Государство осуществляет регулирование экономики следующими методами: правовыми, административными и экономическими.
Правовые методы заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка. Например, антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса и др.
Административные методы – прямое вмешательство в деятельность производителей путём введения обязательных для выполнения требований. Например, санкции, лицензирование (специальное разрешение, которое субъект экономической деятельности обязан получить, чтобы иметь право на осуществление деятельности в определённой сфере), установление квот (ограничение по количеству производимого товара на рынке, которое устанавливает государство), установление стандартов качества и др.
Экономические методы – меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определённые условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Например, налоговая политика, денежно-кредитная политика и т.д.
Есть и иная классификация методов государственного регулирования экономики.
Различают прямое и косвенное регулирование экономики.
Прямое регулирование включает преимущественно административно-правовые методы. Прямые методы носят распорядительный и обязательный характер.
Виды прямых методов:
• Экономическое законодательство
• Разнообразные нормы и стандарты
• Лицензии и запреты в форме подзаконных актов органов исполнительной власти
• Госзаказы и т.д.
Косвенные методы – государство, используя экономические стимулы, заставляет субъекты экономики подчиняться государственным интересам.
Виды косвенных методов:
• Денежно-кредитная политика
• Бюджетно-налоговая политика
• Регулирование экспорта, импорта и валютных курсов
Денежно-кредитная (монетарная) политика означает контроль над денежной массой в экономике.
Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью Центробанка.
Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика государства, осуществляемая с целью воздействия на количество денег в обращении для сдерживания инфляции, обеспечения полной занятости населения и роста реального объёма производства
Инструменты денежно - кредитной политики:
· Количество денег в обращении – денежная эмиссия (выпуск государством – Центробанком – в обращение дополнительного количества денежных знаков)
· Изменение учётной ставки
Учётная ставка – норма процента, под который Центробанк даёт кредиты коммерческим банкам.
Повышая учётную ставку, государство сокращает денежную массу и понижает инфляцию.
Понижая учётную ставку, государство увеличивает денежную массу, что приводит к усилению инфляции.
Повышая или понижая учётную ставку, Центробанк делает кредит более дорогим или более дешёвым.
· Изменение объёма банковского резерва
Коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в Центробанке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Для этого Центробанк устанавливает норму обязательных резервов.
· Различные операции с ценными бумагами и драгоценными металлами.
Центробанк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке, выплачивая по ним высокий процент, привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного дефицита. В результате количество денег в экономике сокращается, они сосредотачиваются у государства.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - деятельность государства в области налогообложения и регулирования госбюджета.
Основные направления фискальной политики:
• Деятельность государства в области налогообложения.
• Обеспечение занятости населения.
• Предотвращение инфляционных процессов.
Государственный бюджет - основной финансовый план государства на год, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.
Стадии бюджетного процесса в Российской Федерации:
1. Составление проекта правительством.
2. Рассмотрение проекта Госдумой, Советом Федерации и Счетной палатой.
3. Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете Федеральным Собранием, подписание его Президентом.
4. Исполнение бюджета органами исполнительной власти (правительством) с 1 января по 31 декабря.
Основные функции госбюджета:
1) контроль над деятельностью правительства;
2) регулирование денежного обращения внутри государства;
3) реализация экономической и социальной политики государства;
4) предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.
Государственный бюджет имеет доходную и расходную часть.
Доходная часть госбюджета – это поступающие в бюджет денежные средства.
Расходная часть госбюджета – выплачиваемые из госбюджета денежные средства.
К таким расходам относятся:
- социальные – расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
- военные – расходы на оборону и содержание армии;
- экономические – финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
- внешнеэкономические – взносы в международные организации;
- содержание государственного аппарата – финансирование деятельности органов государственной власти.
Существуют три вида госбюджета:
1) сбалансированный – доходы примерно равны расходам;
2) профицитный – доходы превышают расходы;
3) дефицитный – расходы превышают доходы.
Когда госбюджет дефицитный, то говорят о госдолге.
Государственный долг – сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам
Пути преодоления дефицита бюджета:
• Сокращение расходов (секвестирование).
• Поиск дополнительных источников доходов (изменение системы налогообложения).
• Эмиссия денег (дополнительный выпуск бумажных денег).
• Заем у населения и у других стран.