Конспект тренинга
« Телесно-ориентированная терапия в работе с гиперактивными детьми»
ФИО: Безкровных Татьяна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Цель:
· актуализация знаний педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения гиперактивных дошкольников, в частности использование в работе телесно-ориентированной терапии;
· популяризация опыта через использование практических упражнений;
· знакомство педагогов с некоторыми приемами саморегуляции эмоционального состояния детей и взрослых.
Вступительная часть.
Приветствие, сообщение темы встречи, просмотр мультфильма
«Как Петя Пяточкин слоников считал»
2. Мозговой штур м «Гиперактивность - это...»
Задача: психолог предлагает педагогам продолжить предложение: «Гиперактивность - это...»
Информационное сообщение
· Диагноз «гиперактивность» устанавливает невролог, невропатолог.
В переводе с латинского языка «активный» означает деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.
Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Пределы этого синдрома трудно провести, но обычно он диагностируется у детей, отличающихся импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются, их легко развеселить или огорчить, часто для них характерна агрессивность. В результате этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрировать внимание на конкретных задачах.
Портре т гиперактивного дошкольника
- Находится в постоянном движении.
- Не может себя контролировать.
- Быстро и много говорит.
- Задает много вопросов, не всегда выслушивает ответы.
- Сон беспокойный.
- Частые кишечные расстройства, аллергии.
- Неуправляемый, не реагирует на запреты и ограничения.
- В каких - либо условиях ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты.
- Не контролирует свою агрессию.
Причины гиперактивности:
- Органические поражения мозга.
- Патология беременности (осложнения во время беременности, диатез).
- Генетический фактор (наследственность, то есть синдром дефицита внимания может иметь семейный характер).
- Поражение ЦНС.
- Пищевые факторы (питание, которое содержит большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания).
- Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка
4. Упражнение: «Солнышко и тучка»
Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.
Задача: психолог предлагает участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке - отрицательные.
Итог: каких больше качеств-положительных или отрицательных?
Упражнение «Что нужно гиперактивному ребенку»
Цель: формирование целостного взгляда на проблему психологии в педагогическом сопровождении гиперактивных дошкольников.
Два ватмана с изображением двух половинок солнышка, журналы, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры, маркеры.
Аптечка психологической помощи в работе с гиперактивными дошкольниками
- Пытаться индивидуализировать работу;
- Поощрять хорошее поведение и игнорировать провокационные поступки ребенка;
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;
- Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться к воспитателю, просить помощи, если ему сложно, что-то выполнять (можно ввести невербальные сигналы)
- Использовать тактильный контакт.
5. Телесно – ориентированная терапия – психотерапевтические методы, позволяющие решать психологические проблемы, устранять неврозы посредством телесного контакта.
Телесная терапия отличается от других методов тем, что общение осуществляется не на языке слов, а на языке тела (жесты, поза тела, кожные ощущения).
Основная задача – понять, какие есть телесные и эмоциональные проблемы, и подобрать соответствующие методы коррекции.
Условно работу в рамках данного направления можно разделить на:
пассивная – создание условий для расслабления мышц, которые были напряжены.
активная – телесное моделирование и выражение негативных эмоций. Используются специальные мероприятия, в которых отыгрывается гнев, страх, обида и пр.
Спектр проблем, которые можно решить при помощи телесно – ориентированной терапии:
• Тревожность, возбудимость, плаксивость
• Агрессивность
• Страхи и фобии
• Трудности с общением, стеснительность, зажатость, замкнутость
• Тики, энурез, заикание, рвота на нервной почве, нарушение работы ЖКТ и пр.
Телесно-ориентированная терапия не имеет противопоказаний, её приемами могут пользоваться не только врачи и психологи, но и инструкторы физической культуры, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, инструкторы ЛФК.
Главное содержание телесно – ориентированной терапии – это работа с телесными ощущениями. Прикосновение помогает лучше ощущать свое тело. В области прикосновения создается зона интенсивности, повышающая осознанное психическое внимание.
Признаки у детей, когда следует насторожиться
• Малыш часто и подолгу в плохом настроении.
• Тихие, послушные, крайне спокойные дети так же повод для сомнений
• Стереотипные движения любого характера – агрессивные, аутоагрессивные и безобидные
• Психосоматика – энурез, тики, подергивания, вздрагивания, нарушение работы ЖКТ, заикание и пр.
Много взрослых людей живет с телесными проблемами, идущими с детства. Большинство телесных зажимов трансформируются в психосоматические заболевания. Чем дольше не решать проблему, тем потом сложнее ее изменить.
6. Упражнения телесно-ориентированной терапии (буклет)
«Обнимашки»
Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим. Дети стоят в кругу. Обнимаем соседа, стоящего справа, стоящего слева
«Перо-камень - желе»
Работа с мышечным напряжением и расслаблением.
Дети стоят в кругу.
Камень – напряглись, перо – расслабились, желе – выполнили пружинящие приседания (трясутся)
«Пингвины»
Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.
Дети стоят близко друг к другу (сбились в кучку). По сигналу педагога дети, стоящие с краю пытаются протиснуться в середину (педагог называет имя ребенка, тот продвигается в середину или уходит на край кучи)
«Ловкачи»
Дети стоят, на голове – салфетка (можно тканевую или бумажную). Под спокойную музыку двигаются по залу. Стараются, чтобы салфетка не упала с головы.
«Марионетки»
Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.
Теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, удобно.
«Посудомоечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Последняя пара – «сушилка». Ребенок проходит между шеренгами, все его моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «чашка».
«Мячик»
Лечь на спину, по животу катать мячик, слегка прижимая (почувствовать мячик):
Мяч по животу катаю
И животик расслабляю.
«Лимон»
Руки вниз опущены. Представим, что в руке лимон, надо выжать сок. Сильно сжимаем-разжимаем руки:
В руки я возьму лимон
Чувствую, что круглый он.
Свою руку напрягаю
Сок лимонный выжимай.
«Сиамские близнецы».
Дети изображают близнецов, сросшихся одним боком. Они обнимают друг друга за талию, и теперь у них две руки и две ноги на двоих. Дети двигаются по залу, прыгают на месте, обнимают друг друга и т. д.
«Змейка»
Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения (идут на носочках, прыгают, идут на «лыжах» и т. д.)
«Живое зеркало»
Дети стоят свободно по залу. Ведущий показывает движение, дети повторяют за ним.
«Дождик»
Дети стоят в кругу близко друг к другу, выполняют массаж спины
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом (похлопали ладошками по спине)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом (постучали пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом (кулачками постучать)
Никуда не выходите – бом, бом, бом (погладить спину)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом (потереть ребром ладони)
А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом (шагаем по спине пальчиками)
«Танцуй - обнимись»
Дети свободно стоят по залу. Под музыку они начинают танцевать, музыка прекратилась – обнимают друг друга (вначале работа в парах)
Подведение итогов
+ Просмотр видеоролика доктора Е. Комаровского «Гиперактивные дети»