Переносить действие в современность




Способов заинтересовать школьников классикой

Часто библиотекари делают мероприятия в помощь освоению школьниками программы по литературе. Я не совсем согласна с такой деятельностью, т.к. считаю, что учить должны учителя. Не стоит библиотекарю взваливать на себя чужую работу. Но вот грамотно помочь, показать произведение с необычного ракурса, раскрыть с нетрадиционной стороны, создать атмосферу времени и вещей - это нам по силам.

 

Вокруг школьной программы по литературе без конца кипят споры и страсти. Про то, какие произведения стоит изъять из курса, а какие добавить, не пора ли перейти к единому учебнику и так далее. При этом гораздо актуальнее стоит вопрос о том, как добиться от школьников если не прочтения целиком «Преступления и наказания», то хотя бы чёткого представления об основном посыле автора.


Большинство школьных учителей продолжают преподавать «по старинке», лишь изредка сетуя, что редкий десятиклассник доберётся до середины «Обломова» или что современные дети не понимают классическую поэзию от слова совсем. Хотя есть несколько простых способов сделать уроки литературы интересными для школьников. А если этими приёмами воспользуются библиотекари, то и наши мероприятия заиграют новыми красками!


1. Создавать всевозможные литературные дайджесты и аннотации

В эпоху дайджестов, клипов и разнообразной рекламной продукции мало кто из подростков способен справиться с толстым романом, из которых на 90% состоит школьная «литература». А что если зацепить учащихся броским газетным заголовком, в котором будет затронута тема произведения? На первый взгляд может показаться, что такой способ — заигрывание с аудиторией. Но в то же самое время он позволяет оттачивать формулировки и учит связывать воедино разрозненные сюжетные нити.

«Героиня светской хроники решила предпочесть перспективному политику-оппозиционеру убеждённого консерватора и стала жертвой общественного скандала» — чем не актуальный дайджест грибоедовского «Горя от ума»? Кроме того, проведённая в конце года «газетная угадайка» способна не только повеселить школьников, но и реально проверить их знания по школьной программе. «Студент юридического факультета наносит смертельные повреждения двум женщинам, руководствуясь (анти)религиозными соображениями», «Зажиточный провинциал, живущий на съёмной квартире в столице, в любой непонятной ситуации прокрастинирует».

А вы догадались, о каких это произведениях?

Переносить действие в современность

Осовременивание классического сюжета — казалось бы, примитивный метод, но порой вопрос: «А как, по-вашему, это происходило бы в наши дни?» — начинает творить чудеса. Классическая литература хороша тем, что поднимает универсальные проблемы и архетипические сюжеты. Они свойственны любому времени, а значит, легко встраиваются в современные декорации. Этим активно пользуется, например, кинематограф. Взять хотя бы «Бориса Годунова» (2011), перенесенного Владимиром Мирзоевым в Москву 2000-х со всеми её политическими интригами и народным протестом. Другой пример — «Ромео и Джульетта» (1996) База Лурмана с Леонардо Ди Каприо в главной роли, где всё начинается взрывом на бензоколонке. То же и в школе: возможно, девятиклассникам будет легче оценить и обсудить «Евгения Онегина», если это будет история про модного хипстера. Как он стал героем грёз провинциальной абитуриентки, которая, в отличие от своей бойкой младшей сестры, не зависает в социальных сетях в поисках перспективного бойфренда, а посвящает время чтению романтических «Сумерек».

Менять точки зрения

 

Как виделось бы происходящее в «Преступлении и наказании» глазами следователя Порфирия Петровича? Или Сонечки Мармеладовой? Или Дуни Раскольниковой-Разумихиной? Подростки, по крайней мере из гуманитарных классов, с удовольствием перевоплощаются в любимых героев либо находят способ расправиться с нелюбимыми.

 

 

А как насчёт того, чтобы придумать альтернативный финал для романа — своего рода фан-фикшн по следам Толстого, Гоголя, Достоевского и других? Поколение создателей и читателей фанфиков берётся за это легко и уверенно. И пусть их трактовка характера того или иного персонажа будет далека от канонической, это вживание в чужую судьбу и историю определённо полезно. Во-первых, собственное творчество «по мотивам» способствует более личному и внимательному прочтению первоисточника. А во-вторых, именно способностью понять и услышать чужую позицию определяется степень эмпатии, умения «прочесть» чувства другого и отреагировать на них в соответствии с ситуацией.

А уж русская литература как психологический квест, предлагающий «прохождение» разного рода критических ситуаций, даст фору любому из тренингов так называемого межличностного общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: