Информационные технологии в образовании




 

Предпосылками развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки стали:

Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды", важнейшим результатом которой стал прорыв в оснащении образовательных учреждений компьютерной техникой, а также запуск и развитие региональных программ информатизации образования;

Проект "Информатизация системы образования", главная цель которого состояла в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе общеобразовательных учреждений;

Приоритетный национальный проект "Образование", реализация мероприятий которого была нацелена на обеспечение доступности, создание равных условий получения образования, в том числе посредством обеспечения для всех школ доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет;

На основе приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации в 2006 году началась реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (ФЦПРО), представляющей собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, в том числе широкомасштабное использование в Российской Федерации информационных и коммуникационных технологий для всех уровней образования. В рамках программы был разработан новый электронный образовательный контент, введен в промышленную эксплуатацию специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых ТИ (технологий информатизации) и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов. "Отработка" применяемых в сфере образования ИТ должна ставить своей целью реализацию следующих задач:

- поддержку и развитие системности мышления обучаемого;

- поддержку всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

- реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Поэтому недостаточно просто овладеть той или иной информационной технологией. Необходимо выделить и наиболее эффективно использовать те ее особенности и возможности, которые могут в какой-то мере обеспечить решение указанных выше задач.

В течение ряда лет информационные технологии в области высшего образования развивались, в том числе, в рамках выполнения НИОКР по межвузовским научно-техническим программам "Информатизация высшего образования" и "Перспективные информационные технологии в высшей школе". В основном поддерживались НИОКР по так называемым базовым и прикладным технологиям информатизации. В конечном счете, все достижения в области применения информационных технологий в сфере образования, создание сетей телекоммуникаций и поддержка информационных потоков в них, создание и сопровождение банков данных и баз знаний, экспертных систем и других видов ИТ должны служить одной цели - разработке методологической основы применения информационных технологий в процессе образования и обучения. По существу в настоящее время общество стоит перед задачей - научиться правильно, оптимально и безвредно применять компьютер во всей системе образования в целом.

За последние годы все чаще обсуждаются противоречия между устойчивыми традиционными технологиями и передовыми технологиями, которые классифицируются как поддерживающие или разрушительные, которые имеют место быть во всех сферах общества: политической, социальной, экономической и образовательной. В сфере образования можно классифицировать три вида технологий: общепедагогические, поддерживающие и разрушительные (термин профессора Гарвардской школы бизнеса Клейтон М. Кристенсена). Рассмотрим более подробно выше названные технологии:

. "Общепедагогическая" (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени образования. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (В.П. Беспалько).

.Технологии "поддержания" основаны на постепенном улучшении уже созданных педагогических технологий - это может быть SMART Board, использующийся как способ представления информации динамично и эффективно или поддержание процесса обучения с помощью интерактивной доски или проектора, мини-компьютера, ноутбука, планшета - все они являются новым шагом существующих компьютерных технологий. Поддерживающие технологии открывают новые горизонты такие, как IPod или чтение электронных книг (информация или технологии, лежащие в электронной книге), GPS, Wi-Fi.

."Разрушительная" (подрывная) технология не учитывает традиционных подходов, принципов и способов организации образования, направлена на ломку любых стереотипов, традиций, уклада системы и введение нетрадиционных форм, способов в образовании, без глубокой проработки и анализа ее эффективности для системы образования и здоровья обучающихся. Поэтому разрушительные технологии больше направлены на экономическую выгоду от образования, например, производителя, чиновника, чем на просветительскую деятельность в обществе. Но вместе с тем разрушительные технологии раздвигают границы информатизации в образовательной системе и, не обращая внимания на отрицательные отзывы субъектов, продолжают в большинстве своем больше насаждать, чем постепенно внедрять.

Рассматривая "разрушительные технологии" в системе образования, следует глубже рассмотреть понятие "информационная технология", которое функционирует как наука, используется как наиболее рациональный путь обучения, а также в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и реального процесса обучения. На протяжении многих лет широко использовались технические средства обучения: диапроекторы, фонографы, кинопроекторы, теле- и аудиоаппаратура, диафильмы и диапозитивы, компакт диски и др. Все эти средства относились к традиционным техническим средствам и не вызывали острых противоречий.

Такие современные информационно-коммуникативные технологические средства, как компьютерные мультимедийные средства записи, обработки информации, воспроизведения и визуализации текста, графических и фотографических объектов, условий для телекоммуникационного общения людей, доступа к информационным ресурсам, привели к расширению их использования в образовательном процессе.

В образовательной системе сегодня используются ИКТ, которые можно классифицировать на 3 основные группы:

. Информация, воспринимаемая зрением человека (тексты, графические изображения, рисунки, фотографии, мульт и видеофильмы);

. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека (шумы, музыкальные произведения, речь);

. Информация "виртуальной реальности", создающаяся с помощью электронной модели существующего или воображаемого объекта или процесса, воспринимаемая сенсорной системой человека, изменяет механизмы восприятия и осмысления информации, такие специальные мультимедиа средства расширяют диапазон восприятия, который осуществляется не только с помощью зрения, слуха, осязания, но и обоняния.

Из сказанного ясно, что любой вид информационно-коммуникативных технологий направлен на прогресс, то есть движение вперёд, направленность в сторону более совершенного развития процесса образования. В данном случае эффективнее рассматривать целесообразность использования данных технологий для практического их применения в обучении биологии, физики, на занятиях по краеведению. Но по ряду причин эти информационно-коммуникативные технологии могут быть разрушительными.

- В первую очередь это обусловлено тем, что они отрицательно воздействуют на здоровье и психическое состояние школьников и педагогов.

- До сих пор нет соответствующих нормативов, которые бы являлись обязательным условием эффективного использования компьютерной техники в образовательном процессе, нет регламентирующих правил и норм безопасного использования соответствующего оборудования.

- Поток заданий для школьников и педагогов стремительно возрастает: поиск информации, ее обработка, подготовка к урокам, создание информации для родителей и учащихся и др., все требует временных затрат и статического положения за компьютером, что в целом не способствует сохранению здоровья, а в результате переутомление, апатия, депрессия, агрессивность.

За последнее десятилетие были предприняты попытки перевода системы образования на инновационный путь развития. Это общегосударственные проекты "Образование" и "Наша Новая школа", которые призваны модернизировать образовательную систему, но достижения в этих проектах более чем скромные, причин для этого предостаточно:

не внимание чиновников образования и правительства остановить поток разрушительной информации, которую представляют СМИ на телевидении и в Интернете (бесконечные убийства, погони, коррупция и т.д.), тиражируются низкосортные сюжеты, которые формируют безвкусицу, агрессию, экстремизм. Всевозможные анализы, мониторинги, которые показывают разрушительное воздействие таких передач как "Дом-2", "Наша Раша" на психику детей и подростков, развитие его личностных качеств, свидетельствует о катастрофическом положении наших детей и молодежи в стране. Но еще большая проблема, появившаяся в последние годы - это неверие в достижении оптимистических результатов, на которые ориентируют президент и правительство.

неудовлетворительное положение дел в системе образования. Несмотря на неоднократные обращения ученых, педагогов, родителей к президенту, министру образования и науки о несовершенстве технологии ЕГЭ, она создала ситуацию ни обучения, а "натаскивания" детей, поспособствовала увеличению коррупции на всех уровнях, отучила детей логически мыслить, говорить, защищать свои позиции. Как ЕГЭ может быть единым для разных видов общеобразовательных учреждений (гимназий, лицеев и специальных общеобразовательных учреждений), несмотря на градацию заданий: А, В, С? Стремление репетиторства уйти от института, обрело его еще в больших масштабах;

не менее удручающее положение в вузах страны, когда прием абитуриентов осуществляется по итогам тестирования, и разрешается сдавать документы сразу в несколько вузов, когда приемные комиссии до последних дней не знают, кто придет в их вуз;

новая форма подушевого финансирования в образовательных учреждениях и оплаты труда педагогов. Вводимое подушевое финансирование, как новая форма оплаты труда учителей, направлена на повышение качества обучения на новой основе распределения зарплаты с помощью учредительных советов и стимулирующего фонда. Разработанные критерии и показатели, по которым определяется количество баллов для первой и высшей квалификационных категорий окончательно отстранит молодых педагогов к работе в школе, так как они в силу своей неопытности не готовы иметь собственные опубликованные методические рекомендации, пособия и еще целый ряд индикаторов, которые не под силу и опытным педагогам. Все это бесспорно оказывает негативное влияние на систему образования.

Но следует сказать несколько слов и в защиту разрушительных технологий. Мы часто слышим, читаем о том, что вот раньше наше образование было замечательным, нынешние-то дети нечета нам - совсем малограмотные. И действительно так: уровень российского образования объективно снижается. Ведь образование на долгие 20 лет оставили умирать без всякого финансирования. Но если действительно советское образование было таким хорошим, почему же тогда наша интеллигенция так тяжело приспосабливалась к новому стилю жизни "при капитализме", о котором так мечтала? К сожалению, нет готовых ответов на эти вопросы.

Действительно, современные дети, может быть, и не знают классики, но зато они легко находят информацию в Интернете, настраивают телефоны. Мы гордимся своими знаниями, что многие истины помним наизусть до сих пор. Но ведь мы просто вынуждены это делать, так как найти быстро информацию в своем телефоне, интернете (как это умеют современные дети) нам просто это не под силу. Подрастающее поколение не утруждает себя запоминанием, зато оно с детства "живет" в компьютере, где может найти любую информацию, к сожалению, пока большей частью не очень нужную и полезную. Но ведь это наше поколение позволило именно такую информацию там разместить.

Широко пропагандируемые и внедряемые современные технологии, такие как:

интерактивные доски, повышающие эффективность урока, его плотность и информативность;

электронные журналы для родителей (приход и уход из школы, полученные оценки);

программы для педагогов и учащихся по созданию видеофильмов, роликов, клипов;

электронные учебники, дневники и записные книжки, видео-сочинения для старшеклассников, и др. Все это получает положительный отклик у молодежи, расширяет границы взаимодействия, способствует быстрому распространению любой информации и с этим нельзя не считаться. Необходимо существенно совершенствовать технические средства информатизации, чтобы они были доступны всем учителям и школьникам.

Принятый Федеральный государственный стандарт начального образования, который в сентябре этого года принят к реализации в первых классах наших школ, нацелен, прежде всего, на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний он предлагает научиться самостоятельно добывать и использовать их. Здесь уместно вспомнить слова великого русского ученого М. Ломоносова: "Если в одном месте прибудет, значит, в другом убудет". Очевидно, что современные дети, закончившие такую школу, будут меньше знать, хотя и больше уметь. Хочется надеяться, что новые стандарты общего среднего образования ориентированы на становление выпускника в процессе обучения и воспитание как гражданина.

Итак, на фоне сложившейся рыночной и социальной ситуации в России трудно спрогнозировать положительный исход проблемы состояния образовательной сферы. Здесь следует сделать упор на кадровую политику и на развитие культуры общества в целом, в том числе посредством ненавязчивой информационной пропаганды культурно-этических ценностей.

В системе образования на сегодняшний день не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурно развитых учителей и преподавателей вузов. Работа преподавателей и учителей требует колоссальной самоотдачи, на такой повседневный подвиг способны далеко не все. Тем более, при отсутствии ещё и материального стимула.

На высшем уровне необходимо выработать новую парадигму развития Российского государства в целом и конкретно образования, как его опоры и достояния, шире использовать социально-гуманитарные технологии, педагогические вузы не должны быть в роли "пасынков". На сегодняшний день существуют две основные тенденции реформы образования в России:

глобализация и модернизация образования в условиях "информационного бума";

интеграция в общемировой образовательный процесс.

Каковы же пути выхода из кризиса?

. Увеличение финансирования образования и науки.

. Мотивирование обучения и подготовка высококвалифицированных специалистов не только в областях экономики, инженерии и права, но прежде всего в педагогической сфере, чтобы подготовленные абитуриенты пришли в эти вузы, нужны высококвалифицированные учителя в школе, а их пока еще готовят в педагогических вузах.

. Параллельно с первым пунктом и для осуществления второго, необходимо, как было сказано выше, обеспечить ненавязчивую пропаганду в СМИ и глобальной сети культурно-этических ценностей и пользы образования, как основного мотиватора наряду с достойной зарплатой.

. Реформирование образования в России не должно в корне ломать традиций российского образования. Необходимо принять от Западной модели всё самое лучшее, при этом, не разрушая той образовательной системы, которая вызывала уважение во всём мире. Образованию нужна постепенная, поэтапная реформа, научно обоснованная и экспериментально выверенная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: