Прав о – это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума и регулирующих общественные отношения, выражающих волю определенных классов (социальных групп), а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.
Функции права – основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права.
В юридической литературе выделяется классификация функций права в зависимости от элементов системы права:
1) общеправовые функции, свойственные всем отраслям права;
2) межотраслевые функции, свойственные двум и более, но не всем отраслям права;
3) отраслевые функции, свойственные только одной конкретной отрасли права;
4) функции правовых институтов, свойственные конкретному институту права;
5) функции норм права, свойственные конкретным видам норм права.
К общесоциальным функциям права относятся:
- политическая (регулирование политических отношений);
- экономическая (регулирование экономических отношений);
- социальная (обеспечивание социальной защиты населения);
- культурно-воспитательная (формирование у населения правовой культуры);
- идеологическая (отражает способность права воплощать в жизнь идеологию индивидов и из объединений, оказывать влияние на их мысли и чувства);
- социализация личности (направлена на включение личности в систему социальных связей, в процессы жизнедеятельности конкретного общества);
- интегративная (состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур);
- информационная (представляет собой направление правового воздействия, которое обеспечивает правовое информирование субъектов права и формирование социально полезной, положительной направленности их поведения; поддержание целостности и нормального функционирования правовой системы; регулирование отношений, связанных с перераспределением и сохранением информационных ресурсов.
К юридическим функциям права относят:
- регулятивную: регулятивно-статическая (воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных актах), регулятивно-динамическая (воздействие права на общественные отношения путем определения и обеспечения правоспособности и дееспособности субъектов права);
- охранительную (вид правового воздействия, который направлен на охрану обеспечиваемых правом правоотношений, то есть на защиту общественных отношений, регулируемых правом);
- ограничительную (нормы формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, например, в Конституции, некоторые статьи которой ограничивают права и свободы граждан, реализация которых ведет к ущемлению прав и свобод других граждан и общества в целом (например, пропагандистские действия, возбуждающие расовую, религиозную, социальную ненависть и вражду);
- восстановительная (осуществляется в форме отмены принятого правового акта или юридически значимого действия).
Принципы права – это основополагающие исходные нормативно-юридические положения, начала, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие его содержание, сущность и закрепленные в нем закономерности общественного развития.
В зависимости от функционального назначения принципы подразделяются на:
- социально-правовые (общесоциальные);
- специально-правовые.
Общеправовые принципы:
- принцип гуманизма – приоритета в правовой системе неотъемлемых прав и свобод человека;
- принцип равенства граждан перед законом – все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного, социального положения имеют равные права и исполняют равные обязанности;
- принцип взаимной ответственности человека и государства;
- принцип демократизма – право, законодательство должны адекватно отображать волю народы (общую волю), формироваться через демократические институты народовластия;
- принцип законности – осуществление всех форм государственной деятельности, функционирование гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями правового закона;
- принцип справедливости – требование справедливого применительно к правовым формам деятельности государства, его органов и должностных лиц, правовой деятельности участников регулируемых правом отношений, выраженное в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению.
Типология права – наиболее общая классификация права с целью сравнительного познания его содержания как развивающейся системы.
Формационный подход. В советской учебной литературе типология права осуществлялась вместе с государством на основе на основе марксистского учения о классовых общественно-экономических формациях. Под историческим типом государства и права понималась закономерная ступень в развитии государственно-правовых систем, существующих в пределах одной общественно-экономической формации, характеризующихся единством экономической основы, классовой сущности и внешних форм проявления. Различались рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства и права. Первые три из них, основанные на различных формах частной собственности, именовались эксплуататорскими, а социалистический, основанный на общественной собственности, – антиэксплуататорским, высшим типом. Однако этот тип считался временным, необходимым лишь на переходный период от капитализма к коммунизму, при котором государство вместе с правом отомрут и будут заменены общественным самоуправлением, основанным на нравственных, а не правовых началах.
Также некоторыми учеными рассматривается и цивилизационный подход.
Сложность проблемы типологии обусловлена множеством обстоятельств, и, прежде всего, самим пониманием права, его сущности и содержания, его соотношением с законодательством, степенью развития и другими обстоятельствами.
Попытки осуществить типологию правовых систем предпринял С.И. Архипов, положив в систему пять критериев их классификации:
1) общность генезиса (возникновения и последующего развития);
2) общность источников, форм закрепления и выражения норм права;
3) структурное единство, сходство отрасли, суботрасли;
4) общность принципов регулирования общественных отношений;
5) единство терминологии, юридических терминов, понятий.
Либертарно-юридическая концепция типологии права В.С. Нерсесянца. Согласно данной концепции типы права и государства – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.