Основные средства физической культуры




[1] Средство — это то, что используется человеком для достижения определенных целей.

Средствамифизической культуры называют совокупность предметов, условий, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства.

В настоящее время выделяют следующие группы средств физической культуры:

– физические упражнения;

– естественные силы природы;

– гигиенические факторы;

– специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;

– идеомоторные, психогенные и аутогенные средства.

К специальным средствам физической культуры относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения являются основным средством, так как они позволяют решать в основном все задачи физического воспитания. Естественные силы природы и гигиенические факторы такими возможностями не обладают. Поэтому их относят к дополнительным средствам.

Понятие «Физическое упражнение» связано с представлениями о движениях и двигательных действиях человека.

Движение, как моторная функция организма, есть изменение положения тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу.

Движения могут быть произвольными и непроизвольными. Первые подчинены воли человека, вторые являются врожденными и не управляются человеком. Для физического воспитания основное значение имеют произвольные движения. Произвольное движение имеет специальные признаки:

1) оно всегда является функцией сознания.

2) оно приобретается человеком в результате жизнедеятельности.

3) обучение движениям повышает степень подчиненности их воли учащихся.

Отдельное движение является элементом действия. Действие осуществляется посредством связанных между собой движений.

Двигательное действиеэто определенная система движений направленных на решение конкретной двигательной задачи.

[2] Физические упражнения являются основным специфическим средством физической культуры, оказывающими многостороннее воздействие на человека. Физические упражнения – это движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков. Физические упражнения – это двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.

В качестве физических упражнений могут использоваться любые движения или статические напряжения мышц, которые используются осознано для улучшения здоровья, физического развития, формирования двигательных навыков. Например, если такая естественная форма движения как ходьба, применяется для укрепления здоровья, улучшения работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, развития выносливости, то она становится физическим упражнением.

Подобно всем явлениям, физические упражнения имеют свои содержание и форму. В общее содержание физического упражнения входит совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся. Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения – это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений. Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой.

Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют 3 фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия, например: стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия, например: стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.

Заключительная фаза завершает действие, например: пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метании и т.п.

[3] Эффект физических упражнений существенно зависит от характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные, силовые, ритмические и качественные характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, напрмер: сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насолько она будет рациональна, зависит и конечный результат. Например: при неправильной посадки конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использовать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.

Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например: отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направление полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.

Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Амплитуда движения – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Амплитуда движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упражнений имеет траектория движения. Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве. По форме она может быть криволинейной и прямолинейной.

Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп движений.

Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных частей (в плавании, например, это старт, плавание по дистанции, поворот, финиширование), фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе), периодов, циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений или движений отдельных частей тела.

Темп движения – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например: шагов в беге, гребков в гребле и т.д. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп естественно не наблюдается.

Пространственно-временные характеристики – это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки, а процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др).

Силовые характеристики. В практике для силовой характеристики движений применяется такое понятие, как «сила движения». Сила движения – это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты (например: почву - при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и т.п). Именно такую меру физического воздействия необходимо иметь в виду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д. Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил.

Внутренними силами являются:

- активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;

- пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц и др;

- реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии эвеньев тела в процессе движения.

Внешние силы складываются из:

- силы тяжести собственного тела;

- силы реакции опоры;

- силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Ритмическая характеристика. Ритм – одно из условий жизни, он проявляется во всем, формируя цикличность. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления является показателем правильности выполнения физического упражнения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

Качественные характеристики. При выполнении двигательного действия качественные характеристики отражают не один какой-либо признак, а их комплекс. Качественные характеристики многообразны, тем не менее, некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.

Точность движения – это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.

Экономные движения – движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Энергичные движения – движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.

Плавные движения – движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.

Выразительность движения – выражение психического состояния человека через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

[4.1] Классификация физических упражнений

Каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Рассмотрим основные наиболее распространенные классификации.

1.Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например: спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения – это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием, как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения – это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами общей подготовки спортсмена.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

движения циклического характера (повторение одного и того же цикла движений). К циклическим движениям относятся такие, где все элементы составляющие один цикл, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах. Каждый цикл движений тесно связан с предыдущим и последующим. Физиологической основой этих движений является ритмический двигательный рефлекс. В группу циклических упражнений входят: ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др.

упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения).

К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их выполнения. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторное пробегание отрезков с различной скоростью).

Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Между отдельными ациклическими движениями нет органической связи, даже если они выполняются в определенной последовательности. Повторение ациклического движения не изменяет его сущности, не превращает его в циклическое.

- упражнения смешанного характера – это такие упражнения, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

[4.2] 5. Классификация упражнений построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, например: для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения - это любые упражнения, которые сопровождаются движением в суставе, а также сокращением и расслаблением мышцы (жим штанги лежа, подъем гантелей на бицепс, толчок гири, прямой удар в боксе, бег, ходьба); статические (изометрические) предполагают отсутствие движения в суставе при наличии нагрузки (прямые и боковые планки, планки на фитболе или в гимнастических петлях, асаны в йоге.); комбинированные, т.е одновременно сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода (быстрая ходьба, бег в медленном и среднем темпе, езда на велосипеде, катание на коньках, плавание, аэробика и танцы); анаэробные, выполнение которых происходит в безкислородных условиях (силовые упражнения, тренировки на тренажёрах, бодибилдинг и пауэрлифтинг, спринтерский бег, скоростная езда на велосипеде, а также любая другая активность, сопряжённая с быстрыми или тяжёлыми физическими нагрузками.); аэробно-анаэробные, т.е упражнения смешанного характера (прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега кикбоксинг).

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры могут происходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности (мощности).

Работа в зоне максимальной мощности в среднем продолжатся в течение 15-20 секунд. Примером физических упражнений, выполняемых в зоне максимальной мощности, является бег на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту, некоторые гимнастические упражнения, подъём штанги.

Работа в зоне субмаксимальной мощности имеет продолжительность до 5 минут. Примером физических нагрузок в этой зоне мощности является бег на средние дистанции, плавание на короткие дистанции, велосипедные гонки на треке, в скалолазании.

Работа в зоне большой мощности имеет предельную продолжительность 30 минут. Примером упражнений в этой зоне мощности является бег на 5000 м, бег на коньках на стайерские дистанции, лыжные гонки по пересеченной местности, плавание на средние и длинные дистанции.

Работа в зоне умеренной мощности продолжается свыше 30 мин. Примером работы такой мощности является марафонский бег, легкоатлетический кросс, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки на длинные дистанции, турпоходы.

По мимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д); по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д), по предметным формам применения (гимнастика, спортивные игры, туризм); по числу занимающихся выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).

Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному». Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие:

1 раздел – простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, с места, упражнение в метании);

2 раздел – сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением (упражнения с отягощением, осложненные, продолжительные, упражнения в метании с увеличением напряжения, упражнения в лазании, упражнения в прыгании, упражнения в борьбе);

3 раздел – упражнения в виде сложных действий (игры, плавание, бег на коньках, фехтование).

[5] Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности отечественной системы физической культуры. Их задача — сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. С другой стороны, эффективность самих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходимых гигиенических норм. Будучи дополнительными средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для полноценного решения задач физического воспитания. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима питания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных условиях.

Гигиенические факторы включают режим занятий, отдыха, питания, сна, одежды и обуви, физкультурного оборудования, помещений, площадок, где проводятся занятия физическими упражнениями. Спортивная одежда должна отвечать следующим основным требованиям: а) соответствовать внешним условиям среды; б) весить не более 10% веса человека; в) иметь покрой, не затрудняющий кровообращение, не стесняющий дыхания и движений и не вызывающий смещения внутренних органов; г) легко очищаться от пыли и загрязнений, быть прочной. Ткани должны обладать необходимой теплопроводностью соответственно климатическим условиям, известной воздухопроницаемостью, определенной гигроскопичностью и водоемкостью, малой газопоглощаемостью, отсутствием раздражающих свойств. Ткани должны быть мягкими, эластичными и вместе с тем прочными, не изменяющими своих гигиенических свойств в процессе носки.

Гигиенические требования к обуви заключаются в следующем. Обувь должна защищать ноги от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания, быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствующей погоде и условиям труда. Она не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, нарушать их нормальные функции, стеснять свободу движений. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы.

Гигиенические требования спортивного зала должно соответствовать действующим СанПин 2010. (лекции прошлого года)

Естественными силами природы являются солнце, воздух и вода, они являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания – формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а так же практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни.

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п), а так же в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в 2-ух направлениях:

- для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями;

- для закаливания организма занимающихся.

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Необходимо отметить, что в высокогорных районах, т.е в особых условиях внешней среды, естественные силы природы оказывают особенно большое воздействие на организм. Как показывает опыт, во время тренировок спортсменов различных специализаций (легкоатлетов, конькобежцев, лыжников) в этих условиях, включая период акклиматизации, повышаются функциональные возможности организма. При переходе к обычным равнинным условиям спортсмены в течение определенного времени могут выполнять большую по объему и интенсивности работу, что способствует улучшению спортивных результатов. Таким образом, высокогорные условия приобретают специфическое «тренирующее» значение.

Большое значение в процессе физического воспитания, физической рекреации, занятий спортом имеет закаливание. Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов. Закаливание оказывает на организм специфический и неспецифический эффект.

Специфический эффект закаливания проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур.

Неспецифический эффект заключается в оздоравливающем влиянии на организм, повышении физической и умственной работоспособности, снижении заболеваемости.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение и раскройте понятия «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».

2. Почему физические упражнения являются основным средством физической культуры?

3. Чем характеризуется содержание и форма физических упражнений?

4. Классификации физических упражнений, приведите примеры.

5. Что понимается под техникой физических упражнений?

6. Что понимается под пространственными, временными, пространственно-временными, силовыми, ритмическими и качественными характеристиками техники физических упражнений?

7. Какие средства физической культуры являются дополнительными, охарактеризуйте их.

8. При каких условиях природные и гигиенические факторы становятся средством физического воспитания?

9. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – быстрота.

10. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – выносливость.

11. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – сила.

12. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – гибкость.

13. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – ловкость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: