Пусть место новому, живому




Очистит наше разрушенье,

Зачем же петь о Воскресенье?[132]

 

Эти строки наполнены «революционным демократизмом, верой в крестьянскую революцию, любовью к народу и непоколеби­мой уверенностью в светлое будущее».[133]


Заключение.

 

 

Народничество, как революционная сила, пытавшаяся под­нять крестьян на социалистическую революцию, и как революцион­ная теория, выражавшая идеи крестьянской демократии, исчерпало себя актом 1 марта 1881 года. Это не означает, однако, что рево­люционеры-народники после 1 марта сразу вложили в ножны своё боевое оружие и сошли с исторической арены. Они продолжали ещё сражаться, но их борьба слабела и постепенно затихала. В то же время либеральная струя народничества, всегда сопутствовавшая этому движению, растекалась, ширилась и превратилась в главное течение народнического мировоззрения, ещё остававшегося господ­ствующим до середины90-х годов.

Одним из теоретиков революционного народничества был Петр Никитич Ткачев. Он на протяжении двадцати лет (1861-1881) сам непосредственно участвовал в революционной борьбе и постоянно подвергался гонению со стороны царского правительства, не без основания считавшего его одним из главных и опаснейших своих врагов. Но всё же основное значение имела не его практиче­ская и повседневная деятельность, а попытки разработать новую теорию, определить пути русской революции. Этим целям служила вся его публицистическая деятельность и особенно основанный и редактируемый им журнал "Набат", один из органов революцион­ной интеллигенции 70-х годов. Ткачевым была разработана цельная система взглядов на революционный процесс, получившая наимено­вание русского бланкизма, или якобинства. Как и все теории рево­люционного народничества, бланкистско-якобинские воззрения возникали из потребности революционного преобразования русской жизни. В силу этого русское якобинство могло быть только идеологией крестьянского демократизма, одной из его форм. Подобно революционерам 70-х годов, идеолог русского бланкизма смотрел на крестьян как на главную силу революционной армии. Рабочие также интересовали его. Однако лишь в той мере, в какой они могли поддержать крестьянское восстание. Ткачев стремился к захвату власти для того, чтобы при помощи государственного вмешательства приостановить развитие капитализма и содействовать непосредственному превращению общинного быта в социалистический строй.

Ткачев выступал за преобразование эксплуататорского государства в социалистическое. Инициатором такого преобразования должна стать интеллигенция, объединённая в революционную партию, а народ включался в революцию только после государственного переворота.

Ткачев ошибочно утверждал, что всякий народ в силу условий своей социальной среды, всегда готов к ней. И если он её не делает, то лишь потому, что в нём подавлена всякая внутренняя инициатива. Идеолог бланкизма утверждал, что нужен внешний толчок для выведения народа из такого состояния, и только в этом случае он поднимется, как буря, и сделает революцию. Ткачев был противником национализма. Он выступал за равноправие и свободное развитие всех народов и национальностей, за проведение социальных реформ с учётом традиций, местных условий, национальных особенностей народов.

В своих работах Ткачев выступал последовательным атеистом, противником духовенства.

Идеолог русских бланкистов горячо отстаивал необходимость политической борьбы, однако он узко понимал эту задачу, отождествляя её с политическим заговором. С политикой, оторванной от рабочего движения.

По существу, Ткачев был бланкистом, пытавшимся сочетать политическую борьбу, сведённую к заговору, с народнической доктриной о путях экономического развития России. Однако, утопические воззрения Ткачева, как идеолога народничества, не умаляют его заслуг как представителя крестьянской демократии, как борца за освобождение России от цепей крепостничества.


Список использованных источников и литературы.

I. Источники.

Ткачев П.Н. Избранные сочинения в пяти томах. М., 1932-1934.

Ткачев П.Н. Собрание сочинений в двух томах. 1975-1976.

II. Литература.

Антонов В.Д Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности. // Вопросы истории, № 1, 1991.

Арефьев М.А. Я верю в разум. Народники-революционеры об атеизме и религии. Л., 1989.

Батурин Н.Н. Сочинения. М.,Л., 1930.

Бельчиков Н. Стихотворные опыты П.Н.Ткачева. // Русская литература. 1958, №4.

Бердяев Н.А.. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: