ЗАДАНИЯ к теме Социальный контроль.
1. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения — естественная часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие — появляться... Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким».
Согласны ли вы с изложенной точкой зрения?
Можно ли избавить общество от отклонений? Объясните свой ответ.
2. Как вы понимаете высказывание английского историка Г. Т. Бакла (1821—1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»?
Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.
3. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639—1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»?
Аргументируйте свой ответ.
4. Вдумайтесь в следующие цифры: за период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался
значительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, — на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.).
Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?
5. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия.
Одна точка зрения: нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками — высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, — тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует.
Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное — неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится.
А что думаете по этому поводу Вы?
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
I. Понятие здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – ведение человеком такого образа жизни, который направлен на:
А) поддержание гармоничной работы своего организма (физические упражнения и хорошее питание);
Б) сохранение гармонии отношений с другими людьми (полноценное и удовлетворяющее общение)
В) сохранение гармонии самим с собой («я принимаю себя таким, какой я есть без каких-либо конфликтов»).
Задача каждого человека – поддерживать эту гармонию.
1. Социальная значимость ЗОЖ.
Никто не захочет иметь дело с больным человеком: что в психическом плане, что в биологическом. Общение с нездоровым человеком уже затруднено, а сам процесс общения будет приносить некий стресс и человеку, и обществу. А стресс – это уже попытки вывести систему здорового организма из равновесия, из гармонии. А это никому не выгодно. Следовательно, идя от обратного, мы приходим к выводу, что социальная значимость здорового образа жизни касается и меня, и вас, ведь затронуты обе стороны общения.
2. Личная значимость ЗОЖ.
Все хотят прожить долгую и счастливую жизнь. А без ведения здорового образа жизни это невозможно. Причём здоровый образ жизни включает в себя не только активность физическую и здоровое питание, но ещё и психическое здоровье – равновесие, и хорошее взаимодействие с социумом. При гармонии во всех этих трёх сферах: организм, общество и моя собственная психика — прожить можно очень долго.
Подводя итоги, важно понимать, что здоровый образ жизни — это выбор лично каждого. Если человеку важно прожить достойно и долго, то для него важно его здоровье. Если нет – то, как говорится, «На нет, и суда нет».
II. Что такое здоровье.
Под понятием «здоровье» скрывается сложный комплекс социальных, экономических, гигиенических показателей посредством которых происходит социальная, биологическая и демографическая интеграция личности в общественную жизнь.
1. Здоровье нации отражает степень ее культурного воспитания и экономического развития.
2. Здоровье общества подвержено влиянию природно-климатических, исторических, этнографических факторов, существующих в стране обычаев и традиций.
Здоровье общества – интегральная величина, отображающая качество жизни и создающая благоприятные возможности для успешного будущего развития государства.
3. Здоровый человек чувствует себя в этом мире гораздо более счастливым, ведь перед ним открыты возможности реализовать свой интеллектуальный, творческий, социальный, духовный, физический и репродуктивный потенциал.
Всемирной организацией здравоохранения было дано довольно краткое, но при этом весьма точное определение здоровью. Оно обозначилось не только лишь как отсутствие физических недостатков и различных заболеваний, а как состояние абсолютного социального, физического и духовного благополучия.
III. Причины, мешающие вести здоровый образ жизни:
1. Встреча современного человека со стрессовыми ситуациями в повседневной жизни.
2. Чрезмерно напряженные условия труда
(интенсивность по времени, и необходимость получения нескольких образований, постоянного повышения своего профессионального уровня), боязнь потери жилья имущества или сбережений, работы, опасения за здоровье-свое и близких и другие ситуации.
3. Питание.
На наш стол всё больше попадают продукты с большим содержанием подсластителей, консервантов, подкислителей, генетически и имуномодифицированных продуктов, усилителей вкуса, и всё меньше – натуральных продуктов.
4. Комфорт.
Транспорт, кондиционеры, и т.п. Постоянно работающий кондиционер (жару человек переносит хуже). Уменьшается физическая активность, которая сводится к одному маршруту. Это цепь: дом - остановка - работа и в обратном порядке.
5. Телемания.
При просмотре телепередач мы употребляем печенье, конфеты, чипсы. Переживая за любимого героя на телеэкране, человек съедает все вышеперечисленное больше, не замечая этого. В некоторых случаях человек принимает успокаивающие средства. Мало уделяется времени подвижному образу жизни. Правила, а также нормы поведения, направленные на укрепление здоровья человека, составляют саму основу личной гигиены.
6. Изменения в экологической обстановке
(транспорт, мобильные устройства, кондиционеры и др. облегчают нашу жизнь, но вместе с тем серьезно ухудшают экологию);
IV. В основы здорового образа жизни входят такие понятия как:
1. Воспитание здоровых привычек и навыков с раннего детства.
2. Безопасная и благоприятная окружающая среда, знания о влиянии предметов на здоровье.
3. Отказ от вредных привычек - употребления алкоголя, курения, употребления наркотиков.
4. Умеренное питание - подходящее физиологическим особенностям человека, знание о качестве употребляемых продуктов.
5. Физически активная жизнь - физические упражнения, соблюдая возрастные и физиологические особенности.
6. Соблюдение правил общественной и личной гигиены. Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви.
7. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.
Задания для практического занятия
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Здоровье в жизни человека играет важнейшую роль. Здоровье - самое главное сокровище человека. Ведь от состояния здоровья человека зависит его полноценная жизнь. Артур Шопенгауэр говорил, что 9/10 нашего счастья основано на здоровье и при нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента, при болезненном состоянии ослабевают и замирают, но отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем, друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья. В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Достичь благополучия можно через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных качеств. Это, прежде всего постоянное повышение познаний об окружающем мире, познаний о себе, своём месте и роли в окружающей среде, совершенствовании своих духовных возможностей. По словам врача – исследователя С. П. Боткина здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Здоровье неразрывно связано с ведением здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это оптимальный индивидуальный режим дня: закаливание; рациональное питание; отсутствие вредных привычек. По мнению академика Ю. П. Лисицына, здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие. Формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья.
1. Вопросы и задания:
1) Выделите компоненты здорового образа жизни
2) Сделайте вывод о том, от чего зависит наше здоровье.
3) Назовите те факторы, которые положительно и отрицательно влияют на здоровье
2. Заполните таблицу «Мой выбор»
Мой выбор | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
не курить | ||
не употреблять алкоголь | ||
нет наркотикам | ||
заниматься физкультурой и спортом |
3. Составьте памятку «Опасно: наркотик (алкоголь, табак).
Подросткам информация к размышлению», в которой укажите вред, который наносят эти вещества растущему организму подростка.
4. Составьте заповеди правильного питания, используя слова и словосочетания:
разнообразно, часто, редко, витамины, микроэлементы, мало, много, перекусывать, всухомятку, хорошо пережевывать, овощи, фрукты, в одно и то же время,