Развитие сестринского дела за рубежом




Становление сестринского дела за рубежом связано с именем Флоренс Найтингейл (1820–1910 гг.). Честь считаться основоположницей современного сестринского дела по праву принадлежит ей, английской сестре милосердия, которая сумела совершить переворот в массовом сознании людей и доказать исключительную важность роли медицинской сестры в здравоохранении. По происхождению Ф. Найтингейл была итальянкой, родом из Флоренции, а специальное образование получила в Германии, где школа медицинских сестер была открыта Ф. Флендером в 1836 г.

Во время Крымской войны на протяжении 2 лет Ф. Найтингейл и еще 38 сестер милосердия работали на территории Турции, которая в союзе с Англией и еще несколькими европейскими державами вела боевые действия против России. В бараке, где работали медицинские сестры, находилось около 2000 раненых и больных. Осуществление грамотного сестринского ухода за ними позволило снизить смертность с 42 до 2 %. По окончании Крымской кампании на свои личные средства и с позволения российского императора Ф. Найтингейл в 1856 г. установила на горе под Балаклавой в Крыму памятник в виде большого креста из белого мрамора, тем самым увековечив память о погибших в этой войне солдатах, врачах и сестрах милосердия.

В середине XIX в. в 1859 г. вышла в свет книга Ф. Найтингейл «Записки об уходе». В ней впервые было дано определение сестринского дела, охарактеризованное как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению», и показано отличие его от врачебного дела. В «Записках об уходе» были определены два основных направления сестринской деятельности – уход за больными, подразумевающий «помощь страдающему от болезни – жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение», и уход за здоровыми людьми, охарактеризованный Ф. Найтингейл как «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает». Ф. Найтингейл была абсолютно убеждена в том, что «по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний».

Первые специальные школы по подготовке медицинских сестер, созданные по модели Ф. Найтингейл в Европе, а позже и в Америке, были автономными и светскими, а учителями выступали сами сестры, имеющие определенный практический опыт. Большое внимание в ходе подготовки уделялось получению будущей сестрой не только специальных знаний, но и формированию определенных профессиональных ценностей, под которыми подразумевались уважение к подопечному, его чести, достоинству и личной свободе, проявление особого внимания, любви и заботы и сохранение конфиденциальности наравне с врачебной тайной. Девизом первого Почетного международного сестринского общества стали 3 слова – «Любовь, мужество, честь».

Важной датой в развитии сестринского дела стало 26 июня 1860 г. – день открытия испытательной школы для сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне под руководством Ф. Найтингейл. После окончания школы сестры давали обязательство Ф. Найтингейл, звучавшее так: «Я, торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство: провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению, и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известны в ходе моей практики. С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе».

Имя Ф. Найтингейл уже почти полтора века является символом милосердия в западных странах, в ее честь учреждена медаль, являющаяся высочайшей наградой медицинских сестер – активистов Общества Красного Креста. Вручается медаль имени Флоренс Найтингейл раз в 2 года в день рождения основоположницы сестринского дела – 12 мая. В настоящее время этой награды удостоено около 1000 медицинских работников. В годы Второй мировой войны 46 советских медицинских сестер были удостоены этой высокой награды.

В 1863 г. в Швейцарии был основан Международный комитет помощи раненым, спустя 13 лет, получивший другое название, – Международный комитет Общества Красного Креста. В 1876 г. появился и Российский комитет общества Красного Креста. Международный комитет общества Красного Креста является независимой швейцарской организацией, но в соответствии с характером своей миссии, закрепленной в Женевских конвенциях, имеет статус международной организации со штаб-квартирой в Женеве.

В настоящее время, кроме Международного комитета Общества Красного Креста, существует множество национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Деятельность Общества Красного Креста была четырежды отмечена Нобелевской премией, а его основателю Анри Дюнану была вручена первая в истории Нобелевская премия мира. Первоначально символом Общества Красного Креста было изображение национального флага Швейцарии на белом фоне, а позже появился современный знак – красный крест на белом фоне.

В мире существует мусульманский аналог Общества Красного Креста – Общество Красного Полумесяца. В нашей стране в силу ее многоконфессиональности используется эмблема Международной федерации обществ Красного Креста, организованной в 1919 г. по инициативе Англии, Франции и США и объединяющей медицинских работников всех мировых государств (прежнее ее название – «Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца»). Следует отметить, что представители прочих религиозных конфессий отнеслись к христианской символике совершенно спокойно. Работа Международной федерации основана на добровольных началах, и денежный оклад полагается только штатным сотрудникам, которыми являются руководитель отряда и его заместители.

В первой половине 50-х гг. XX в. в США впервые появилось понятие «сестринский процесс». В 1955 г. в журнале «Новости общественного здравоохранения» была опубликована статья Лидии Холл «Качество сестринского ухода», в которой исследовательница привела свое описание сестринского процесса. Предложенное ею толкование не встретило всеобщего одобрения медицинских сестер, и в специальной литературе все чаще стали появляться его новые трактовки.

По определению наиболее известной исследовательницы сестринского процесса середины XX в. Вирджинии Хендерсон, все люди вне зависимости от состояния физического здоровья имеют ряд определенных потребностей, к которым она отнесла пищу, кров, одежду, любовь, признание со стороны окружающих, востребованность обществом, чувство принадлежности к коллективу и одновременно независимость от других людей. В. Хендерсон разработала подробные положения о важнейших действиях медицинской сестры по удовлетворению упомянутых потребностей подопечного, а при определении взаимоотношений «сестра – пациент», она, в частности, отмечала, что «уникальная задача сестры в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний». Согласно определению другой известной исследовательницы сестринского дела, Доротеи Орем, «основной целью деятельности сестры должна быть поддержка умения пациента заботиться о себе».

После кончины Ф. Найтингейл в западном обществе начали активно развиваться тенденции, идущие вразрез со взглядами и идеалам основательницы сестринского дела. Развитие капиталистической системы, безусловно, отразилось и на системе здравоохранения, причем не лучшим образом. Медицина в условиях рыночных отношений в западных странах, а в последнее время и в нашей стране стала прибыльным бизнесом.

Главной задачей сестры, по мнению Ф. Найтингейл, является создание для больного таких условий, при которых лечить могла бы сама природа: пациенту необходимы чистый свежий воздух, правильное питание, покой и тишина. Ф. Найтингейл считала сестринское дело искусством, требующим должной «организации, практической и научной подготовки».

Основное число сестринских школ в США и Европе перешли под полный контроль больниц, а преподавание в них стали осуществлять врачи. При этом задачей медицинских сестер стало лишь четкое и неукоснительное выполнение инструкций врача. Таким образом, роль медицинских сестер была окончательно определена как вспомогательная, что, однако, не помешало первым выпускницам школ Ф. Найтингейл придерживаться идеалов своей наставницы, совершенствовать профессиональные навыки и теоретические знания. Именно благодаря этим активисткам в условиях капитализации системы здравоохранения началось становление независимой сестринской практики в лечебных учреждениях, на дому, и везде, где в ней возникала необходимость.

С течением времени сестринская практика становилась самостоятельной профессией, основанной на теоретических знаниях, практическом опыте, научных исследованиях и суждениях и критическом образе мышления. Медицинские сестры в специальных домах сестринского ухода обеспечивали уход за престарелыми, хроническими и безнадежными больными, а также за инвалидами, т. е. группами пациентов, не нуждавшихся в регулярных врачебных вмешательствах. Профессиональные сестры возложили на себя всю полноту ответственности за предоставление этим людям должной помощи и поддержание достойного качества их жизни. Основание домов и отделений сестринского ухода, а также оказание помощи пациентам на дому и организация служб сестринской помощи матерям и детям из малообеспеченных семей позволили медицинской помощи стать более доступной на фоне постоянного роста цен на медицинские услуги.

Основное же число (порядка 80 %) медицинских сестер продолжали свою трудовую деятельность в больницах, что потребовало от них нового качественного уровня теоретических знаний и практических навыков в связи с повсеместным внедрением новой медицинской аппаратуры и современных технологий.

Верные последователи идей Ф. Найтингейл активно выступали за внедрение обучения сестринскому делу в колледжах и университетах западных стран. Несмотря на то что первые университетские программы данной направленности появились в США еще в конце XIX в., значительное увеличение их числа произошло лишь после окончания Второй мировой войны, поскольку эта война со всей наглядностью показала всю значительность роли квалифицированной медсестринской помощи.

С течением времени все чаще в медицинской практике стали использоваться новые термины, такие как «сестринский процесс», «сестринский диагноз», нашедшие свое отражение и в новых формулировках сестринского дела. В частности, в 1980 г. Американская ассоциация медицинских сестер дала определение задачи медицинской сестры как «умение поставить сестринский диагноз и скорректировать ответную реакцию пациента на болезнь». Таким образом, принципиальное отличие сестринского диагноза от врачебного заключается в том, что он определяет не саму болезнь, а ответную реакцию пациента на нее.

В 1952 г. вышел из печати первый номер специализированного международного научного журнала, посвященного сестринскому делу, «Нерсинг Рисерч». В данный момент только в США выходит порядка 200 профессиональных журналов, предназначенных для медицинских сестер. Уже к 1960 г. появились первые программы докторантур в области сестринского дела, а к концу 1970-х гг. число медсестер – докторов наук в США превысило 2000 человек. В 1973 г. в США была основана Национальная академия сестринских наук, а в 1985 г. Конгресс США принял законодательство, согласно которому в рамках Национального института здравоохранения был создан Национальный центр сестринских исследований.

Разумеется, не во всех странах сложились настолько благоприятные условия для развития сестринского дела. Нередко к профессии медицинской сестры складывалось довольно пренебрежительное отношение, и средний медицинский персонал использовался нерационально, что, безусловно, тормозило развитие здравоохранения в целом. Одна из наиболее авторитетных исследовательниц сестринского дела, Дороти Холл, отмечала, что «многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука»
«Нежелание признать, – говорила она, – что медицинская сестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого развития, как врачебная практика, что лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами».

В настоящее время медицинские сестры всех мировых держав решительно заявляют о своем желании максимально активного участия в организации достойного уровня медицинской помощи населению планеты. Так, в 1987 г. в Новой Зеландии прошло историческое совещание национальных представителей Международного совета сестер, на котором единогласно была принята следующая формулировка: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность».

 

Начало сестринского дела за рубежом

Чувство любви к ближнему было присуще человеку во все века. С течением времени

менялось лишь понятие о том, кто является нашим ближним. В доклассовом обществе ими

были мать, отец, дочь, сын, сестра, брат, жена, муж. Впоследствии понятие о ближнем

расширилось. Одним из многочисленных проявлений любви к ближним стал уход за

больными. Причем, женщине приходилось ухаживать за больными в большей степени, чем

мужчине.

У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных

людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение

составляли лишь женщины, занимающиеся оказанием помощи роженицам и

новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились

особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у

греков и римлян.

В Древней Греции были акушерки, которыми, по определению Гиппократа, могли

быть только рожавшие женщины, а также женщины с большим жизненным опытом. Они

определяли сроки беременности, наступления родов, им предоставлялось право ускорять

роды лекарственными средствами и священными песнями. Акушерки занимались также

лечением женских болезней и даже были свахами. Отдельную группу составляли женщины-

врачи, занимавшиеся также женскими болезнями. Многие из женщин-врачей и акушерок

состояли на государственной службе. Но особенно развито акушерское дело было в Древнем

Риме. Здесь акушерки не только оказывали помощь во время рродов, но и ухаживали за

роженицами и младенцами.

Соран Эфесский в своем трактате по гинекологии обращал внимание на то, чтобы

женщины, желающие заниматься родовспомогательным искусством, были грамотны,

"подвижны, приличны и имели нормальные органы чувств, были здоровы и сильны, имели

длинные тонкие пальцы с коротко обрезанными ногтями". Если акушерки были не особенно

молоды, то он рекомендовал им "быть постоянно трезвыми, спокойными и молчаливыми, не

быть суеверными, из-за корыстных целей не употреблять абортивных средств".

В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненых в сражениях воинов лечили в домах

богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Однако в полном объеме

развитие дела ухода за больными получило только с распространением христианства.

Ученики Иисуса Христа - апостолы - не только проповедовали христианское учение, но и6

исцеляли больных. Попечение о больных и неимущих брали на себя в первую очередь

женщины, которые назывались диаконисами, а также мужчины (диаконы), добровольно

посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными.

При церквях и монастырях стали возникать богадельни, или "диаконии",

предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных.

Уход за больными в этих заведениях считался еще у первых христиан богоугодным делом,

ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщины и диаконисы. Уже

тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют

выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о

больном.

Христианская попечительность о больных со времен римского императора

Константина Великого (IV век н. э.), поддерживавшего христианскую религию, принимает

новый вид - учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы (Нидерланды,

Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными.

В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к

княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых

общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая

отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила

служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь,

организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

В 1235 г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана

католическая община "елизаветинок" - из пожелавших последовать ее примеру. В мирное

время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время - и за

мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи. Много сделала община и для больных

проказой.

Христианская благотворительность в средние века в католических странах

выражалась и в создании различных светских и духовных рыцарских орденов, члены

которых считали основной своей целью уход за больными. Например, основной функцией

ордена Святого Лазаря (отсюда - лазарет) в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена

тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились

о больных и неимущих. Членами ордена могли стать и женщины.

Главным делом ордена, основанного в Иерусалиме и названного в честь Св. Иоанна,

было попечение о больных и уход за больными. Первой его настоятельницей в 1099 г. стала

римлянка Агнесса. Сестры давали обет проводить все свое время в уходе за больными, посте7

и молитве и трудиться на благо ордена. Деятельность женщин этого ордена

распространилась и в Италию, Испанию, Францию, Англию, где ими были созданы

монастыри.

Особенно известной стала деятельность общины "иоанниток" в Париже. В 1348 г., во

время большой эпидемии чумы, члены общины показали пример самопожертвования.

Современники этих событий описывали такую картину: "Всеми оставленный больной лежал

один со своими муками. Родные боялись приблизиться к нему, врач страшился вступать в

его жилище и даже священник лишь со страхом причащал его. Со стонами, разрывавшими

сердце, призывали дети родителей, отцы и матери - сыновей и дочерей. Но тщетно! Даже и

до трупов родные прикасались лишь потому, что никто не соглашался исполнять последние

желания за деньги... ничто не могло собрать родных и знакомых на обряд погребения. Трупы

самых знатных и заслуженных лиц относились в могилы самыми бедными людьми, потому

что невыразимый страх отталкивал от гроба их друзей и товарищей". Тем весомее выглядят

многочисленные примеры самопожертвования сестер орденов при оказании помощи

больным. Только в Париже за время эпидемии умерли более 500 сестер этих орденов, но эту

опасную работу продолжали делать другие сестры.

Много сделали по уходу за больными и сестры ордена госпитальеров. В ведении этих

сестер находились крупные госпитали - Святого Людовика в Париже, а также в других

городах Франции. Только один Отель-Дье (дом Божий) в столице вмещал 6000 больных;

сюда принимались больные с любыми заболеваниями, даже заразными.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер

милосердия. В этом году в г. Шатиньоне в одной из своих проповедей он обратил внимание

прихожан на крайне тяжелое материальное положение одной бедной семьи, члены которой

были больны. Пораженные красноречием проповедника слушатели (и особенно женщины)

стали помогать не только этой семье, но и всем больным прихода. Для правильного

распределения помощи Викентий Поль решил организовать общество и принялся за

составление устава. "Милосердие к ближнему, - говорится в этом уставе,- есть вернейший

признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных,

больных и всякого рода помощь им". Вначале общество называлось "общество милосердия",

а члены его - "служительницы бедных". Они должны были по очереди брать ежедневно из

общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но

задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи,

но и духовной. "Служительницы бедных" старались научить больных лучше жить и

достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами,

чтением и наставлениями.8

В 1633 г. Викентий Поль во главе общества поставил Луизу де Мариллак -

высокообразованную женщину, которая неутомимо ухаживала за тяжелыми больными в

госпиталях и частных домах. В своей многолетней деятельности она убедилась, что уход за

больными требует основательной теоретической подготовки. Луиза де Мариллак вначале

организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641 г. создала специальную

школу по их обучению. Главным руководителем и советником был Викентий Поль. Слава

школы быстро распространилась по госпиталям Франции, Италии, Испании, Португалии,

Польши и других стран. Это была первая попытка организовать научную и практическую

подготовку сестер милосердия, и она увенчалась успехом. Институты сестер милосердия

стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах.

В последующие годы подобные общества были созданы в Париже и его предместьях.

Викентий Поль так определял их назначение: "Задача общества милосердия состоит в том,

чтобы оказывать материальную и духовную помощь бедным как в городе, так и в деревнях".

В 1620 г. по образцу женских обществ милосердия были организованы мужские общества,

однако у них были иные функции - помощь нищим и искоренение нищенства. Мужские

общества милосердия существовали во всех провинциях Франции и во всех приходах

столицы.

Викентий Поль впервые предложил словосочетания "сестра милосердия", "старшая

сестра". Считая, что все общины должны иметь единый устав, он разработал основные его

положения: "Общины сестер милосердия состоят из вдов и девиц. Они не должны быть

монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов, а если непременно желают, то

только на один год. Они должны носить не монашескую, а свою обычную простую светскую

одежду... Старшая сестра избирается ими из своей среды на 3 года, причем одна и та же

сестра может быть избрана только дважды, и более 2-х трехлетий ни одна сестра не моожет

быть старшей". 30 мая 1655 г. он собрал всех сестер, находившихся в Париже и его

окрестностях, и в торжественной обстановке прочитал этот устав, чтобы его утвердить.

"Добрые сестры, - начал он, - вы собрались с целью, как мне кажется, быть истинными

последовательницами Христа... Мне хотелось бы до моей смерти дать вам устав. Ваше

братство будет называться "общиной сестер милосердия", вы же "служительницами бедных",

смирение и милосердие должны быть основными добродетелями".

Последователи Викентия Поля организовали около 2000 общин (ясли для детей,

богадельни для стариков, приюты для сирот, больницы для эпилептиков и душевнобольных и др.).

Викентий Поль умер в 1660 г. в возрасте 85 лет. Католическая Церковь в 1737 г.

причислила его к лику святых и почитает его как покровителя всех дел милосердия. В период французской революции общине сестер милосердия пришлось пережить

тяжелые времена - сестер выгоняли из госпиталей и приютов, где они работали. Некоторые

из них были казнены или посажены в тюрьмы, многие эмигрировали в Англию, но

оставшиеся продолжали тайно оказывать помощь страждущим.

Большую известность снискали сестры милосердия во время наполеоновских войн.

Став императором, восстановив христианскую Церковь, уничтоженную Конвентом,

Наполеон I обратился к ее служителям с просьбой о помощи по уходу за ранеными. Церковь

отправила в армию много сестер милосердия, которые в период сражений сыграли важную

роль в истории христианской попечительности о больных и раненых. Особенно

прославилась сестра Марта, которую наполеоновские солдаты считали святой. За заслуги в

деле милосердия император наградил ее орденом Почетного легиона. По инициативе

Наполеона после войны была продолжена подготовка сестер милосердия, они по-прежнему

ухаживали за ранеными и больными в госпиталях и приютах.

В Германии общины сестер милосердия были созданы еще в 1808 г. В Италии сестры

милосердия появились лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за заразными больными,

которых не принимали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных,

имеющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были

назначены врачами.

Первые общины сестер милосердия в Австрии были организованы в 1834 г., в Чехии -

в 1837 г. К середине столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер

милосердия. Заслуживает внимания благотворительная деятельность немецкого пастора

Теодора Флиднера. В 1833 г. он организовал приют для женщин, вышедших из тюрем,

раскаявшихся проституток. В 1835-1836 гг. открыл первые в Германии школы для

малолетних детей рабочих. Т. Флиднер создал специальную школу для обучения женщин

уходу за детьми из малоимущих семей и больными бедняками. За 40 лет работы в школе

прошли обучение 1450 человек. С большими финансовыми трудностями им была создана

женская община по образцу существовавших у первых христиан - община диаконис.

В эту общину сестры принимались после испытательного срока с проведением

церковного обряда. Сестры сохраняли связь со своей семьей и продолжали владеть своим

имуществом. В случае их болезни и старости община заботилась о них. Они имели право

вступать в брак, а также вернуться к родителям в случае, если им требовался уход.

Деятельность диаконис включала уход за больными, бедными детьми, заключенными,

проститутками (приюты кающихся Магдалин), а также преподавание в школах для

малолетних детей.10

В 1841 г. общины диаконис были организованы в США, а в 1851 г. - на Ближнем

Востоке, где в ведении общин находились многие больницы и воспитательные учреждения

(в Бейруте, Иерусалиме, Александрии). В 1884 г. в мире насчитывалось всего 56 общин,

преимущественно протестантских, из которых 35 находились в Германии, 6 - в России, 3 - в

Швейцарии, 3 - во Франции, 2 - в Голландии, 2 - в Англии и по одной общине в Венгрии,

Дании, Швеции, Норвегии и США. К концу XIX века существовало 60 общин диаконис,

объединявших более 8000 сестер. Их благотворительная деятельность осуществлялась в 1780

учреждениях. Начиная с середины XIX века католические монахини и протестантские

диаконисы оказывали медицинскую помощь и осуществляли уход за ранеными во время

военных действий. На принципиально новой организационной основе и на более высоком

качественном уровне женский труд стал применяться при оказании медицинской помощи

раненым в период Крымской войны (1853-1856 гг.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: