Ф-308 группа
Дисциплина: «Основы философии»
Тема: 5-6. Античная философия. Философские школы античной философии.
План занятия:
Античная философия — философия древних греков и римлян — просуществовала более 1000 лет, зародившись в VI веке до н.э. и завершив свой путь в 529 году, когда император Юстиниан закрыл последнюю языческую философскую школу — Платоновскую академию.
Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.
Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о «первых началах и причинах» (Аристотель).
Первая и главная черта античной философии - это космоцентризм. Это означает, что во всём, начиная от мира в целом и заканчивая любым отдельным явлением, античные философы искали разумную, упорядоченную структуру, как основу для понимания себя и мира. Данная структура представляет собой мироздание, организованное согласно какому-то универсальному закону.
Второй основной чертой античной философии выступает её эстетизм. Все отдельные части мироздания находятся в гармоничном отношении между собой. Но гармония и соразмерность целого, с точки зрения античности, есть красота. Мир устроен гармонично, считал древний грек, и то, что кажется нам в нём случайным и хаотичным, есть просто свидетельство нашей неспособности увидеть смысл отдельной вещи или явления в свете целого. Всё в мире преисполнено красоты и наполненосмыслом, гармонично соответствующим внешнему облику вещи. Мы постигаем истинную сущность вещи лишь в той степени, в какой способны воспринять её красоту.
Третьей основной чертой античной философии выступает её рационализм. С самого начала греческая философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира. «Непонятное» появляется тогда, когда человек начинает размышлять над устройством мира и удивляться вездесущности исходной упорядоченности. Эта упорядоченность, только и достойная для философа размышления,получила различные понятийные оформления и выступила принципом понимания и существования. В античной философии это выразилось в требовании оценки всех мнений и чувственных ощущений человек с позиций Логоса - универсального закона, разумного принципа, лежащего в основании мироздания.
Философские рассуждения. «Ахиллес и черепаха». Ахиллес идет на неком расстоянии вслед за черепахой, причем в 10 раз быстрее ее и никогда ее не догонит. Но наша задача – не представлять себе движение чувственно, а попытаться помыслить его, разобрать или проанализировать логически, с помощью разума. Когда Ахиллес пройдет расстояние, разделяющее его и черепаху, она за это же время пройдет впереди него 1/10 этого расстояния (ведь она идет в 10 раз медленнее) и будет на 1/10 пути впереди него; когда Ахиллес пройдет 1/10, черепаха за это же время пройдет 1/100 и будет на 1/100 впереди него; когда он пройдет эту 1/100, она пройдет 1/1000 и так до бесконечности.
1. Изучить лекционный материал: «Школы античной философии », используя интернет источник https://nauchniestati.ru/spravka/shkoly-antichnoj-filosofii/
2. Изучить лекционный материал: «Основные школы античной философии », используя интернет источник https://studfile.net/preview/6131002/page:11/
3. Задание № 6. Заполнить таблицу. Школы античной философии
Школы античной философии, | представители | Характеристика |
Милетская школа (VI век до н.э) | - Фалес Милетский, - Анаксимандр, - Анаксимен | |
Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.) | - Пифагор, - Гераклит Эфесский, - Ксенофан Колофонский | |
Элейская школа (VI-V вв. до н.э) | - Пармени, - Зенон, - Мелисс (Самосский), | |
Учение плюралистов | - Эмпедокл, - Анаксагор | |
Учение атомистов (V-IV веков до н. э) | - Левкипп; - Демокрит | |
Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века ) | - Протагор, - Горгий, -Гипий | |
Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.) | Сократ | |
Мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение ……... | ||
Элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на …… | ||
Киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек ……… | ||
Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем ….. | ||
Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.) | ||
Учение Аристотеля (384 год до н. э.) | ||
Школа скептиков (IV век до н.э.) | Пиррон | |
Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.) | - Зенон, - Эпиктет - Марк Аврели | |
Самые значительные школы римского периода | ||
Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.) | Неопифагореец Нумений | |
Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.) | Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля. Плотин, основатель учения, добавил туда ……… Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: ………….. |
4 .Задание для самостоятельной работы № 1. Ответить на вопрос: « Значение древнегреческой философии для развития мировой культуры.»
5. Обратная связь:
Отправить ответы на Задания № 6 (составить конспект, заполнить таблицу), СР №1, в напечатанном электронном виде на эл.почту
ira_kamensk69@mail.ru или ВК https://vk.com/id48226210,
подписав Ф-308,_Фамилия_Имя, дата, номер задания
(например: Ф-308 Иванов Иван, 09.10.09. Задание 6, СР №1.)