ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИММУНОМОДУЛЯТОРА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ТРАНСФЕР ФАКТОРА НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ




Переходный период среднего образовательного звена на единый государственный экзамен показал снижение эффективности среднего образования, выявил дефекты и неправильно расставленные приоритеты.

В высшее звено приходят студенты, в большинстве своем умеющие «учиться» и «учить», студенты с очень низкой мотивацией к учебному процессу. Правительство России во главе с президентом страны обратило большое внимание на данную проблему, и в настоя­щее время проводится огромная работа по реформе среднего и высше­го образования.

Главной целью в подготовке будущих специалистов является успешное обучение студентов в вузе, эффективное овладение навыка­ми будущей профессии. Достижение этой цели невозможно без по­вышения мотивационной составляющей учебного процесса.

Когнитивные (мыслительные) функции каждого индивидуума зависят от множества факторов как медицинских, так и социальных. При беседе со студентами ЧитГУ выявлен тот факт, что процесс обу­чения большинством наших студентов представляется как добывание информации в Интернете и зачитывание этой информации на семи­нарских занятиях. Процент усвоения знаний при таком обучении очень низок, т.к. отсутствует «повторение», «воспроизведение вслух и на бумаге». Такие тренировки памяти повышают эффективность ус­воения материала. В медицинской практике используется класс лекар­ственных средств, называемых «ноотропами». Это средства, помо­гающие нашему мозгу обучаться, улучшать запоминание и воспроиз­ведение информации. К таким препаратам относятся глицин, пираце-там, ноотропил, фенотропил, фенибут и др. Используются ноотропы не только у больных инсультами и при травмах мозга, но и для улуч­шения мышления в периоды большой напряженности работы мозга (сессии, защиты диссертаций, ответственные выступления на больших форумах и т.д.). Ноотропный эффект как сопутствующий основному может присутствовать у препаратов других лекарственных групп. В последнее время актуальна идея регуляции всех жизненно важных функций организма иммунной системой. Это изучает новое направле­ние в медицине - нейроиммуноэндокринология. Иммуномодулятор Нового поколения Трансфер фактор (США) широко изучен в отноше­нии влияния на иммунокомпетентные клетки. Как влияет данный пре­парат на когнитивные функции - неизвестно. Цель нашего исследова­ния - определение наличия или отсутствия ноотропного эффекта у Трансфер фактора (ТФ).

Исследования проводились на базе Читинского государственного университета на 10-ти добровольцах. Испытуемые перед началом исследования были протестированы, затем на протяжении десяти дней каждый коминтент принимал «ТФ плюс» по 1 капсуле 2 раза в сутки запивая одним стаканом воды. Суточная доза Трансфер-фактора составила 600 мг. По окончании приема препарата добровольцы были вновь протестированы.

В эксперименте использованы следующие методы исследования когнитивных функций. Краткосрочную память исследовали методом заучивания 10-ти простых слов, предложенным А.Р. Лурия. Методика позволяет исследовать запоминание, хранение и воспроизведение ин­формации и оценить состояние памяти и произвольного внимания Испытуемым зачитывался набор из 10-ти простых слов, например: стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом. Затем предлага­лось воспроизвести эти слова желательно в том же порядке. Фиксиро­вался порядок, объем и точность воспроизведения информации.

Исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации проводили с помощью таблиц Шульте. Добровольцам предложили 5 квадратов с числами от 1 до 25, в каж­дом квадрате нужно зачеркнуть цифры в возрастающем порядке. Фик­сировали время обработки каждого квадрата и среднее время поиска цифр в квадрате. Данный метод позволяет оценить переключаемость внимания, работоспособность и упражняемость.

Методом корректурной пробы, разработанной в лаборатории психологии Института им. В.М. Бехтерева в модификации В.Н. Ама-туни, оценивали внимание, скорость мышления, работоспособность, утомляемость. Коминтентам предлагалась таблица с набором цифр из 800 знаков. В первой половине таблицы нужно было зачеркнуть две названные цифры; фиксировали время выполнения задания, затем цифры менялись и фиксировали время выполнения второй половины задания. Также определяли допущенные ошибки (не зачеркнутые и ошибочно зачеркнутые цифры). Считали индекс утомляемости вни­мания по отношению времени выполнения первой части задания ко времени выполнения второй части задания.

Данные обрабатывали непараметрическими методами вариационной статистики с использованием программы «Statistika 6.0», достоверную разницу в результатах оценивали с помощью критерия Манна-Уитни и критерия Вилкоксона.

Собственные исследования. При исследовании процессов запо­минания выявлено, что 67 % из числа испытуемых даже с третьего предъявления воспроизводят неполный объем информации (6-9 слов из 10) и делают ошибки (55,5 %). После приема ТФ мы не обнаружили достоверной разницы с исходными данными.

При анализе данных корректурной пробы выявлено, что при приеме ТФ скорость мыслительных реакций возрастает на 30 %, сокра­щается время выполнения задания на 42 %, количество ошибок умень­шается на 37,5 % и снижается утомляемость внимания на 15,8 %.

При исследовании внимания в условиях активного выбора по­лезной информации прием ТФ сокращает время выполнения задания в 4-м квадрате на 34,2 %, в 5 квадрате - на 18 %. Суммарное время вы­полнения задания во всех квадратах уменьшилось в среднем на 20 %. Время выполнения задания в 5-м квадрате по сравнению с 1 квадра­том при приеме ТФ снизилось на 40 %.

Обобщая изложенное, можно сказать, что трансфер фактор сти­мулирует когнитивные функции мозга у здоровых испытуе­мых; стимуляция когнитивных функций выражается в увеличении скорости мыслительных реакций, в повышении скорости и объема пе­реработки информации, в ускорении переключения внимания при введении тормозных агентов, в повышении внимания, снижении утомляемости и увеличении работоспособности; трансфер фактор не оказывает влияния на краткосрочную память

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: