Примерное перераспределение учебного материала программы для изучения




Методические рекомендации

О завершении учебного года: предмет

«История»

 

Цель корректировки рабочей программы учителя: освоение программного содержания по истории в 2019-2020 учебном году в полном объеме за счет уплотнения учебного материала.

Варианты коррекции рабочих программ учителя по истории по классам

5 класс

№ п/п Темы К-во час. по рабочей программе К-во час. по скорректированной рабочей программе
1.     Римская империя в первом веке нашей эры.    
2.     Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи        
3.     Повторение и обобщение  

6 класс

№ п/п Темы К-во час. по рабочей программе К-во час. по скорректированной рабочей программе
1.     Формирование единого русского государства.      
2.     Повторение и обобщение  

7 класс

№ п/п Темы К-во час. по рабочей программе К-во час. по скорректированной рабочей программе
1.     Россия в XVII веке.      
2.     Повторение и обобщение  

8 класс

№ п/п Темы К-во час. по рабочей программе К-во час. по скорректированной рабочей программе
1.     Культурное пространство Российской империи в XVIII в.      
2.     Повторение и обобщение  

9 класс

№ п/п Темы К-во час. по рабочей программе К-во час. по скорректированной рабочей программе
1.     Итоговое повторение учебного материала курсов истории    

10 класс

№ п/п Темы К-во час. по рабочей программе К-во час. по скорректированной рабочей программе
1.     Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.    
2.     Итоговое повторение учебного материала курсов истории: 1914-1945 гг.    

11 класс

№ п/п Темы К-во час. по рабочей программе К-во час. по скорректированной рабочей программе
1.     Итоговое повторение учебного материала курсов истории    

Основное содержание и планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по курсам истории представлены в Примерной основной образовательной программе (ПООП) и конкретизированы в рабочей программе учителя. При сокращении учебного времени программа должна быть освоена в полном объеме, что предполагает перераспределение важнейшего учебного содержания следующими способами:

· укрупнение впервые изучаемых тем и основных содержательных единиц и их блочное изучение в апреле;

· перенос повторения ряда важных вопросов содержания, отработки предметных умений на самостоятельную работу учащихся через систему заданий;

· сокращение резервных учебных часов. ПООП определяет инвариантную (обязательную) часть учебных курсов (вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой – 15–16%, т.е. до 10 часов от общего объема учебных часов, и используется для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, реализации регионального компонента);

· выделение учителем в рабочей программе нового 2020–2021 учебного года часов для обзорного вводного повторения как в начале года, так и для актуализации содержания в соответствующих темах уроков в течение учебного года;

· организация консультирования в дистанционном режиме выпускников 11-го класса по подготовке к ГИА по предмету.

Обязательно проведение итоговых работ, заданий по предмету и оценивание результатов освоения учебной программы учащимися за IV четверть и учебный год. В качестве итоговой работы можно использовать формат ВПР по предмету (5–8 классы) или самостоятельно составленную учителем работу. При выставлении итоговой отметки за учебный год следует отдавать преимущество успешным учебным достижениям ученика за I–III четверти и результатам IV четверти.



Таблица 1

Примерное перераспределение учебного материала программы для изучения

5-й класс
Планируемые к изучению темы Организация усвоения содержания основных блоков в условиях дистанционного изучения. Электронные ресурсы Обзорное вводное повторение в начале учебного года: курс Всеобщей истории (сентябрь), курс истории России (ноябрь-декабрь)
Римская империя в первом веке нашей эры. Объединить в апреле с темой «Гражданские войны в Риме». Обязательные содержательные единицы: соседи Римской империи; основные предпосылки возникновения христианства; кто такие колоны и в чём их отличия от рабов. Для организации самостоятельной работы: подготовьте презентацию: «Памятники Римской империи, сохранившиеся до наших дней». Электронные ресурсы: https://arzamas.academy/courses/36- видеолекции о Древнем Риме. https://school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: Возникновение христианства. Гражданские войны в Риме. Жители Древнего Рима. Почему в IV-V в. рабовладельческие отношения приходят в упадок, а рабов заменяют колонами? Назовите главные отличия христианства от греко-римской религии.  
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи Объединяем в апреле с темой «Гражданские войны в Риме». Обязательные содержательные единицы: перемены в положении христиан при Константине. Для организации самостоятельной работы: напишите мини-сочинение «Варвары в Римской империи»   Почему Западная Римская империя пришла в упадок?
6-й класс
Формирование единого русского государства     Объединяем в апреле с темой «Русские земли в середине XIII-XIV вв. Обязательные содержательные единицы: причины московской усобицы и её последствия; значение освобождения Руси от ордынского владычества; значение присоединения Новгорода к Московскому государству; управление Московской Русью при Иване III; причины ограничения крестьянской свободы; Судебник Ивана III; основные черты единого (централизованного государства); особенности русской культуры XV — начала XVI в. Для организации самостоятельной работы: Используя дополнительную литературу и Интернет, напишите рассказ «Один день московского боярина, помещика, купца, ремесленника, крестьянина», выбрав одного из представителей русского общества XV в. Электронные ресурсы: https://arzamas.academy/courses#motherland - курсы истории России https://www.youtube.com/watch?v=RMmT86hpqWk - уроки истории с цифровыми ресурсами корпорации «Российский учебник»   Почему Москва стала центром объединения русских земель? Каковы причины издания Судебника Ивана III? Как изменилось положение крестьянства с введением Судебника? В чем заключался новый характер власти при Иване III? Каковы были итоги деятельности Ивана III в области государственного строительства? Используя карту, опишите географическое положение русского государства в конце правления Ивана III
7-й класс
Продолжение изучения темы «Россия при первых Романовых»   Важно раскрыть обязательные содержательные единицы: причины Смоленской войны и её итоги; значение перехода Левобережной Украины под власть русского царя; причины и последствия церковного раскола; суть конфликта Алексея Михайловича и патриархи Никона; новые явления в культуре XVII в.   Для организации самостоятельной работы: Какую из исторических личностей периода правления первых Романовых, вы бы особо выделили. Объясните почему. Напишите мини-сочинение. Используя дополнительную литературу, Интернет подготовьте развёрнутый ответ: « Церковный раскол — трагедия российской истории». Расскажите об одном из памятников культуры XVII в., который произвел на вас наибольшее впечатление. Выберите форму представления своего материала: рассказ для проведения экскурсии, письменное изложение, презентация, буклет и др. Электронные ресурсы: https://arzamas.academy/courses#motherland - курсы истории России https://www.youtube.com/watch?v=RMmT86hpqWk - уроки истории с цифровыми ресурсами корпорации «Российский учебник» https://hum.hse.ru/history - лекции по истории России https://histrf.ru/short-course-of-history - история в фактах https://lecta.rosuchebnik.ru/atlasplus - интерактивный Атлас по истории с заданиями   Обзорное вводное повторение должно охватить всю тему, посвященную правлению первых Романовых: Какие новые явления возникли в экономике России XVII в.? Какие перемены произошли в государственном устройстве при первых Романовых? Почему XVII век назвали «бунташным»? Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола? Каковы были основные направления, цели и задачи внешней политики Российского государства в XVII в.? В чём заключались её результаты? Что понимается под обмирщением русской культуры? Чем был вызван этот процесс?
8-й класс
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.     Объединяем в апреле с темой«Россия при Павле I». Обязательные содержательные единицы: главные черты общественной мысли в России ХVIII в.; роль и значение науки в развитии страны; особенности архитектурных памятников ХVIII в; новые явления в изобразительном искусстве XVIII в; характерные черты национальной политики России во второй половине ХVIII в.   Для организации самостоятельной работы. Напишите отзыв на произведение живописи или скульптуры XVIII в. (по выбору). - см. Приложение 1.   Темы проектов, которые могут быть предложены для повторения (по дополнительной литературе, Интернет-ресурсам): «Технические открытия русских учёных и изобретателей XVIII в.»; «Иностранцы на службе России»; «Театр власти и власть театра»: императорские и крепостные, частные театры; «История России в лицах: на выбор о творческом наследии художника, скульптура, архитектора, писателя XVIII в.» и др.   Электронные ресурсы: https://arzamas.academy/courses#motherland - курсы истории России https://hum.hse.ru/history - лекции по истории России https://histrf.ru/short-course-of-history - история в фактах https://lecta.rosuchebnik.ru/atlasplus - интерактивный Атлас по истории с заданиями     В связи с тем, что дистанционное обучение пришлось на часть материала, посвященного правления Екатерины II и Павла I, целесообразно при проведении обзорного вводного повторения остановится на таких вопросах: Раскройте содержание понятия «просвещенный абсолютизм». Какие мероприятия Екатерины II свидетельствуют о реализации политики «просвещенного абсолютизма»? Почему царствование Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства? В чем заключаются главные особенности экономического развития страны во второй половине XVIII в.? Какие изменения произошли в положении крестьян и «среднего рода людей» во второй половине XVIII в.? Укажите причины и значение восстания под предводительством Е. Пугачёва. Раскройте взаимосвязь между следующими событиями: восстание под предводительством Е. Пугачёва – реформа местного управления, указ о свободе предпринимательства. Каковы были результаты внешней политики Екатерины II? Какие особенности можно выделить во внутренней политики Павла I? Чем они были, на ваш взгляд вызваны? Подтвердите фактами вывод: внешняя политика Павла I носила противоречивый характер и за короткое время прошла несколько этапов в своем развитии. Каких успехов достигли русские ученые в конце ХVIII в.? Укажите особенности архитектуры и живописи в России в XVIII в.
9-й класс
Повторение и обобщение учебного курса «История России до 1914 г.»   Электронные ресурсы: https://hum.hse.ru/history - лекции по истории России https://histrf.ru/short-course-of-history - история в фактах https://lecta.rosuchebnik.ru/atlasplus - интерактивный Атлас по истории с заданиями https://fipi.ru/o-nas/novosti/metodicheskiye-rekomendatsii-po-samostoyatelnoy-podgotovke-k-oge - материалы для самостоятельного повторения учебного материала (к ОГЭ) https://fipi.ru/o-nas/novosti/videokonsultatsii-po-podgotovke-k-yege-i-oge-2020-goda - видеоконсультации по повторению учебного материала https://oge.sdamgia.ru/ - образовательный портал портал: каталог заданий для самопроверки и др. https://fipi.ru/o-nas/novosti/varianty-oge-dosrochnogo-perioda-2020-goda#!/tab/180825589-7 - пример итоговой работы по предмету   Вводное обзорное повторение в начале изучения курса истории России в 10 классе (ноябрь-декабрь).
10-й класс
Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.   См. Приложение и таблицу 2. Электронные ресурсы: https://histrf.ru/mediateka/documentary-films/70-let-vov) – Великая Отечественная война https://arzamas.academy/courses/51 - история блокадного Ленинграда https://lecta.rosuchebnik.ru/atlasplus - интерактивный Атлас по истории с заданиями Вводное обзорное повторение в начале изучения курса истории России в 11 классе.
Повторение и обобщение учебного материала по курсу «История России: 1914-1945 гг.»   https://histrf.ru/lectorium - лекции по истории России https://lecta.rosuchebnik.ru/atlasplus - интерактивный Атлас по истории с заданиями  
11-й класс
Повторение и обобщение учебного материала   Повторение и консультирование по подготовке к ГИА по предмету. Электронные ресурсы: https://hum.hse.ru/history - лекции по истории России https://ege.sdamgia.ru/ - образовательный портал: каталог заданий для самопроверки и др. https://fipi.ru/o-nas/novosti/videokonsultatsii-po-podgotovke-k-yege-i-oge-2020-goda - видеоконсультации по повторению учебного материала https://fipi.ru/o-nas/novosti/metod-rekomend-dlya-vypusknikov-po-sam-podgotovke-k-ekzamenam-2020#!/tab/180396480-7 - рекомендации по самостоятельной подготовке к ЕГЭ по истории  

Приложение 1

Примерный план отзыва на произведение живописи или скульптуры

Произведение живописи

  1. Автор произведения, время создания.
  2. Какое событие или явление изображено? К чему относится (военной операции, повседневной жизни и др.)?
  3. Можно ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение людей, изображенных на картине?
  4. Объективно ли это изображение? Достаточно ли полно отражено в нём событие, явление?
  5. Какова общественная позиция автора картины: он поддерживает или не одобряет изображенное событие?
  6. В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение?
  7. Объясните, выбор данного произведения живописи.

 

Произведение скульптуры

1. Автор скульптуры, время создания.

2. Какому событию, какому человеку посвящён…?

3. Где расположена скульптура? Почему было выбрано данное место для её установления?

4. Опишите внешний вид скульптуры (размеры, из какого материала сделана и др.)

5. Каковы были исторические обстоятельства, связанные с созданием скульптуры?

6. В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение?

7. Имеются ли еще скульптура (ы), посвященная (-ые) этому же событию, человеку? Где она (и) находится (-ятся), кто их автор, когда была(-и) создана(-ы)? Чем отличается выбранная вами скульптура?

8. Обоснуйте ваш выбор скульптурного произведения.

Приложение 2

 

В 10-м классе в соответствии с Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 10.04.2019 № 03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов OO Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год», рекомендациямидля руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей истории «О дополнительном изучении в 10–11-х классах актуальных вопросов истории России, в том числе истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и блокады Ленинграда» на изучение темы Великой Отечественной войны были увеличены учебные часы за счет часов регионального компонента: примерно с 7 до 22. Это позволяет в сложившейся ситуации изучить в полном объеме основной (инвариантный) материал темы, а также предложить учащимся как вариант аттестации за IV четверть подготовить творческие задания (доклад, реферат, сочинение, обзор электронных ресурсов и виртуальных экспозиций музеев и т.д.) по вопросам, выделенных курсивом (см. табл. 2).

В рабочей программе предмета или при планировании внеурочной деятельности учителю целесообразно предусмотреть проведение в начале учебного года ученической конференции с выступлениями школьников, защитой ими творческих работ. Далее в курсах всеобщей истории, истории России при изучении послевоенного периода развития обязательна актуализация важнейших вопросов темы: причины и цена ПобедыСССР в борьбе с фашизмом. Итоги второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Примеры героизма советского народа, в т.ч. через изучение истории нашего города, края в годы войны: Мемориалы, памятные места и музеи города-героя. История семьи в истории Родины.


Таблица 2

 

Тема 10-го класса При 2-х часах в неделю Дополнительные часы Всего, при 3-х часах в неделю Тематика изучаемых вопросов
Тема 5. * Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.       Человеконенавистническая сущность фашизма. Начало Великой Отечественной войны. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Бомбардировки города. Крупнейшие сражения Великой Отечественной войны. Нацистский оккупационный режим и сопротивление врагу. Массовые преступления гитлеровцев против народов СССР на временно оккупированных территориях[1]. Главные направления политики оккупантов, коллаборационизм и антипартизанские акции захватчиков. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение подпольной борьбы для победы над врагом. Партизанское движение, партизанские края в Белоруссии, северных районах Украины, Брянской и Ленинградской областях. Человек и война: единство фронта и тыла. Героизм советских воинов. Героизм тружеников советского тыла в годы войны. Проблема репрессированных народов. Героизм и трагедия гражданского населения Ленинграда. Трудовой подвиг блокадного Ленинграда. Промышленные предприятия в годы блокады. Роль женщин и подростков в производстве. Дети блокадного Ленинграда. Ученые и деятели культуры Ленинграда в годы блокады. Седьмая (Ленинградская) симфония Д. Шостаковича – симфония «всепобеждающего мужества». Воспоминания о блокаде: дневники, фотографии, документальные фильмы как исторический источник. Повседневность военного времени: фронтовая повседневность, боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Государство и церковь в годы войны. Патриотическое служение представителей религиозных концессий. Культурное пространство войны. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Операции «Искра», «Январский гром» и полное снятие блокады Ленинграда (1944 г.). Победный салют в Ленинграде. Значение героического сопротивления Ленинграда. Мемориалы, памятные места и музеи города-героя. История семьи в истории Родины. Антигитлеровская коалиция. СССР и союзники. Ленд-лиз. Конференции союзных держав. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Открытие Второго фронта в Европе. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Примеры подвига солдат Великой Отечественной, героев-подпольщиков, партизан, тружеников тыла. Итоги Великой Отечественной войны. Итоги Второй мировой войны.Международные трибуналы над военными преступниками. Причины и цена победы СССР в борьбе с фашизмом как предмет современной дискуссии. Противодействие попыткам фальсификации истории и умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны».

 


[1] Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола на тему: «Без срока давности. Проблемы изучения и сохранения памяти жертв геноцида народов СССР на временно оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны». Москва, 22 февраля 2019 г. Электронный ресурс: https://www.oprf.ru/documents/497/2597/newsitem/49119

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: