Методы управление рисками в общеобразовательном учреждении.




(по материалам доклада на городском семинаре-совещании для специалистов школьных социально-психолгических служб: Логинов О.А. «Управление суицидальными рисками в общеобразовательном учреждении», г. Уфа, 4 мая 2016 г.).

Риски и связанные с ними неопределенности постоянно окружают нас в обыденной жизни. Мы часто воспринимаем это понятие на интуитивном уровне как нечто угрожающее если не нашей жизни, то реализации наших жизненных планов. Для того чтобы управлять рисками, необходимо, прежде всего, выяснить, а чем мы собственно собираемся управлять

Риск – не само событие здесь и сейчас, а предполагаемое событие, способное принести кому-либо ущерб.

Понятие «риск» применительно к образовательной среде может обозначать потенциальную возможность (опасность) наступления вероятного события или совокупности событий, вызывающих определенные негативные последствия для учащегося, группы учащихся, педагога, руководства школой, школы в целом.

Исходя из того, что событие заранее не предопределено, то есть оно может быть, а может и не быть, поэтому в риск-менеджменте выделяется первичная область задач:

- спрогнозировать предполагаемые негативные события;

- определить условия, повышающие вероятность наступления события.

Аксиомы риск-менеджмента образовательной среды.

1. В реальной образовательной деятельности всегда присутствует риск.

2. Риски в той или иной степени всегда присутствуют во всех элементах и сферах деятельности внешней и внутренней среды образовательной организации.

3. Любые риски могут возникать, развиваться и функционировать только в пространстве и времени.

4. Любые риски обладают своим пространством и временем.

5. Время существования рисков не может быть бесконечно большим и не может равняться нулю.

6. Всякий риск имеет вероятностно-динамическую природу [1,с.11].

В качестве примера того, что любые риски обладают своим пространством и временем, можно привести распределение риска суицида у подростков города Уфы по временам года, первый пик приходится на осень, еще больший подъем наблюдается весной, в том числе распределение по месяцам, пик суицидов приходится на апрель, далее в сентябре и ноябре.

Распределение завершенных суицидов в г.Уфа среди детей 0-14 лет и 15-18 лет по времени года, % [2,с.3].

Распределение завершенных суицидов в г. Уфа среди детей 0-14 лет и 15-18 лет по месяцам, %. [2,с.4]

Суицид имеет свое пространство. Как показано на таблице нижний часть столбца – суициды, совершенные дома, выше – на улице, возле дома, на крыше дома. Далее место в подъезде дома, еще выше – в лесном массиве, верхняя часть столбца – прочие места – гараж, сарай, чердак.

Структура завершенных самоубийств среди детей 0-14 и 15-18 лет по месту совершения, %. [2,с.7]

В развитии рисков наблюдаются своеобразные эффекты времени.

1. Если нужно понять, почему происходят те или иные изменения, необходимо анализировать не финальные цифры, а промежуточные показатели по всем направлениям. И, к тому же, во временной динамике. Это касается любых рисков.

Взять, к примеру, риск травматизации учащихся. Финальная цифра нам ничего не даст кроме указания выше или ниже показатель по сравнению с предыдущим периодом. Но, если отслеживать травмы по разнообразным показателям-направлениям: дата, время, кто конкретно, возраста, пол, класс, перемена или урок, какой урок, место конкретно, в школе, на улице, где точно; характер травмы, причина, объект травматизации (лед, угол здания, двери, перила, камень, ветка, высота и т.п.), то за определеный период времени, проанализировав только статистику данных показателей, вероятнее всего, вы сможете из простых цифр вывести и группу риска по возрасту, полу, выявить некоторые объекты высокого риска для травматизации на территории школы доселе скрытые, определить конкретные методы для минимизации травм). Кто-нибудь занимается такой статистикой в школах? А ведь это важный элемент в системе управления рисками (это – пункт «определение источников информации»).

2. С течением времени даже незначительные воздействия могут накапливаться, создавая кумулятивный эффект, который потом очень трудно объяснить.

3. Кумулятивные эффекты могут с течением времени разрушить не только людей, но и технику, предметный мир.

4. Как только пошли негативные изменения, необходимо приступить к анализу их причин, а не надеяться на то, что «само рассосётся» или помогут примитивные меры типа «профилактики».

5. Если вам кажется, что ничего не меняется, вы, скорее всего, ошибаетесь. И пока просто не заметили изменений. Они происходят всегда. Просто быстрые изменения – это катастрофы, чрезвычайные ситуации. И они хорошо видны. А маленькие изменения постоянны и незаметны. И с течением времени приводят к большим изменениям.

Основных методов управления рисками всего несколько

В практике работы образовательной организации существуют риски, уменьшить которые бывает просто невозможно. Поэтому наилучшим методом борьбы с ними может быть попытка совершенно избежать их. В этом и состоит метод уклонения от рисков. К примеру, определение обучающихся с асоциальным поведением в летний период в лагерь отдыха, определение в период весенних, осенних каникул на лечение в стационар, санаторий позволяет полностью избежать риска противоправных действий в данный период.

Сокращение риска, когда действия образовательной организации способствуют уменьшению неблагоприятных последствий. Данная процедура предполагает, что организация оставляет риски на своей ответственности, поэтому ее называют принятием рисков на себя. В качестве примера можно привести алгоритм мероприятий в школе в случае завершенного суицида учащимся школы с целью уменьшения негативных следствий.

Снижение вероятности риска. Суть этого метода состоит в проведении предупредительных (превентивных) мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятного события. Примерами конкретных мероприятий могут служить проведение учений (отработка действий при пожаре, к примеру), тренингов (тренинг повышения стрессоустойчивости выпускников перед экзаменами), определение индивидуального образовательного маршрута обучающегося (вид обучения), разработка и регулярное ознакомление обучающихся с инструкциями по технике безопасности и прочее. Использование данного метода связано с разработкой и внедрением программы базовых превентивных мероприятий, выполнение которой должно постоянно контролироваться и периодически пересматриваться.

Разделение риска, когда определенная совокупность мер позволяет переложить часть ответственности за снижение возможности возникновения неблагоприятных событий на другого субъекта. Примеры: направление обучающегося с риском суицида на консультацию специалиста – пстхотерапевта, психиатра. Рекомендация специалистов школьного ПМПК родителям уже является разделением риска, если данная рекомендация правильно задокументирована. Ознакомление учащихся с инструкциями по технике безопасности, кроме того, что это является методом снижением риска, в то же время является и разделением риска, если учащийся ознакомлен под роспись.

Дробление риска– разновидность разделения риска, когда определенная совокупность мер позволяет переложить часть ответственности за снижение возможности возникновения неблагоприятных событий на ряд других субъектов. Мы можем раздробить риск, переложив часть ответственности за стойкое асоциальное поведение подростка на родителей, органы опеки и попечительства, врача-специалиста, реабилитационный центр, районный центр социально-психологической помощи, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Передача риска.Например, передача некоторых рисков на аутсорсинг (обеспечение безопасности школы частным охранным агентством, страхование детей по случаю смерти, травм и т.п.).

Внесение вектора силы в систему схожа с разделением риска,когда определенная совокупность мер позволяет переложить часть ответственности за снижение возможности возникновения неблагоприятных событий на другого субъекта. Применяется когда разделение риска по формальному признаку произошло, но результата нет. К примеру, мы можем разделить риск суицида у ребенка выдав направление на консультацию психотерапевта. Здесь произошло формальное разделение риска, но родитель отказывается консультировать ребенка у психотерапевта, либо, по различным мотивам, уклоняется от этого. В этом случае необходимо применить метод внесения вектора силы в систему ребенок-родитель влияя на родителя методом не простого консультирования и дачи рекомендаций, а используя активные методы убеждения, разъяснения и, таким образом, мы можем добиться нужного решения. Можно использовать данный метод влияния, на других взрослых членов семьи убеждая их, разъясняя им наличную, опасную для ребенка ситуацию, что может привести к разрешению ситуации в пользу ребенка. Также, письменно сообщая в органы опеки и попечительства, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о злоупотреблении родительскими правами со стороны законного представителя ребенка, мы можем добиться нужного результата, внеся дополнительное влияние на его решение. В крайнем случае, если ребенку грозит опасность для жизни и здоровья, а законный представитель не применяет мер по обеспечению ребенка квалифицированной медицинской помощью и исчерпаны все другие способы влияния в рамках метода внесения вектора силы в систему, социально-психологическая служба должна расценивать это как факт жестокого обращения с ребенком и открыть случай, согласно действующих инструкций о фиксировании случаев жестокого обращения с ребенком. Внесение вектора силы не значит формального отношения к проблеме и к ребенку. Необходимо помнить, что ребенок это не автономная, самодостаточная личность, а система ребенок – родитель. В любом случае необходимо использовать все меры убеждения, просвещения, в том числе правового, разъяснения. Внося вектор силы, необходимо избегать формального и силового давления, но, в тоже время, всеми возможными и законными способами защищать права и интересы ребенка.

Таким образом, данный метод значительно отличается от метода консультирования, который имеет исключительно рекомендательный и, соответственно, необязательный для законного представителя ребенка характер. Метод внесения вектора силы основывается на активных методах воздействия: разъяснение, убеждение, влияние со стороны специалистов органов по защите прав и законных интересов ребенка с целью изменения позиции, принятия нужного решения, выполнения определенных действий законным представителем ребенка в интересах ребенка.

Естественно, что при проведении данных мероприятий в образовательное учреждение должен быть внесен алгорит по соблюдению прав на конфиденциальность ребенка и его законных представителей, согласно Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О персональных данных".

Литература.

1. Макарова Н.Н. Риск – менеджмент (методология управления рисками в организации): учебное пособие / Н.Н.Макарова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета,2009. – 88 с.

2. Шарафутдинова Н.Х., Валитова Г.М., Калининская А.А. Социально-гигиеническая оценка завершенных суицидов среди детей в г. Уфе. ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», ФГУ ЦНИИОИЗ, Москва - 2011 г.

 

© Логинов. О.А., 2018

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: