Социальное партнерство в профилактической деятельности
Социальный диалог ведется на принципах: ^
— законности;
— репрезентативности и полномочное™ сторон и их представителей;
— независимости и равноправия сторон;
— конструктивности и взаимодействия;
— добровольности и принятия реальных обязательств;
— взаимного уважения и поиска компромиссных решений;
— обязательности рассмотрения предложений сторон;
— приоритета согласительных процедур;
— открытости и гласности;
— обязательности соблюдения достигнутых договоренностей;
— ответственности за выполнение принятых обязательств.
Привлечение к сотрудничеству в области укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний
Общественное назначение социального партнерства заключается в практическом воплощении согласованной социально ориентированной политики.
Укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний отвечают интересам всех трех участников трудового процесса, ибо высокий уровень общественного здоровья — ЭТО:
— гарант государственной безопасности;
— ресурс экономического роста страны и благосостояния ее населения;
— основа для роста физического, социального, психологического, духовного благополучия.
Уровень общественного здоровья в большей степени определяется здоровым образом жизни, состоянием окружающей среды, условиями проживания и трудовой деятельности, уровнем дохода и образования, уровнем качества жизни. Для эффективного решения задач укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний необходима концентрация сил:
— Министерств и ведомств (систем здравоохранения и образования, фармацевтической и пищевой промышленности, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и многих других);
— государственных и негосударственных организаций различных видов экономической деятельности (например, предприятий и организаций, работникам которых проводятся различные виды профилактических и диспансерных, оздоровительных
Часть 2. Междисциплинарный курс 01.03.Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению
мероприятий, либо учебных заведений, с учащимися которых проводятся образовательные занятия по ведению здорового образа жизни и т.д.);
— общественных организаций (например, профсоюзных организаций, организаций по борьбе с употреблением наркотических и психотропных веществ, обществ анонимных алкоголиков и т.д.);
Термин «межсекторальное сотрудничество» означает совместную деятельность нескольких секторов, например: сектора здравоохранения, сектора образования и экологического сектора. Сотрудничество обеспечивает более эффективные меры по укреплению здоровья по сравнению с усилиями, предпринимаемыми секторами по отдельности. Межсекторальное сотрудничество означает участие не только властных структур, но и широкой общественности.
Межсекторальная успешность решения проблемы приверженности здоровому образу жизни и профилактики заболеваний складывается из двух основных направлений работы.
— Создание условий, способствующих здоровому образу жизни и профилактике заболеваний, например:
— Министерство здравоохранения РФ ответственно за вакцинацию против известных заболеваний;
— Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ обеспечивает строительство и доступность спортивных объектов;
— Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков реализует борьбу против незаконного распространения наркотических средств;
— Министерство регионального развития РФ обеспечивает равные экономические и другие условия жизни граждан в разных частях страны;
— Министерство связи и массовых коммуникаций РФ отвечает за запрет рекламы табачных изделий по телевидению и ограничение рекламы пива.
— Формирование у граждан РФ понимания необходимости изменить образ жизни на здоровый, создание мотивации на здоровье сберегающее поведение, формирование навыков здорового образа жизни. В рамках этой деятельности, например:
— Министерство связи массовых коммуникаций РФ реализует социально значимые рекламные проекты о позитивном отношении к спорту;
— Министерство образования и науки РФ разрабатывает образовательные программы по формированию здорового образа жизни.
Тема 5. Социальное партнерство в профилактической деятельности
Для реализации программ межсекторального сотрудничества на государственном уровне Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральным собранием РФ определены основные приоритеты государственной политики в области охраны здоровья граждан. В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены девять принципов охраны здоровья, которые детально регламентируются отдельными статьями данного закона (рис. 5.1).
— Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
— Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
— Приоритет охраны здоровья детей.
— Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
— Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
— Доступность и качество медицинской помощи.
— Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
— Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
— Соблюдение врачебной тайны.
В соответствии с вышеперечисленными приоритетами разрабатываются конкретные, ориентированные на результат направления деятельности соответствующих органов государственной власти, при необходимости определяется ключевое министерство или ведомство, ответственное за реализацию проекта. Сходные программы формируются в субъектах и муниципальных образованиях РФ с учетом региональной специфики.
На федеральном уровне создается нормативная и методическая база для профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, интегрируется опыт работы различных министерств и ведомств, обобщаются научные разработки по проблеме, учитывается мировой опыт, закладываются экономические основы профилактической деятельности.
Межсекторальное сотрудничество в области формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний осуществляется по следующим основным направлениям.
— Нормотворческая деятельность. Она заключается в разработке новых нормативных актов, внесении дополнений и изменений в существующие правовые документы.
— Научно-практическая деятельность. Ведется научно-исследовательскими организациями, подведомственными Минздраву РФ и Российской академии наук. Проводится мониторинг