Почему альбом с марками можно назвать целым миром?




Причинно-следственные отношения, доказательства.

Строение текста типа рассуждения.

ТЕЗИС

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы)

ВЫВОДЫ

Композиция рассуждения.

1. Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения

О предмете рассуждения.

2. Основная часть:

а)формулирование основного текста;

Б)приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса.

Заключение-вывод.

2. Способы грамматической связи между тезисом и доказательствами:

-вводные слова:

во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, наконец и др.;

-союзы:

однако, хотя, потому что, так как,

для того чтобы, несмотря на и др.

Виды доказательств.

1. Дедуктивные:

–от тезиса к доказательствам

(Книга –лучший учитель. Например,…)

2. Индуктивные:

- от примера к тексту

(Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга –лучший учитель.)

Прямые.

а) Ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств.

(Каждый человек хочет быть счастливым.)

б) Ссылка на авторитетный источник: цитата; проверенные, достоверные факты, события; статистические данные; положения законов и официальных документов; законы природы; выводы, подтвержденные экспериментально; показания очевидцев; примеры из художественной литературы).

Например:

А) «Луну называют богиней ночи. Это - наш молчаливый сосед, на ней нет жизни. Она вращается вокруг Земли на расстоянии 384400икилометров (238,618 миль). Полный оборот Луны вокруг Земли происходит за 27 дней и 12 часов.

Б) Этот факт, описанный Г.Шалаевой в своих трудах, имеет особое значение. Он означает, что мы никогда не сможем увидеть другую сторону Луны».

4. Косвенные:

-доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса.

Виды рассуждения Вводные слова, наречия Союзы Речевые обороты
Доказательство Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если Из этого следует, что...; отсюда заключаем, что...; из чего вытекает, что… это позволяет предположить, что… предположим, что … допустим, что… доказательством служит… об этом свидетельствует…
Объяснение Например, таким образом, поэтому Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку Причина состоит в следующем… укажем на причины… это объясняется тем, что...; это зависит от...; это связано с тем, что...; это является следствием того, что...
Размышление По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образом Поскольку; так как; так что, если, хотя, несмотря на то, что Я полагаю, что...; попробуем сравнить...; попытаемся разобраться...; причина состоит в том, что...; это можно объяснить тем, что...; всё зависит от того, что...; это позволяет предположить, что...; получается, что...; предположим, что...; допустим, что...; мне близка мысль о том, что...; я согласна с тем, что...; некоторые сомнения у меня возникают, когда...; я могу с уверенностью сказать (утверждать), что...; я убежден, что...; мне хочется сделать вывод о том, что...

3. Типичные ошибки в композиции текста- рассуждения:

  • несоразмерность частей композиции;
  • затянутое вступление;
  • недостаточный объем основной части;
  • слишком большой объем концовки;
  • отсутствие какой-либо композиционной части (вступления, заключения; в этом случае текст как будто оборван);
  • недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одного объекта на другой, с одной темы на другую);
  • несоответствие построения текста адресату, целям и задачам автора.

 

4. Работа с текстом.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...

(3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…

(4) - Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена.

(8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…

(11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!

(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...

(15)- Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик…(18)- Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать....(20)У меня нет альбома...

(21)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать.

(22)- Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)- Просто у меня сейчас его нет.

(24)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!

(28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...

(36)- А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37)- Только честно?

(38)- Да, папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?

(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.

(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...

(По Л.Куклину)

Задание. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому».

Структура сочинения

  • Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это та фраза, которая предложена ему в тексте задания.
  • Аргументация (доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли - номера предложений или цитаты из исходного текста).
  • Вывод.

 

5. Работаем с текстом.

 

- Долго ли создавалась коллекция марок?

(Отец собирал; сыну передалось увлечение).

  • Психологические проблемы
  • «Кончилась спокойная жизнь».
  • «Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...»
  • «Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…»
  • «Удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки…»;
  • «Всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать».

 

  • Финансовые проблемы
  • «Из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей шубку…»
  • «Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь».
Ожидаемый результат
Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...

Почему альбом с марками можно назвать целым миром?

Филателисты узнают много нового о странах, людях, предметах, событиях и т.д., которые изображены на марках.

(«Они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, позволяли каждый раз чувствовать себя первооткрывателями».

«Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы».)

Стоимость редких марок обычно очень высока, поэтому даже небольшая часть проданной коллекции могла бы дать возможность сыну путешествовать по всему миру.

(«Из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей шубку…»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: