Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативные правовые акты подразделяются на два основных блока: законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый, как правило, парламентом и закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Законы имеют большую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам (принцип верховенства закона).
Виды законов:
Конституция Республики Беларусь – Основной Закон, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Конституционные законы:
а) сама конституция, закон о введении в действие конституции, законы о внесении изменений и дополнений в конституцию, о толковании конституции (Республика Беларусь);
б) законы, которые собственно так именуются самой конституцией (федеральные конституционные законы в Российской Федерации),
в) законы, принятие которых предусмотрено в самой конституции.
Программный закон – закон, принимаемый в установленном конституцией порядке по определенным ею вопросам.
Программные законы Республики Беларусь – это закон об основных направлениях внутренней и внешней политики и закон о военной доктрине. Такие законы считаются принятыми при условии, что за них проголосовало квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента).
Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим (текущим) законам.
Текущие (обычные) законы.
В Республике Беларусь отдельно можно выделить группу нормативных правовых актов, не являющихся законами, но и не относящихся к подзаконным актам:
1) решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским референдумом. Если самим референдумом не предусмотрено иное, законы не могут вносить в решение референдума изменения и дополнения либо отменять их;
2) декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона.
Декрет Президента (легальное определение) – это нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случае особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Декреты Президента бывают двух видов: временные декреты и декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Главе государства законодательных полномочий. Последние принято называть делегированными, постоянными или обычными декретами.
Временный декрет – имеющий силу закона экстраординарный нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в соответствии с Конституцией в исключительных случаях особой необходимости для оперативного регулирования наиболее важных общественных отношений и предоставляемый в 3-дневный срок для последующего рассмотрения в Парламент.
Делегированные декреты – это акты делегированного законодательства.
В широком смысле под последним понимается любое поручение законодательного органа (парламента) определенному органу исполнительной власти, его должностному лицу на издание нормативного правового акта в определенной сфере общественной жизни. Цель такого указания – разработка или более подробная регламентация отдельных положений того или иного закона. Принятые в порядке такого поручения акты не имеют силы закона. Иногда в такой ситуации говорят о косвенном делегировании законодательных полномочий.
Временные и делегированные декреты имеют силу закона. В случае расхождения временного декрета с законом действует временный декрет. В случае расхождения делегированного декрета и закона действует акт принятый хронологически позднее.
К подзаконным актам относятся указы Президента, изданные во исполнение (на основании) закона, распоряжения Президента, постановления Правительства, министерств, решения местных исполнительных и распорядительных органов и др. Подзаконные акты обладают меньшей, чем закон юридической силой, и должны им соответствовать. Они должны также соответствовать актам, не являющимся подзаконными.
Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.