Нормативно-правовая база деятельности профсоюзов РФ.




 

Для определения нормативно-правовой базы профсоюзов России следует обратиться к положениям ст. 6 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах).

Так данной статьей Закона о профсоюзах предусмотрено, что:

 

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

 

При более детальном рассмотрении положений статьи 6 Закона о профсоюзах можно сделать следующие выводы.

1. Положения пункта 1 данной статьи позволяет выделить несколько групп нормативных правовых актов, определяющих права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности.

Во-первых, к числу таких актов относится Конституция РФ, содержащая целый ряд норм, регулирующих рассматриваемые отношения. Так, частью 1 статьи 30 Конституции РФ установлено право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Также указанной нормой гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Поскольку профсоюзы в силу части 1 статьи 2 Закона о профсоюзах являются общественными объединениями, на них может быть распространено положение части 4 статьи 13 Конституции РФ, согласно которому общественные объединения равны перед законом, а также норма части 1 статьи 36 Конституции РФ, устанавливающая, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Большое значение для формирования правовой основы деятельности профсоюзов имеют также статьи 2 и 7 Конституции РФ. Названные нормы закрепляют, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Кроме того, в них указано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Некоторые вопросы применения судами общей юрисдикции Конституции РФ разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8. В частности, в нем в пункте 2 указано, что в соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Следующую по юридической силе после Конституции РФ группу нормативных правовых актов, определяющих права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности, составляют Закон о профсоюзах и другие федеральные законы.

Закон о профсоюзах устанавливает основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами. При возникновении на практике противоречий между положениями Закона о профсоюзах и нормами иных федеральных законов необходимо учитывать, что Закон о профсоюзах является специальным и в случаях, касающихся регулирования названных выше вопросов, имеет приоритет над другими законами.

Среди других федеральных законов, составляющих правовую основу деятельности профсоюзов, следует назвать Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), поскольку деятельность профсоюзов тесно соединена с трудовыми отношениями и иными непосредственно связанными с ними отношениями.

Так, глава 58 ТК РФ посвящена защите трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Кроме того, ТК РФ содержит

- нормы о представительстве интересов работников первичными профсоюзными организациями в социальном партнерстве (статья 30 ТК РФ);

- нормы, предусматривающие случаи обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (статья 82 ТК РФ);

- нормы, устанавливающие гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам (статья 171 ТК РФ), а также обязанность работодателей и их объединений рассматривать требования работников, профессиональных союзов и их объединений (статья 400 ТК РФ) и т.д.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 2 Закона о профсоюзах профсоюзы являются добровольными общественными объединениями граждан, на них также распространяются положения ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако их нормы могут быть применены в случаях, когда соответствующие вопросы прямо не регулируются Законом о профсоюзах.

В литературе высказывается мнение, что помимо названных нормативных правовых актов федерального уровня в своей деятельности профсоюзы должны руководствоваться также иными правовыми актами, в том числе и подзаконными, с учетом своей специфики

Законом о профсоюзах предусмотрена также возможность регулирования вопросов правового положения профсоюзов законами субъектов Российской Федерации.

Так, например, в Законе г. Москвы от 12 марта 2008 года N 11 "Об охране труда в городе Москве" закреплено право профессиональных союзов в лице их соответствующих органов осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда (пункт 3 статьи 17).

Аналогичный нормативный акт имеется также в Московской области (Закон Московской области от 6 ноября 2001 года N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области").

Анализируя особенности правового регулирования деятельности профсоюзов на уровне законодательства субъектов Российской Федерации, необходимо учитывать, что пунктом 2 Закона о профсоюзах установлено важное ограничение, в соответствии с которым законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

Таким образом, законы в региональном законодательстве могут предусматриваться лишь более широкие права и гарантии деятельности профсоюзов по сравнению с теми, что предусмотрены на федеральном уровне.

2. Пунктом 3 Закона о профсоюзах предусмотрено, что если международными договорами России, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные, нежели Законом о профсоюзах, правила, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Рассматриваемая норма упоминает о двух видах источников международного прав:

- Международный договор Российской Федерации;

- Конвенция Международной организации труда.

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ закреплено понятие международного договора, порядок его применения. Так согласно пункту "а" статьи 2 данного Закона под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством/государствами, с международной организацией либо иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры. Международный договор подлежит применению на территории Российской Федерации, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора. Также следует отметить, что международные договоры СССР обязательны и для Российской Федерации как правопреемника СССР. Текст данных договоров опубликован в официальных изданиях Верховного Совета СССР, Совета Министров (Кабинета Министров) СССР.

 

Что касается Конвенции Международной организации труда, то они имеют особое значение для трудового права среди других международных правовых документов, которые определяют содержание всех правовых институтов законодательства о труде и социальном обеспечении. Суды используют эти конвенции при разрешении конкретных трудовых споров.

 


Помимо ранее указанных документов, права и гарантии деятельности профсоюзов закреплены в учредительных документах профсоюза. Так статьей 7 Закона о профсоюзах предусматривается, что профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

 

1. Как следует из смысла пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 2 Закона о профсоюзах, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации являются общественными объединениями, а следовательно, в силу статьи 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», некоммерческими организациями.

Следовательно, на профсоюзы и их объединения (ассоциации) может быть распространено действие пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», по смыслу которого учредительным документом профсоюза или объединения (ассоциации) профсоюзов является устав.

Из анализа статьи 3 Закона о профсоюзах и пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» можно сделать вывод, что первичные профсоюзные организации действуют на основании положения, принятого профсоюзом в соответствии с его уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Необходимо отметить, что такая трактовка основывается на понимании первичной профсоюзной организации как добровольного объединения членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации, то есть как части профсоюза.

В соответствии со статьей 7 Закона о профсоюзах (а он имеет приоритет как специальный закон, регулирующий деятельность профсоюзов) единственным учредительным документом профсоюза, а также его объединения (ассоциации) является устав.

2. Пункт 1 статьи 7 Закона о профсоюзах справедливо рассматривается в юридической литературе как продолжение принципа независимости профсоюзов, который в данном случае проявляется в том, что профсоюзы, а также их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях. Соответственно, в указанных учредительных документах они определяют свою структуру, в соответствии с уставами образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Положение данного пункта Закона о профсоюзах, безусловно, предоставляет профсоюзам и их объединениям (ассоциациям) достаточную степень автономности при определении собственного правового статуса. Однако следует отметить, что данное право профсоюзов не абсолютно и может быть реализовано лишь в установленных законодательством пределах.

Так, с одной стороны, профсоюзы и их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, а с другой стороны, пункты 2 и 3 статьи 7 Закона о профсоюзах содержат перечень вопросов, которые обязательно должны быть отражены в уставе.

Вместе с тем при рассмотрении споров, связанных с противоречием уставов профсоюзов Конституции РФ и законодательству, суды исходят из того, что в случае, если подобные несоответствия носят устранимый характер, то сами по себе они не могут повлечь ликвидацию профсоюза, что является главным отличием профсоюза от иного юридического лица, которое в силу законов об этих юридических лицах, подлежат ликвидации в случае выявления несоответствия их учредительных документов действующему законодательству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: