Разработка и утверждение стандартов организаций




Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО устанавливается организацией самостоятельно.

При разработке СТО рекомендуется использовать:

Предложение структурных подразделений этой или иной организации, которые могут использовать этот стандарт для работы.

Результаты научно исследовательской, опытно-исследовательской, конструкторских работ. Результаты патентных исследований (при использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, следует соблюдать соответствующие нормы законодательства РФ, а необходимую информацию приводить в пояснительной записке к проекту стандарта и/или в его предисловии);

Международные стандарты, региональные стандарты, национальные стандарты, СТО других организаций, патентные исследования.

Организационно-распорядительные документы и рекомендации федеральных или иных органов исполнительной власти.

При установлении последовательности разработки СТО рекомендуется предусматривать наличие четырех следующих стадий:

- организация разработки стандарта;

- разработка проекта стандарта (первая редакция), его согласование заинтересованными сторонами;

- доработка проекта стандарта (окончательная редакция), его согласование и экспертиза;

- утверждение стандарта, его регистрация, распространение и введение в действие.

Если проект стандарта затрагивает вопросы безопасности, то он должен быть согласован с органом государственного контроля и надзора, к компетенции которого относятся эти вопросы.

Порядок разработки СТО рекомендуется включать в отдельный стандарт. Отдельный раздел его рекомендуется посвятить правилам обновления СТО.

СТО утверждает руководитель организации приказом или личной подписью на титульном листе стандарта, в установленном в организации порядке. На этом листе должны быть представлены следующие реквизиты, специфичные для каждой организации:

- Полное и краткое наименование организации;

- Ее эмблема или зарегистрированный товарный знак;

Статус стандарта, как правило, включающий краткое наименование данной организации, причем форма собственности организации может в статусе стандарта не указываться;

Обозначение СТО по установленным для этих стандартов правилам (если СТО будет распространятся на продукцию, которая поставляется на внутренний или внешний рынок, то вставляют ХХХХ-ХХХ-ХХХХХХХХ-ХХХХ, где первые четыре знака представляют код группы по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), три знака - регистрационный номер, присвоенный разработчиком, восемью знаками обозначают код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и четырьмя - год утверждения.;

Местоположение организации или выходные сведения об издании по ГОСТ 7.4 - 95 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения".

Необходимость включения в СТО такого элемента, как "Предисловие" определяется правилами утверждения стандартов данной организации. Если стандарт будет утверждаться отдельным организационно - распорядительным документом и стандарт не будет приложением к этому документу, то в предисловии к стандарту целесообразно указывать реквизиты, аналогичные тем, которые приводятся для национальных стандартов. При этом в основополагающем стандарте необходимо установить конкретные требования к содержанию предисловия стандартов данной организации.

Для СТО можно установить правило, согласно которому в этих стандартах в разделе "Область применения" будет указываться, какие положения стандарта являются обязательными требованиями (правилами), а какие - рекомендуемыми.

На предприятии можно решить вопрос о целесообразности сохранения подписи разработчика и согласующих сторон, которые для национальных стандартов приводятся только к проектам.

СТО утверждают, как правило, без ограничения срока действия.

Устанавливается, кто может осуществлять разработку и обновление СТО (также могут участвовать сторонние организации и физические лица).

При разработке СТО в разделе - организационные вопросы разработки и обновления СТО, нужно увязать этот процесс с плановыми документами данной организации, в том числе предусмотреть возможность составления специальных программ стандартизации организации. Также нужно оговорить возможность разработки стандартов вне плана.

Кроме этого, в данном разделе могут быть предусмотрены необходимость составления технического задания (ТЗ) на разработку стандарта, а также случаи, когда допускается не составлять ТЗ, например, когда основные требования к содержанию стандарта уже достаточно подробно изложены в другом документе и можно не согласовывать их с заинтересованными структурными подразделениями.

При установлении правил разработки первой редакции проекта СТО нужно предусмотреть составление пояснительной записки к проекту и установить требования к ее содержанию и оформлению. Также оговаривается подготовка перечня рассылки первой редакции проекта СТО на рассмотрение, еще устанавливается срок, в течение которого заинтересованные стороны рассматривают проект стандарта и составляют отзывы на него.

Далее устанавливаются правила рассмотрения разработчиком поступивших отзывов на проект стандарта и доработки его. При этом предусматривается составление сводки отзывов и устанавливается ее форма.

Следующий блок правил должен быть посвящен процедуре рассмотрение доработанной редакции проекта стандарта и ее согласования в структурных подразделениях организации и в сторонних организациях. При этом желательно установить срок проведения данной процедуры, а в правила должен быть внесен пункт, содержащий следующую информацию: если после окончания этого срока отсутствуют сведения о согласовании (несогласовании) проекта стандарта, то это является основанием считать нецелесообразным его согласование с данным подразделением (организации). Рекомендуется также указать, как следует оформлять согласование проекта стандарта (Яблонский, Иванова, 2004).

СТО, разрабатываемые и утверждаемые одной организацией, могут использоваться другой в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией.

Отдельный раздел посвящается правилам обновления СТО, определив критерии необходимости и способы (путем пересмотра или изменения) обновления, а также соблюдаемые при этом процедуры. Например, можно установить, что СТО подлежит обновлению в случаях, когда содержание стандарта:

вошло в противоречие с федеральными законами, техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов, требованиями национальных стандартов РФ или действующих в этом качестве межгосударственных стандартов;

- не обеспечивает достижения целей стандартизации, установленных в ст.11; 17 ФЗ;

- противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого стандарта, или когда эти стандарты могут дублировать друг друга;

- противоречит вновь заключенным договорам, контрактам, соглашениям со сторонними организациями.

Кроме того, СТО может подлежать обновлению по предложению структурных подразделений организации или сторонних организаций, применяющих данный стандарт.

При разработке правил проведения обновления СТО устанавливается критерии выбора форм обновления: в каких случаях достаточно внести изменения в действующий стандарт, а в каких необходимо осуществить его пересмотр (разработать и утвердить новый стандарт взамен действующего).

Отдельный раздел посвящают порядку отмены СТО. При этом следует установить критерии, когда стандарт подлежит отмене. Например, действующий СТО отменяют при следующих условиях:

- в связи с прекращением проведения процессов выпуска продукции, проведения работ, оказания услуг, осуществляющихся по данному стандарту;

- при разработке взамен данного стандарта другого стандарта (стандартов);

- когда объект или аспект стандартизации, на которые распространялся стандарт, стали объектом или аспектом стандартизации на более высоком (национальном или межгосударственном) уровне.

- в других обоснованных случаях, например, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением экономической ситуации.

В этом разделе целесообразно установить, в какое структурное подразделение организации следует направлять предложения об отмене стандарта, каким образом следует организовать рассмотрение данного предложения и провести согласование возможности отмены стандарта, чтобы не нанести ущерба подразделениям и организациям, применяющим данный стандарт. Рекомендуется также установить порядок оформления отмены СТО, регистрации этого решения и доведения соответствующей информации до структурных подразделений и сторонних организаций, которые приняли данный стандарт.

Проанализировав все нормативные документы по стандартизации, действующие на территории РФ, можно выявит некоторые плюсы СТО перед остальными НД, применяющимся на предприятиях. Разработка СТО дает им возможность учесть специфику структуры и область деятельности организации. Применение СТО может повысит конкурентоспособность предприятия не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: