Характер, темперамент, личность




1. Личность человека

Все, что было сказано до сих пор о психике человека, имело отношение к личности. Личность — это конкретный человек с его неповторимым сочетанием физических, физиологических и психологических качеств и свойств. Личностью человек не рождается, он ею становится. Само человеческое «я», т. е. внутреннее содержание личности, формируется только в процессе общения с окружающими людьми. Одной из важных черт личности является ее устойчивость. Если человек — это личность, то даже в тяжелых жизненных испытаниях он сохраняет свои глубокие жизненные установки и убеждения. Общение с другими людьми, установление личных отношений — это важнейший этап формирования личности, ее самовоспитания, самопознания и самооценки. Установление товарищеских взаимоотношений, искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива должны сочетаться с принципиальностью и взаимной требовательностью.

Для оценки психического образа личности надо постараться раскрыть три вопроса. Первый — чего хочет человек, т. е. каковы его интересы, потребности, стремления, идеалы. Второй — что он может, т. е. каковы его способности, дарования. И третий — что он есть, т. е. что закрепилось в нем как стержневые особенности его личности, каков его характер.

Вы уже знаете, что потребности человека — это главная движущая сила нашего поведения, это внутренние побудители, мотивы нашей деятельности. Только человеку свойственны духовные потребности. Недаром говорят: «Не хлебом единым жив человек». Духовные потребности лежат в основе интересов, склонностей к определенным знаниям, занятиям, определенной деятельности. Удовлетворение своих интересов и склонностей вызывает чувство радости. В эмоциях, чувствах как раз и отражается соотношение между тем, «чего хочет человек», и тем, «что он может». А в результате во многом возникает то, «что он есть».

Проявляемые еще в детстве склонности могут свидетельствовать о наличии у ребенка соответствующих наследственных задатков. Например, увлеченность рисованием, работой с техническими конструкторами может проистекать из природных свойств ребенка. Они могут служить основой развития соответствующих способностей. Способность — это такие особенности личности, которые являются условиями наиболее успешного выполнения данной деятельности, овладения знаниями, умениями, навыками. Способности можно сравнить с зернышком, брошенным в землю. А вырастет ли. из этого зернышка колосок, будет зависеть от многих причин. Так и с человеком: способности могут развиваться в действительности только в результате упорного труда. Способности не только проявляются, но и формируются в процессе самой деятельности.

Задатки, способности — это великое благо, которым наделила нас природа. Общество должно быть очень заинтересовано в максимальном развитии способностей каждого человека. Но это возможно только при самом активном участии самого человека.

2. Характер человека

Неповторимое сочетание психологических черт личности представляет собой характер. Наиболее важные психологические черты личности — это ее убеждения, идеалы, цели. Сюда же относится отношение человека к себе, к окружающим его людям, к обществу в целом. Особое место в характере человека занимают волевые черты личности. Воля — это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей. Нам ежедневно приходится выбирать один из многих мотивов, от очень простых до весьма сложных.

После выбора очередной цели, т. е. после принятия решения, человек подбирает средства для ее достижения. Далеко не безразлично людям, каковы средства для достижения очередной цели. Конечно, проще списать у соседа домашнее задание, но полезнее и честнее выполнить его самостоятельно. Как же поступит человек? Это будет зависеть от характера, от его морально-нравственных установок. Главный этап волевого действия — исполнение принятых решений. На этом этапе требуется особая настойчивость, терпимость, самообладание.

Воспитание таких качеств характера — это наша повседневная действительность. От того, насколько прочно закрепятся в молодые годы волевые качества личности, будет зависеть многое в развитии наших природных способностей, наша социальная роль в обществе, семье, наконец, полноценность наших жизненных устремлений.

Нет двух одинаковых характеров, все люди по своим личностным свойствам отличаются друг от друга. Но есть такие психофизические свойства нервной системы, темпераменты, которые оказываются сходными для многих людей. На основании этих свойств принято выделять четыре темперамента. Сангвиник — спокойный, доверчивый, устойчивый, чувственный; флегматик — малоэмоционален, малоподвижен, работоспособен, терпелив, выдержан, с устойчивым вниманием, малообщителен; холерик — подвижный, возбудимый, страстный, энергичный, настойчивый, общительный; меланхолик — высокочувствителен, обидчив, малоподвижен, неэнергичен, робок, плаксив, неуверен в себе, необщителен.

Такое выделение темпераментов только относительно, в чистом виде таких людей встретить почти не удается. Чаще всего у человека сочетаются черты разных темпераментов. Нельзя путать свойства темперамента с чертами характера. Например, честным, добрым, вежливым можно быть при любом темпераменте.

 

  1. Что такое личность?
  2. Каковы основные черты личности?
  3. Что такое характер?
  4. Что такое воля?
  5. Какие темпераменты вы знаете?
  6. Чем отличается характер от темперамента?

**Тест 1. Верные суждения:

  1. Личностью человек рождается.
  2. Личностью человек становится.
  3. Способности зависят только от наследственных факторов, полученных от родителей.
  4. Способности зависят только от условий, в которых развивается личность.
  5. Способности зависят и от наследственных факторов, и от условий, в которых личность развивается.

Тест 2. Спокойный, доверчивый, устойчивый, чувственный. Это темперамент:

  1. Холерика.
  2. Сангвиника.
  3. Меланхолика.
  4. Флегматика.

Тест 3. Малоэмоционален, малоподвижен, работоспособен, терпелив, выдержан, с устойчивым вниманием, малообщителен. Это темперамент:

  1. Холерика.
  2. Сангвиника.
  3. Меланхолика.
  4. Флегматика.

Тест 4. Подвижный, возбудимый, страстный, энергичный, настойчивый, общительный. Это темперамент:

  1. Холерика.
  2. Сангвиника.
  3. Меланхолика.
  4. Флегматика.

Тест 5. Высокочувствителен, обидчив, малоподвижен, неэнергичен, робок, плаксив, неуверен в себе, необщителен. Это темперамент:

  1. Холерика.
  2. Сангвиника.
  3. Меланхолика.
  4. Флегматика.

Тест 6. Темперамент – это:

  1. Психофизические свойства нервной системы.
  2. Неповторимое сочетание психологических черт личности.
  3. Способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.
  4. Наследственные задатки, полученные от родителей.

Тест 7. Воля – это:

  1. Психофизические свойства нервной системы.
  2. Неповторимое сочетание психологических черт личности.
  3. Способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.
  4. Наследственные задатки, полученные от родителей.

Тест 8. Способности – это:

  1. Психофизические свойства нервной системы.
  2. Неповторимое сочетание психологических черт личности.
  3. Способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.
  4. Наследственные задатки, полученные от родителей.

Тест 9. Характер – это:

  1. Психофизические свойства нервной системы.
  2. Неповторимое сочетание психологических черт личности.
  3. Способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.
  4. Наследственные задатки, полученные от родителей.

Тест 10. Личность – это:

  1. Психофизические свойства нервной системы.
  2. Конкретный человек с его неповторимым сочетанием физических, физиологических и психологических качеств и свойств.
  3. Способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.
  4. Наследственные задатки, полученные от родителей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: