данных методов (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 117). Решение Сегодня, в условиях информатизационной насыщенности общества, когда студенты являются активными пользователями информационных ресурсов Интернет, перед педагогом стоит еще одна немаловажная задача — организация учебного процесса посредством привлечения новых, интересных, мотивирующих образовательных технологий, самыми результативными из которых, бесспорно, являются активные и интерактивные технологии. «Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения». В практике преподавания по направлению подготовки «Экономика» применяются такие формы активного и интерактивного обучения, как тренинг-семинар, кейс-семинар, семинар-«аквариум» и др. каждая интерактивная методика решает определенные задачи, отличается конкретными преимуществами. Главным же достоинством этих методов мы считаем вовлечение студентов в процесс обучения по дисциплине «Макро- экономика», чего невозможно достичь при использовании традиционных подходов к обучению. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Методы и приемы интерактивного обучения Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках. Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме. Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами. Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии. Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи. Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита. Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. использование активных методов в обучении приводит к положительным результатам: они позволяют формировать различные компетенции учащихся путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, тогда учебная информация переходит в личностное знание учащихся. использование в учебном процесс интерактивных технологий обучения способствует приобретению студентами профессиональных, личностных и межличностных компетенций, наличие которых повышает конкурентоспособность и профессионализм будущих специалистов, увеличивает мотивацию к учебе и саморазвитию, способствует межличностному взаимодействию студентов в учебной группе. самые распространенные методы активного обучения: Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме. Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование. Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений. Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом. Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.   Тема урока: «Налоги и бюджет» Цель урока: 1. Обучающие: 1 познакомить учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе; 2. сформировать понятия «налоги», «прямые налоги», «косвенные налоги». «внебюджетные фонды», «Государственный бюджет». 7. сформировать знания о кривой Лаффера. 8. сформировать понятия о видах и размерах налогов, 2. Развивающие 1. проверить сформированность умений приводить примеры 2. проверить сформированность умений доказывать свою точку зрения. 3. проверить сформированность умений слушать ответы одноклассников, выявлять и исправлять недочеты в их ответах, дополнять ответы товарищей. 4. проверить сформированность умении оценивать работу на уроке. 5. сформировать умения вырабатывать свое мнение, аргументировано его выражать 6. формировать умение работать самостоятельно с текстом учебника 3. воспитывающие: 1. воспитывать ответственное отношение к подготовке к уроку. 2. воспитывать интерес к изучению экономики, 3..воспитывать стремление к самообразованию. 4. воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, 5. воспитывать умение внимательно выслушивать ответы одноклассников и объяснения учителя. Активный метод обучения: Деловая игра с применением активных методов обучения- презентации по теме «Налоги и бюджет» Цели занятия: Образовательная -обобщение и закрепление знаний обучающихся по пройденным темам курса. В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки. Развивающая -способствовать развитию логического мышления, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Воспитательная -формирование устойчивых интересов к выбранной специальности. Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений. Задача занятия -через игру в контексте экономизации образования - научить обучающихся в игровой форме логике экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий. Тип урока - проверка знаний по курсу дисциплины Оборудование-ноутбук, видеопроектор, калькулятор, карточки с заданием. ПРАВИЛА ИГРЫ Обучающиеся (группа) делятся на 2 команды - налоговые инспекции. Преподаватель знакомит участников игры с правилами игры и с членами комиссии (администрация и преподаватели). Преподаватель объясняют ситуацию: государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому в налоговую инспекцию прислали комиссию по налогам и сбором с целью - проверить правильность исчисления и регулярность поступления налоговых сборов. И одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. все ли они соответствуют своим занимаемым должностям Игра состоит из 5 раундов-заданий. Каждый раунд выдержан во времени. 1 раунд- Мини – викторина «Своя игра» Цель первого раунда -проверка знаний по всем темам курса. Каждому члену команды задаётся вопрос, а он должен дать правильный ответ. Сколько правильных ответов, столько и команде присуждается баллов. Примечание: Первый раунд выполняется при помощи компьютерной игры «Своя игра», которая состоит из игрового поля где обозначены области знаний и стоимость вопроса. Цена вопроса зависит от сложности. Обучающийся выбирает область знаний и стоимость вопроса, например (налоги 100) Преподаватель нажимает любую выбранную цифру например налоги 100, тем самым перенесемся на слайд с вопросом стоимость которого 100 рублей. На слайде вопрос и под рамкой со знаком вопроса ответ. Щелкнув мышкой на рамку с вопросом произойдет его растворение и появится ответ. При нажатии на стрелку в левом углу мы обратно перенесемся на игровое поле. 2 раунд - «Федеральные налоги» Соотнести каждому из 5 налогов свои элементы налогообложения. Цель второго раунда - проверка знаний по темам “Федеральные налоги”. Задание в виде теста. Примечание: выполняется тестирование при помощи компьютерной программы тестов ADTester. 3 раунд - «Расчёт налогов» Цель третьего раунда- проверка умений производить расчеты по налогам. Задание состоит из 3 задач. Каждая команда делится на 3 подгруппы и решает свою задачу. Одновременно проводится конкурс капитанов – «Расчет налогового вычета по НДФЛ». Капитан каждой команды решает задачу по налоговому вычету по НДФЛ на имущество- приобретение недвижимости (квартиры). 4 раунд- Мини - проект «Свой налог» Цель четвертого раунда - применение знаний курса в жизненных ситуациях. В этом раунде обучающимся дано задание - придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания курса и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Это задание на активизацию мыслительной деятельности студентов. После проведения игры подводятся итоги. Члены жюри объявляют игровые результаты. Участники игры - учащиеся дают самооценку своих действий в плане исполнения игровой роли. Таким образом, используя игровые технологии, систему разработанных проблемных задач на занятии позволяет - формировать экономическое мышление обучающихся и профессионально важные свойства и качества; - помогают им адаптироваться в современном мире и ориентироваться в сфере налоговых систем; - применять полученные знания в решении жизненных проблем и задач. ХОД ЗАНЯТИЯ 1 РАУНД - «СВОЯ ИГРА» (выполняется в компьютерной игре, созданной в программе Power Point)

Вопросы:

Группа «НАЛОГИ»:

1. Какой налог называют налогом на грехи? (Акциз) – 100 баллов;

2. О каком налоге идет речь: и оставил старик, умирая, сыновьям мельницу, осла и кота? (на наследство) – 50 баллов;

3. Налог, который в 1554 году разработал французский экономист М. Лоре? (НДС)- 90 баллов;

4. Налог за пользование недрами (роялти) – 150 баллов;

5. Письменное заявление налогоплательщика (Декларация) – 80 баллов.

Группа «ДЕНЬГИ»:

1. В каком государстве началась первая чеканка монет? (Лидия) – 50 баллов;

2. Как называлась монета в виде продолговатого слитка серебра? (Гривна) – 100 баллов;

3. Кто начал чеканку монеты «копейка»? (Елена Глинская) – 90 баллов;

4. Раньше так называлась монета в три копейки (Алтын) – 80 баллов;

5. Денежный знак, изготовленный из металла (Монета) – 150 баллов;

Итого – 470 баллов.

Группа «УЧЕНЫЕ»:

1. Какому ученому экономисту принадлежит труд «История о природе и причинах богатства народов»? (А. Смит) – 90 баллов;

2. Определить по портрету имя ученого экономиста (Карл Маркс) – 150 баллов;

3. Определить по портрету имя ученого (Аристотель) – 80 баллов;

4. Определить по портрету имя предпринимателя, создателя поточного производства (Генри Форд) – 100 баллов;

5. Определить по портрету имя «Отца бухгалтерии» (Лука Пачоли) – 50 баллов

Итого – 470 баллов.

Группа «ВАЛЮТА»:

1. Современная валютная система, существующая с 1976 года называется… (Ямайская) – 150 баллов;

2. Цена единицы одной валюты в единицах другой, называется … (Валютный курс) – 100 баллов;

3. Денежная единица Австрии (Евро) – 90 баллов;

4. Понижение фиксированного курса валюты относительно других валют, называется (Девальвация) – 50 баллов;

5. Денежная единица Китая (Юань) – 80 баллов;

Итого – 470 баллов

Группа «ЗАКОНЫ»:

1. Кому принадлежит закон: худшие деньги вытесняют из оборота лучшие? (Закон Грешема) – 90 баллов;

2. В любой деятельности 20% первоначального вложения ресурса дают 80% эффекта (закон 20/80) – 100 баллов;

3. При росте производства в стране на 2%,уровень безработицы падает на 1% и наоборот (Закон Оукена) - 150 баллов;

4. В международной торговле выигрывает та сторона, которая способна производить товар или услугу с меньшей альтернативной стоимостью (Закон Риккардо) – 80 баллов;

5. По мере роста доходов семьи падает доля расходов на товары первой необходимости и растет доля расходов на другие товары и нужды (Закон Энгеля) – 50 баллов;

Итого – 470 баллов.

Группа «ЭКОНОМИКА»:

1. Вывоз товара за рубеж (Экспорт) – 100 баллов;

2. Система экономических отношений, установленная на частной собственности (Рыночная) – 50 баллов;

3. Равенство спроса и предложения (Равновесие) – 90 баллов;

4. Состязательность на рынке (Конкуренция) – 150 баллов;

5. Деньги, полученные от продажи то



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: