Физическое воспитание взрослого населения
План
1. Возрастная периодизация взрослого населения и особенности каждого возрастного периода.
2. задачи физического воспитания в разных возрастных группах.
3. Средства и формы занятий физической культурой в каждой из возрастных групп.
1. Возрастная периодизация взрослого населения:
1) зрелый:
І возрастной период зрелого возраста – 22-35 лет (мужчины); 21-35 лет (женщины);
ІІ возрастной период зрелого возраста – 36-60 лет (мужчины); 36-55 лет (женщины);
2) пожилой – 61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины)
3) старший – 75-90 лет (мужчины и женщины)
4) долгожители – старше 90 лет (мужчины и женщины).
Каждому возрастному периоду свойственны определённые возрастные изменения.
Для І возрастной период зрелого возраста характерна высокая работоспособность и физическая подготовленность; низкая заболеваемость, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней среды.
Однако уже с 30 лет происходит снижение показателей физической работоспособности и подготовленности, что связано с:
· ограничением двигательной активности;
· нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы, обмена веществ;
· нарушением экономичности работы систем (середечно-сосудистой, дыхательной);
· снижением аэробной и анаэробной производительности;
· замедлением восстановительных процессов.
Ухудшение физического состояния физической работоспособности и подготовленности обратимо под воздействием физических упражнений.
Умеренная физическая нагрузка позволяет отдалить старость на 10-20 лет. При высоком уровне физического состояния биологический возраст на 10-20 лет меньше паспортного.
Следует отметить, что занятия физическими упражнениями делают человека моложе своих сверстников, как внешне, так и функционально.
Учитывая морфофункциональные изменения в организме человека происходящие с возрастом
До 35 лет организм развивается;
35-40 лет – относительная стабилизация функциональных возможностей;
55-60 лет – снижение функциональных возможностей после этого возраста – яркое проявление возрастной инволюции.
Задачи физического воспитания в разных возрастных группах
Задачи физического воспитания людей зрелого среднего возраст (для I возрастного периода – мужчины 22-35 лет, женщины 21-35 лет).
1. Обеспечение всестороннего развития функцией организма и форм тела, двигательных способностей.
2. Достижение высокого уровня здоровья, физической и умственной работоспособности.
3. Совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых на производстве, в быту, оборонной деятельности.
4. Углубление и расширение знаний, умений и навыков самостоятельного использования средств физического воспитания для физического и профессионального совершенствования.
5. Формирование и закрепление интереса к активным занятиям физической культурой и спортом.
6. Формирование организационно- методических знаний и навыков проведения физической работы.
Задачи физического воспитания людей зрелого среднего возраста (для ІІ возрастного периода – мужчины – 36-60 лет; женщины – 36-55 лет).
1. Сохранение уровня развития функций организма и двигательных способностей.
2. Сохранение достигнутого уровня здоровья, физической и умственной работоспособности; устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
3. Поддержание на достаточно высоком уровне двигательных умений и навыков, необходимых на производстве и в быту.
4. Углубление знаний о влиянии физических упражнений на организм человека при их использовании на производстве и в быту.
5. То же, что и в I периоде.
6. Расширение организационно-методических знаний и навыков проведения физической работы.
Задачи физического воспитания людей пожилого (мужчины 61-74; женщины 56-74 г.) и старшего возраста (75-90 лет).
1. Обеспечение оптимального уровня двигательной активности поддержания функций организма и необходимого уровня дееспособности.
2. Сохранение, укрепление и восстановление здоровья, противодействие возрастным изменениям.
3. Обеспечение должного уровня жизненно важных двигательных умений и навыков, необходимых в быту.
4. Пополнение и углубление знаний о значении физических упражнений для здоровья.
5. стимулирование интереса к регулярным самостоятельным и организованным занятиям физической культурой в режиме дня.
3. Формы занятий в режиме дня физической культурой взрослого населения
На производстве (в режиме дня):
· вводная гимнастика (на производстве): 7-10 мин. = 6-10 упражнений;
· физкульт. пауза (через 2-2,5 часа после начала работы и через 1-1,5 после обеденного перерыва: 5-8 минут = 6-8 упражнений);
· физикульт. минутка (1-2 минуты = 2-4 упражнениям).
Самостоятельные занятия физическими упражнениями:
· утренняя гимнастика;
· оздоровительная ходьба и бег;
· турпоход;
· экскурсии;
· прогулки;
· рыбная ловля, охота;
· плавание;
· цигун;
· тайцзицюань;
· йога (избирательно);
· индивидуальные занятия (комплексы физических упражнений)
Организованные занятия физическими упражнениями по месту жительства (групповые занятия):
· подвижные игры с умеренной физической нагрузкой;
· настольный теннис;
· бадминтон;
· занятия в оздоровительных группах гимнастики;
· плавание;
· соревнования по видам спорта;
· лечебная физическая культура.
4. Особенности методики занятий в каждом из возрастных периодов.
Рассматривая вышепредставленные формы занятий физической культурой взрослого населения следует отметить, что исходя из основных задач физического воспитания для трудоспособного населения (до 60 лет мужчины и 55 лет женщины) значительную роль будут играть производственные формы занятий, а также самостоятельные и организованные занятия физической культурой.
Для людей пожилого и старшего возраста – большое значение имеют самостоятельные и организованные формы занятий физической культурой.
В большинстве случаев они имеют оздоровительную, реабилитационную и рекреационную направленность.
Для людей старше 74 лет (старший возраст) рекомендуются самостоятельные виды занятий физическими упражнениями.
Представленные на рисунке самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняются следующими видами: дыхательная гимнастика, суставная гимнастика, шахматы, шашки, дартс.
При занятиях с людьми старшего возраста необходимо учитывать:
· эмоциональность занятий;
· чередование умеренной нагрузки и отдыха; упражнения на мышечное напряжение и расслабление;
· ритмичность, выполняемых упражнений;
· постепенность нагрузки и строгую регламентацию объёма и интенсивности нагрузки на занятиях.
Следует отметить, что для людей зрелого возраста (до 35 лет) можно применять достаточно интенсивные виды занятий физической культурой.
С 35 до 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) – умеренной интенсивности.
В пожилом и старшем возрасте (от 61 года до 90 лет) – низкоинтенсивные виды занятий физической культурой (цигун, плавание, дыхательные упражнения, суставная гимнастика, гимнастические упражнения, упражнения циклического характера, низкой интенсивности на аэробной направленности).
При этом необходим строгий самоконтроль и педагогический контроль адекватности нагрузок на занятиях. Учитывать объективные и субъективные факторы.