Нормативные правовые акты: понятие, виды, структура. Систематизация нормативно-правовых актов.




Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативные правовые акты подразделяются на два основных блока: законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый, как правило, парламентом и закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Законы имеют большую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам (принцип верховенства закона).

Виды законов:

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Конституционные законы:

а) сама конституция, закон о введении в действие конституции, законы о внесении изменений и дополнений в конституцию, о толковании конституции (Республика Беларусь);

б) законы, которые собственно так именуются самой конституцией (федеральные конституционные законы в Российской Федерации),

в) законы, принятие которых предусмотрено в самой конституции.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном конституцией порядке по определенным ею вопросам.

Программные законы Республики Беларусь – это закон об основных направлениях внутренней и внешней политики и закон о военной доктрине. Такие законы считаются принятыми при условии, что за них проголосовало квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента).

Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим (текущим) законам.

Текущие (обычные) законы.

В Республике Беларусь отдельно можно выделить группу нормативных правовых актов, не являющихся законами, но и не относящихся к подзаконным актам:

1) решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским референдумом. Если самим референдумом не предусмотрено иное, законы не могут вносить в решение референдума изменения и дополнения либо отменять их;

2) декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона.

Декрет Президента (легальное определение) – это нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случае особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декреты Президента бывают двух видов: временные декреты и декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Главе государства законодательных полномочий. Последние принято называть делегированными, постоянными или обычными декретами.

Временный декрет – имеющий силу закона экстраординарный нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в соответствии с Конституцией в исключительных случаях особой необходимости для оперативного регулирования наиболее важных общественных отношений и предоставляемый в 3-дневный срок для последующего рассмотрения в Парламент.

Делегированные декреты – это акты делегированного законодательства.

В широком смысле под последним понимается любое поручение законодательного органа (парламента) определенному органу исполнительной власти, его должностному лицу на издание нормативного правового акта в определенной сфере общественной жизни. Цель такого указания – разработка или более подробная регламентация отдельных положений того или иного закона. Принятые в порядке такого поручения акты не имеют силы закона. Иногда в такой ситуации говорят о косвенном делегировании законодательных полномочий.

Временные и делегированные декреты имеют силу закона. В случае расхождения временного декрета с законом действует временный декрет. В случае расхождения делегированного декрета и закона действует акт принятый хронологически позднее.

К подзаконным актам относятся указы Президента, изданные во исполнение (на основании) закона, распоряжения Президента, постановления Правительства, министерств, решения местных исполнительных и распорядительных органов и др. Подзаконные акты обладают меньшей, чем закон юридической силой, и должны им соответствовать. Они должны также соответствовать актам, не являющимся подзаконными.

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: