Порядок выполнения работы. Цель работы. Теоретическое обоснование.. Философия Древнего Рима




Практическая работа

Основное отличие философии Древнего Рима от средневековой философии

Цель работы

1.1 закрепить теоретические знания о роли философии в жизни человека и общества;

1.2 научиться осуществлять поиск информации из разных источников и использовать ее для выполнения предложенного задания.

 

Теоретическое обоснование.

Философия Древнего Рима

После утраты Древней Грецией политической самостоятельности центр философской мысли перемещается в Древний Рим. Однако римляне не создали сколь - либо оригинальные философские системы. Видимо, сказалось то, что они не внесли что - либо существенное в уже сложившуюся в Древней Греции структуру рабства, а также то, что они были больше, чем греки обеспокоены защитой этой системы и разработали систему права.

В Древнем Риме широкое распространение получила философия стоиков. Среди ее пропагандистов особенно выделялся Цицерон (106-43 до н.э.). Ей противостояла философия Эпикура, ревностным пропагандистом которой был Лукреций Кар (99-55 до н.э.).

В своей знаменитой философской поэме «О природе вещей» он дает подробное толкование атомистического учения, атомистического материализма. Он стремится построить мировоззрение, которое освобождало бы человека от страха перед богами и давало бы ему руководство для безмятежного и невозмутимого существования.

Однако учение Лукреция Кара было аристократическим. Оно было адресовано свободным римлянам и не могло удовлетворять рабов. Задавленные нуждой, полным бесправием, рабы неоднократно восставали. Особенно было грандиозным восстание под руководством Спартака. Но Рим был достаточно силен. Восстания подавлялись с изощренной жестокостью. И среди рабов стали распространяться идеи мессии, т.е. небесного спасителя, который снизойдет на землю и освободит рабов. Эти идеи постепенно обрастали мифами, сложился культ мессии, который получил имя Иисуса Христа. Так сложилась религия рабов – христианство.

Философским обоснованием новой религии стали учение Филона Александрийского (I в. н.є.) и философия Сенеки (4г. до н.э.-65 г.). Главное в учении Филона Александрийского – это учение о божественном слове – логосе как о посреднике между миром духовным и миром материальным, богом и человеком, о боге Иегове как о конкретной божественной личности.

Сенека пропагандировал идеи бренности земного существования, которые также составили краеугольный камень новой религии.

Раннее христианство казалось римлянам крайне революционным. Оно пропагандировало несовместимые с идеологией и практикой римлян идеи общественной собственности на средства производства, всеобщего равенства людей, обязательности труда для всех, принципа распределения по труду, гуманистическую мораль, - идеи, которые были подхвачены в последующем социалистическими теориями, начиная от учения Т. Мора и кончая учением К. Маркса.

В борьбе против христианства римляне использовали не только репрессии (жестоким преследованием христиан особенно прославился император Нерон), но и идеологические средства, чаще всего философию Платона. Так сформировался неоплатонизм, пропагандистами которого были Плотин (205-270), Прокл (410-485) и другие.

Но борьба римлян с новой религией закончилась их поражением. В IV в. христианство было признано государственной религией римской империи. Вместе с победой христианства эллинская культура была забыта (за исключением логики Аристотеля, столь нужной для формирующейся христианской теологии), и человечество вернулось к ней спустя тысячелетие в эпоху Возрождения.

5-14 века в истории Европы принято называть средневековьем или феодализмом (от латинского feodum- поместье). Феодальные государства проходили, как правило, через ряд стадий от политической раздробленности (поместные государства) через ограниченную монархию к абсолютной монархии (самодержавию). И, тем не менее, общественные отношения феодализма при всем разнообразии их форм в разных странах и в разное время характеризовались общими чертами: это собственность феодалов на землю и другие средства производства, на крестьян – земледельцев, находящихся в крепостной зависимости, а также правом феодалов осуществлять государственную власть на своей территории.

Для феодализма было характерно также всесилие церкви во всех сферах общественной жизни. Все общественные отношения, начиная от политических и кончая межличностными, были проникнуты религиозными мотивами. Вся культура средних веков была устремлена ввысь, от земли к небу.

Философия также оказалась подчиненной религии. Эти формы подчинения философии религии менялись вместе с эволюцией феодализма.

В истории средневековой философии принято различать патристику, раннюю схоластику и позднюю схоластику.

Патристика

Средневековая философия начинается с патристики (от латинского pater- отец) – учения отцов церкви периода формирования и принятия на Никеевском (325) соборе догматов христианства и библейских текстов.

Представители патристики Тертуллиан (около 150-222 гг.), Климент Александрийский (150-215г.г), Ориген (185-254г.г) и другие, отстаивая догматы христианской религии, утверждали несовместимость религиозной веры с античной философией, апеллирующей к разуму.

Принцип примата (первенства) веры над разумом Тертуллиан выразил в предельно лаконичном афоризме «Верую, потому что абсурдно».

Начиная со 2-ой половины Vв. до VII-VIIIвв. патристика выступает уже как философия раннефеодального общества. Особенно большое влияние на ее развитие оказал Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 г.г). Он уже не столь категоричен в оценке эллинской культуры и мудрости в частности, хотя и подчеркивает примат веры над разумом. «Без веры, - говорил он, - нет знания, нет истины». И все же Августин стремится апеллировать к разуму. Так, он строит онтологическое доказательство существования Бога.

Суть его такова: из того, что Бог мыслится как совокупность всех совершенств, мы должны приписать ему и атрибут существования, а значит Бог существует. Это доказательство до сих пор играет важную роль в теологии и религиозной философии.

Бог, по Августину, сотворил мир из ничего по своей доброй воле. Мир не однороден и представляет собой иерархию существ, восходящих к Богу. На этой иерархической лестнице человек занимает особое место. Только он имеет душу. Она создается Богом в момент рождения человека, бессмертна и свободна. Она несет весь груз ответственности перед Богом за земные дела человека после его смерти. Поэтому душа должна быть предметом особой заботы человека и весь смысл его земной жизни заключается в спасении души. В то же время, по Августину, все, что делает человек, делает через его душу Бог (из этого тезиса Августина логически вытекает проблема теодицеи – морального оправдания Бога).

Над людьми господствует божественное предопределение. Оно является источником двух противоположных царств: божьего и земного. Первое – воплощено в церкви, а второе – в светской власти. Их борьба завершится победой церкви. Так что по Августину, верховенство церковной власти предписано самим Богом. Это положение Августина использовалось в борьбе пап против светских феодалов.

Ранняя схоластика

Ранняя схоластика (XI-XIIвв.) была вызвана новым подъемом культуры, начавшимся в ХIв. Название схоластика произошло от латинского scholastica – ученая беседа, школа. Сначала при дворе Карла Великого, а потом во многих других городах стали возникать светские школы. Подрыв монополии церкви в области образования стал угрожать ее безраздельному духовному влиянию в обществе. И чтобы сохранить его, идеологи церкви заставили философию своими устами проповедовать богословие, как точно выразился Петр Домиан (1007-1072), превратили философию в «служанку богословия». Но светское образование, апеллирующее к логике, неизбежно привело к проблеме рационального обоснования христианства. Ранняя схоластика стремилась сделать это, ориентируясь на учения Платона и неоплатонизм. Из учения Аристотеля использовалась только логика. Поляризация мнений относительно учения Платона о мире идей привела к формированию реализма и номинализма.

Поздняя схоластика

Поздняя, или зрелая схоластика (XIII-XIVвв.) возникла в связи с дальнейшим прогрессом городской жизни, возникновением университетов, ставших основными центрами преподавания наук (особенно Парижского и Оксфордского университетов). В отличие от ранней схоластики она стремилась использовать для потребностей обоснования христианской догматики аристотелизм, что было начато еще Августином и продолжено Альбертом Великим (родился между 1193-1207г.г, умер в 1280 году).

Теологическая интерпретация учения Аристотеля нашла свое завершение в обширной философской системе Фомы Аквинского (1225-1274 г.г). В качестве исходного принципа ее построения Аквинский берет принцип гармонии веры и разума. Разум, считает Аквинский, способен доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. Он не только воспроизводит космологическое доказательство существования Бога Аристотеля и онтологическое доказательство Августина, но и конструирует новое доказательство.

Мы, по мнению Аквинского, можем прийти к идее Бога, как первопричине, прослеживая вспять причинно-следственные связи: каждое существующее имеет причину, она в свою очередь – причину, и т.д., а первопричиной всего есть Бог.

Все существующее тем самым укладывается в созданный Богом миропорядок. Система Аквинского под названием томизма (от латинского Thomas - Фома) начиная с XIV в. остается официальной идеологией католической церкви, но опасность для классической теологии Фомы Аквинского и католицизма исходила от распространения мистицизма И. Экхарда (1260-1327).

Познать Бога, а через него и сущность мира, по Экхарду, можно только путем сверхразумного религиозного созерцания, интуицией, внезапным озарением и никакая теология, и церковь в этом деле не нужны.

Этим тезисом Экхарда через некоторое время воспользовались деятели антикатолического движения Реформации, в частности Мартин Лютер. Философия средневековья искала не столько истину, сколько способы обоснования догматов веры. С развитием научного исследования она неизбежно пришла в упадок. Однако интерес к этой философии периодически возрождался. Особенно он возрос в настоящее время в связи с переживаемым сегодня религиозным ренессансом.

Порядок выполнения работы

3.1 Изучить теоретический материал по теме

3.2 Получить вариант задания.

3.3 Выполнить задание.

3.4 Оформить отчёт о работе.

Варианты заданий

Задание №1. Составить сравнительную характеристику в виде таблицы «Основные направления философии Древнего Рима»

Выполняя данную работу:

· изучите предложенный теоретический материал;

· заполните графы таблицы;

· при выполнении задания используйте Философский словарь. Цифровая библиотека по философии https://filosof.historic.ru, теоретический материал лекции и учебника и предложенную презентацию.

Макет таблицы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: