Этап 3. Диагностика и коррекция теневого аспекта архетипов, выявление подавленных ресурсов




П: Из сделанного вами расклада карт видно, что выраженность каждого их трех архетипов не соотносится с условной нормой (33,3%).

К: Это так. Дело в том, что в 90% случаев моих отношений с мужем я играю роль матери. На роли любовницы-ведьмы и сестры, друга- девы, приходится по 5%.

П: Нарисуйте треугольник, отражающий процентное соотношение этих архетипов в вашей жизни, и составьте рассказ с их участием, характеризуя свои ощущения, чувства и мысли.

МАТЬ — 90%

 

 

ДЕВА — 5% ВЕДЬМА — 5%

Рис. 5. Архетипы клиентки (в%), определяющие актуальные отношения с мужем

 

Выполнив задание (рис. 5), женщина поведала историю отношений с мужем, изобилующую негативными чувствами, переживаниями и ощущениями. Основной акцент в рассказе сделала на пугающем ее образе агрессивной матери («Это не мать, а просто мачеха какая-то»!) и крайней степени раздражения в адрес мужа- ребенка.

П: Зная о значении 33,3%-ной представленности каждой из ролей в поддержании гармоничных отношений, что вы можете сказать по поводу нарисованного вами треугольника?

К: Жаль, но эту мамашу (90%) надо придавить до условной нормы.

П: А если вместо этого мы «подрастим» одну или две оставшиеся роли?

К: Это как?

П: Поговорим об этом позже, а пока проделайте такую же работу с мужским треугольником, отразив процентную представленность каждой из ролей мужа.

Клиентка выбирает три карты (рис. 6 а, б, в) и начинает рассказ.

К: Во-первых, мой муж — это заигравшийся ребенок- клоун (90%), который делает только то, что хочет. Меня это бесит. Во-вторых, на то место, где должен быть герой- любовник, я положу молнию, которая его практически убила (5%). В-третьих, поскольку он постоянно читает и много знает, он похож на этого мудрого старика отца (5%).

П: Нарисуйте треугольник, отражающий процентное соотношение архетипов (ролей) мужа и составьте рассказ с их участием, описав свои ощущения, чувства и мысли.

 

а)

 

б) в)

Рис. 6. Карты, ассоциирующиеся с образом мужа

 

 

Ребенок - клоун — 90%

 

 

Старик отец — 5% Герой-любовник — 5%

Рис. 7. Архетипы мужа (в %), влияющие на характер отношений в диаде

 

Женщина рисует мужской треугольник (рис. 7) и рассказывает историю с участием архетипов, наполненную негативными чувствами, переживаниями и ощущениями.

П: Устраивает ли вас такое распределение ролей и функций мужа в ваших отношениях?

К: Конечно же нет.

П: Что хочется сделать?

К: Уничтожить ребенка.

П: А что случится, если оживить героя и/или «подрастить» отца?

К: Тогда будет совсем другая история.

Далее следует позитивная история в контексте задачи четвертого этапа: составление образа желаемого будущего, актуализация позитивного аспекта архетипов.

Этап 5. Составление плана поведения по реализации желаемых изменений (потребностей, достижений, целей) и использования выявленных и потенциальных ресурсов

П: Правильно ли я поняла, что вам бы хотелось «подрастить» архетип любовницы- ведьмы так, чтобы в ответ на это у мужа возросла представленность роли героя -любовника?

К: Правильно!

П: Выберите три новые карты, устраивающие вас, и положите из поверх выложенных ранее. Определите, сколько процентов из 100% вы выделите на энергетику, необходимую для активизации новых, желанных для вас, ролей.

К: На вершину треугольника я положу привлекательную женщину- ведьму (рис. 8 а), проявляющую интерес к мужу (33,3%). Угол девы — займет роза (рис. 8 б), означающая любовь и интимность (33,3%). На роль добросердечной и любящей матери выбрала красивую и умную королеву (рис. 8 в), которая может терпеливо выслушать, понять, дать совет, подарить тепло и заботу (33,3%).

 

а)

 

б) в)

 

Рис. 8. Женские архетипы, которые улучшат отношения с мужем

П: Устраивает ли вас такое положение дел?

К: Да, но все-таки ведьма требует большего внимания. Однако давайте сначала разберемся с мужем.

Выбирает три карты (рис. 9 а, б, в), кладет их на вершины мужского треугольника и начинает рассказ.

К: Поскольку больше всех меня волнует герой, он будет главным и будет выглядеть как солдат (33,3%). Мне всегда нравились мужчины в форме (рис. 9 а). Карту клоуна- ребенка я закрою деревом на берегу озера. Пусть из ребенка вырастет мужчина, а я пока буду отдыхать и смотреться в озеро (рис. 9 б). Печального старика отца я заменю мудрым королем (рис. 9 в). Пусть управляет ростом дерева.

 

 

а)

б) в)

Рис. 9. Мужские архетипы, которые улучшат отношения в диаде

 

П: От каждого из них зависят ваши отношения с мужем. Составьте новый рассказ, описав, что вы видите, ощущаете, чувствуете и думаете по поводу каждой из ролей.

Далее следует жизнеутверждающая история о том, как королева- мать общается с королем- отцом; ведьма (архетип сексуальности, женственности и флирта) вступает в отношения с героем; а повзрослевший и превратившийся в настоящего мужчину ребенок находит общий язык с розой (архетип позитивного аспекта «Девы»), получая понимание и принятие.

П: Нравится ли вам такая картина?

К: И да, и нет.

П: Что хочется изменить?

К: Понимаю, что для полной гармонии каждый из трех должен получить по 33,3%, но для улучшения сексуальных отношений с мужем придется отдать герою почти всю энергию.

П: Изобразите желаемый вариант отношений.

Женщина рисует устраивающий ее вариант женского и мужского треугольников (рис. 10 и 11), на ее лице появляется улыбка.

 

 

ВЕДЬМА — 90%

 

 

МАТЬ — 5% ДЕВА — 5%

Рис. 10. Желаемые женские архетипы, которые улучшат отношения в диаде

ГЕРОЙ — 90%

 

 

РЕБЕНОК — 5% ОТЕЦ — 5%

Рис. 11. Желаемые мужские архетипы, которые улучшат отношения в диаде

 

К: Вот теперь хорошо!

П: Понимаете ли вы, что это далеко не гармоничное распределение ролей?

К: Да, но в данный момент меня устраивает такой вариант.

П: Теперь выберите карту, которая поможет в достижении поставленной цели.

Выбирает такую картинку (рис. 12).

 

Рис. 12. Карта, которая, по мнению клиентки, поможет в достижении поставленной цели

П: Что изображено на ней?

К: Я вижу мужское тело, у которого две головы: мужская и женская.

П: С какими мыслями, чувствами и ощущениями в теле вы смотрите на нее?

К: Я поняла, что во мне слишком много мужского. Не хватает женственности и сексуальности. Две головы в одном теле — это моя цель. Надо, чтобы в этом мужском теле выросла сексуальная, женственная половинка, иначе браку — конец.

П: Назовите этот рисунок.

К: «Единение».

П: Что теперь вы чувствуете и ощущаете?

К: Радость, спокойствие и расслабление в теле. Я довольна. Но хотелось бы уточнить некоторые детали.

Таким образом, выявленный у клиентки конфликт между анимой и анимусом - главная причина ее проблемы. Как известно, основным способом нейтрализации такого противоречия является психотерапия, направленная на создание гармоничных отношений между мужской и женской составляющими в структуре психики. В рассматриваемом случае это стало возможным благодаря сделанному клиенткой выводу о необходимости преодоления противоречивых взаимоотношений между феминной и маскулинной частями ее личности.

В результате психотерапии женщина осознала, что в структуре ее психики преобладает мужское начало, провоцирующее возникновение проблемы. Ее решение о «подращивании» женского приведет к развитию феминности и сексуальности, дисгармония между анимой и анимусом будет устранена. Единение мужского и женского начал позволит нейтрализовать конфликт.

 

В актуальном для клиентки состоянии было важно дать ей возможность отрефлексировать ее жизненную ситуацию, а также при помощи психологической проекции обнаружить ресурсы для выхода на новый уровень осмысления. С этой целью мы решили использовать библиотерапию. Библиотерапия представляет собой форму психотерапии, направленную на улучшение состояния клиента через осмысление прочитанного и переживание определенных эмоций. Считается, что библиотерапия довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции. Для осмысления актуальных для клиентки проблем мы выбрали рассказ об отношениях, символизирующих счастье и гармонию, основанную на объединении двух начал — женского и мужского (как ресурсов развития и существования личности). Поскольку мы давно занимаемся нарративной терапией, мы имеем базу авторских терапевтических историй, одной из которых и воспользовалась клиентка.

«Вторая половинка» (рассказ А. Д. Дмитриевой)

В этом мире было очень опасно заводить ребенка. Опасно потому, что он мог попасть в особенные 50 процентов. 50 процентов тех, кто рождался с гетерохромией. Такие люди были обречены. Обречены на пожизненный поиск. Но если они все же находили то, что искали, то становились самыми счастливыми людьми на этом свете.

Сейчас я объясню все подробнее. Вот родился ребенок с разными глазами. Вроде бы все хорошо, но почему-то родители не поглощены счастьем. Все предельно просто. Теперь их крохе придется, неизвестно сколько, искать свою вторую половину, того, кто предназначен ему судьбой, своего соулмейта. Никто до поры до времени не знал, с каким цветом глаз ты родился, а какой ты отдашь своей половине. Ну и последняя незначительная деталь. Пока человек не встретит своего соулмейта, он не различал цвета. Абсолютно черно-белый мир.

Были, конечно, случаи, когда люди влюблялись не в тех, кто уготован им судьбой. Ничем хорошим такие союзы не заканчивались. Гетерохромийцы не могли быть полностью счастливы ни с кем, кроме своей истинной половинки. Так и жили они всю жизнь в черно-белой гамме в ожидании чего-то эдакого. Ну как вам такая перспектива?

Именно поэтому родители Алекса так переживали, глядя в голубой и зеленый глаза новорожденного сына. Энн и Марк были в относительно зрелом возрасте, когда решили завести второго ребенка. Мелиса была совсем взрослой и уже не нуждалась в постоянной опеке. Точнее, вообще в любой опеке. У нее был прекрасный муж, который обеспечивал свою ненаглядную всем необходимым. Так что старшая дочь выросла, а иногда так хотелось позаботиться о ком-то, быть для кого-то целым миром. Поэтому Энн в свои тридцать девять решила завести малыша. Муж полностью поддержал идею жены.

Они были очень взволнованы и обескуражены, когда врачи сказали, что их сын смотрит на мир разноцветными глазами и входит в особые 50 процентов. Но изменить ничего было нельзя. Им пришлось смириться с мыслью, что теперь судьба их второго ребенка туманна, а главноеему нельзя помочь.

Алекс рос хорошим и послушным мальчишкой. Он никогда не вызывал у родителей никаких проблем, в отличие от других ребят своего возраста. Мальчик лишь чувствовал, что он другой, что он чем-то не похож на своих ровесников. Энн была удивлена и расстроена, когда узнала, что среди сверстников ее сына почти нет других разноглазых. Чтобы не напугать сына, она сказала, что он должен все время носить очки и что пока она не может ему все объяснить. Но мальчик рос, и ему не терпелось узнать, почему же он не такой, как все, почему над ним все смеются?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, он часто спрашивал себя:

Я не понимаю, почему судьба так обошлась со мной? За что мне все эти страдания? Я даже не представлял, что кто-то может видеть мир не таким, каким вижу его я: ярким и светлым, без этих мрачных тонов. Мама сказала, что у меня золотистые волосы и очень красивые глаза. Правда они с папой не знают, какой из них мой, а какоймоего соулмейта. Они говорят, что одинголубой, как небо, а другойзеленый, как весенний лес. Но я ничего этого не вижу! Черт… Почему я должен терпеть все это? По крайней мере, теперь я могу снять эти дурацкие очки.

Мальчик был очень зол на родителей и на судьбу. На родителей потому, что долго скрывали от него правду, а на судьбу за то, что сделала его таким.

На следующий день после школы мальчик сидел на скамейке и думал. Думал обо всем. Тут кто-то присел рядом с ним.

Бэкка,произнес мелодичный девичий голос.

Алекс,представился мальчик, даже не повернув головы.

Почему ты в очках, сегодня ведь нет солнца?заинтересованно спросил все тот же голос.

Просто люблю носить очки,буркнул раздосадованный Алекс. Он не понимал, зачем какая-то глупая девчонка как будто специально задевает за самое больное.

Меня не обманешь,уже веселее произнесла Бэкка.Я поняла, что ты такой же. Такой же, как я.

Алекс резко повернул голову в сторону и увидел перед собой улыбающееся девичье лицо. У Бэкки были волосы средней длины, собранные в аккуратные косички.

Ты уже нашел своего соулмейта?опять заговорила девочка.Это удивительно, ведь мне было всего одиннадцать, но я своего нашла. Мы случайно столкнулись на каком-то массовом праздник,мечтательно проговорила она.

Что ты чувствовала?

Не поняла,озадаченно произнесла девушка.

Что ты чувствовала, когда повстречала его?повторил свой вопрос Алекс.

Это трудно описать словами, но поверь, ты не сможешь этого не заметить,засмеялась девушка.Прости, но мне пора. Удачи и надеюсь, что мы еще встретимся.

Время неумолимо бежало вперед, а Алекс становился все более и более раздражительным и замкнутым. Ни родители, ни друзья не могли ничего с этим поделать. На самом деле, где-то жил только один человек, который бы мог что-то изменить. Но его все не было. Совсем недавно Алекс лежал на кровати, и ему привиделся образ. Молодая девушка, вся в слезах, стоит на краю крыши высокого здания и резко делает шаг вперед. Внутри Алекса все оборвалось. Он не успел запомнить, как она выглядит, но сразу понялона была его соулмейтом и разбила не только себя, но и его. Случаи, когда у человека было несколько суженых, были редки, поэтому юноша окончательно перестал на что-то надеяться.

Шли дни. Все одноклассники и знакомые Алекса, входившие в особые 50 процентов, уже нашли свои истинные пары, и он давно не видел разноцветных глаз. Однажды одна из его одноклассниц громко при всех спросила:

Неужели наш малыш до сих пор одинок, раз носит очки?

Под громкий смех одноклассников один из громил силой стянул с него очки. Вот тут и закончилась его спокойная жизнь. Его часто избивали и все насмехались над ним. Алекс много раз пробовал завязать отношения с обычными людьми, но из этого ничего не выходило. Все рушилось из-за какого-то пустяка.

Несмотря на все неудачи, Алекс продолжал обожать книги. Никто и ничто не могло разбить эту счастливую часть его самого. Однажды он нес книги в библиотеку. У семьи не хватало денег, чтобы купить все те произведения, о которых грезил Алекс. Так вот, юноша зашел в библиотекуи сердце его замерло. Он почувствовал, что сейчас должно произойти что-то особенное. Алекс будто впал в ступор на пару секунд, а когда вышел из него, его неумолимо потянуло в дальнюю часть читального зала. Там за стеллажами, подогнув под себя ноги, сидела девушка в черной толстовке и читала книгу. Движимый непонятной силой, Алекс дрожащей рукой стянул очки. Его как будто ослепил ярчайший свет. Открыв глаза, он увидел перед собой два огромных глаза, смотрящих на него с частичкой страха и интереса. Мир перестал быть черно-белым. Ему девятнадцать, ей шестнадцать, и они нашли друг друга. Встреча была безмерно счастливой… но это уже совсем другая история.

В финале встречи мы еще раз убедились в важности умения написать новый, жизнеутверждающий рассказ о своей жизни.

Таким образом, коррекция сниженного сексуального желания посредством перестройки ролей и функций включала:

1. Помощь в отреагировании подавленной агрессии по отношению к мужу.

2. Беседу клиентки с мужем, информирование о реальных мотивах своего доминирующего поведения.

3. Просьба к мужу о помощи и поддержке в реализации намеченных изменений.

4. Ролевой тренинг в безопасных условиях кабинета по взаимодействию новых ролей и позитивных аспектов архетипов.

5. Отказ от обвинительной стратегии в адрес мужа, установление позиции «единения» и сотрудничества. Анализ ответов на вопросы:

Что означает для вас власть в семье и какими способами вы ее достигаете и проявляете? Как и для чего используете?

Довольны ли вы результатом авторитарной стратегии?

Чего хотите на самом деле?

Для чего вам дана эта проблема и о чем, если бы могла, она вам сообщила?

Зачем вам унижать мужа, низводя его до состояния «ниже плинтуса»? Чего вы хотите этим добиться?

Где за пределами семьи вы сможете удовлетворить свои потребности во власти, активности и соперничестве?

Кто и что препятствует реализации ваших желаний?

Какими совместными с мужем способами вы смогли бы решить вашу проблему?

Мы порекомендовали посещение тренинга по формированию полоролевого поведения, направленного на установление здоровых сексуальных отношений.

 

1. Анисина С. С., Социокультурные архетипы семьи и брака: автореф. дис. … канд. филос. наук. Тюмень, 2002. 17 с.

2. Дмитриева Н. В. Вопросы гигиенического обучения и воспитания населения по профилактике неинфекционных заболеваний // Здравоохранение Российской Федерации. 1990. № 7. С. 37-38.

3. Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Психологические концепции харизматической личности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 137-141.

4. Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В., Перевозкина Ю. М. Использование ассоциативных карт в нарративной психотерапии работоголизма // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 166-172.

5. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Андриенко Е. В. Психологические механизмы формирования нарциссической личности // Мир психологии. 2002. № 2. С. 60-63.

6. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные расстройства. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

7. Кулькова Е. Я. Особенности психосексуального развития подростков в семье с различным стилем взаимоотношений // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2012. Вып. 2, т. 18. С. 76-82.

8. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. СПб.: Питер, 2005. 336 с.

9. Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б. и др. Построение конструкта для изучения доминантного архетипа // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 213-217.

10. Перевозкина Ю. М, Перевозкин С. Б., Дмитриева Н. В. Структура архетипической идентичности: от недифференцированного сознания к постинформационному пространству // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 157-162.

11. Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Дмитриева Н. В. Архетипические детерминанты модели ценностно-ролевых установок в браке // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1(50). С. 191-195.

12. Потебня А. А. Собрание трудов: Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000. 480 с.

13. Старшенбаум Г. В. Энциклопедия начинающего психолога. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 347 с.

14. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Минск: Харвест, 2004. 400 с.

 

References

1. Anisina S.S. Sotsiokulturnye arkhetipy semyi i braka: Avtoref. dis. … kand. fil. nauk [Social and cultural archetypes of family and marriage: Cand.Sc. (Philosophy) dissertation abstract]. Tyumen, 2002. 17 p. (In Russian).

2. Dmitriyeva N.V. Voprosy gigiyenicheskogo obucheniya i vospitaniya naseleniya po profilaktike neinfektsionnykh zabolevaniy [Issues of hygiene training and upbringing of population on the prevention of noncommunicable diseases]. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii — Health Care of the Russian Federation, 1990, 7, pp. 37-38 (in Russian).

3. Dmitriyeva N.V., Buravtsova N.V. Psikhologicheskiye kontseptsii kharizmaticheskoy lichnosti [Psychological concept of charismatic personality]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2013, 4 (41), pp. 137-141 (in Russian).

4. Dmitriyeva N.V., Buravtsova N.V., Perevozkina Yu.M. Ispolzovaniye assotsiativnykh kart v narrativnoy psikhoterapii rabotogolizma [Using an associative cards in narrative therapy of workoholizm]. Siberian Pedagogical Journal, 2014, 4, pp. 166-172 (in Russian).

5. Korolenko Ts.P., Dmitriyeva N.V., Andriyenko Ye.V., Psikhologicheskiye mekhanizmy formirovaniya nartsissicheskoy lichnosti [Psychological mechanisms of narcissistic personality development]. Mir psikhologii — World of Psychology, 2002, 2, pp. 60-63 (in Russian).

6. Korolenko Ts.P., Dmitriyeva N.V. Lichnostnye rasstroystva [Personality disorders]. St. Petersburg: Piter Publ., 2009. 400 p. (In Russian).

7. Kulkova Ye.Ya. Osobennosti psikhoseksualnogo razvitiya podrostkov v semye s razlichnym stilem vzaimootnosheniy [Features of psychosexual development of teenagers in families with different types of relationships]. Uchenye zapiski Sankt-Petersburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsialnoy raboty — Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 2012, 2 (18), pp. 76-82 (in Russian).

8. Mark M., Pearson C. The hero and the outlaw: building extraordinary brands through the power of archetypes. McGrew-Hill Education, 2001. 400 p. [Rus. ed.: Mark M., Pirson K. Geroy i buntar. Sozdaniye brenda s pomoshchyu arkhetipa. St. Petersburg: Piter Publ., 2005. 336 p.].

9. Perevozkina Yu.M., Dmitriyeva N.V., Perevozkin S.B., Ryumina T.V., Ganpantsurova O.B. Postroyenie konstrukta dlya izucheniya dominantnogo arkhetipa [Building construct for the study of the dominant archetype]. Siberian Pedagogical Journal, 2013, 3, pp. 213-217 (in Russian).

10. Perevozkina Yu.M., Perevozkin S.B., Dmitriyeva N.V. Struktura arkhetipicheskoy identichnosti: ot nediffirintsirovannogo soznaniya k postinformatsionnomu prostranstvu [The structure of the archetypal identity: from undifferentiated consciousness to postinformational space]. Siberian Pedagogical Journal, 2014, 3, pp. 157-162 (in Russian).

11. Perevozkina Yu.M., Perevozkin S.B., Dmitriyeva N.V. Arkhetipicheskiye determinanty modeli tsennostno-rolevykh ustanovok v brake [Archetype determinants in the model of value-role attitudes in marriage]. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya, 2015, 1 (50), pp. 191-195 (in Russian).

12. Potebnya A.A. Simvol i mif v narodnoy kulture [The symbol and the myth in popular culture]. Moscow: Labirint Publ., 2000. 480 p. (In Russian).

13. Starshenbaum G.V. Entsiklopediya nachinayushchego psikhologa [Encyclopedia of aspiring psychologist]. 2nd Ed. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2014. 347 p. (In Russian).

14. Jung C.G., Kerenyi C. Essays on a science of mythology. Bollingen Foundation, 1949 [Rus. ed.: Yung K. Dusha i mif. Shest arkhetipov [The soul and the myth. Six archetypes]. Minsk: Kharvest Publ., 2004. 400 p.].


15. Anisina S.S. Sotsiokulturnye arkhetipy semyi i braka: Avtoref. dis. … kand. fil. nauk [Social and cultural archetypes of family and marriage: Cand.Sc. (Philosophy) dissertation abstract]. Tyumen, 2002. 17 p. (In Russian).

16. Dmitriyeva N.V. Voprosy gigiyenicheskogo obucheniya i vospitaniya naseleniya po profilaktike neinfektsionnykh zabolevaniy [Issues of hygiene training and upbringing of population on the prevention of noncommunicable diseases]. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii — Health Care of the Russian Federation, 1990, 7, pp. 37-38 (in Russian).

17. Dmitriyeva N.V., Buravtsova N.V. Psikhologicheskiye kontseptsii kharizmaticheskoy lichnosti [Psychological concept of charismatic personality]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2013, 4 (41), pp. 137-141 (in Russian).

18. Dmitriyeva N.V., Buravtsova N.V., Perevozkina Yu.M. Ispolzovaniye assotsiativnykh kart v narrativnoy psikhoterapii rabotogolizma [Using an associative cards in narrative therapy of workoholizm]. Siberian Pedagogical Journal, 2014, 4, pp. 166-172 (in Russian).

19. Korolenko Ts.P., Dmitriyeva N.V., Andriyenko Ye.V., Psikhologicheskiye mekhanizmy formirovaniya nartsissicheskoy lichnosti [Psychological mechanisms of narcissistic personality development]. Mir psikhologii — World of Psychology, 2002, 2, pp. 60-63 (in Russian).

20. Korolenko Ts.P., Dmitriyeva N.V. Lichnostnye rasstroystva [Personality disorders]. St. Petersburg: Piter Publ., 2009. 400 p. (In Russian).

21. Kulkova Ye.Ya. Osobennosti psikhoseksualnogo razvitiya podrostkov v semye s razlichnym stilem vzaimootnosheniy [Features of psychosexual development of teenagers in families with different types of relationships]. Uchenye zapiski Sankt-Petersburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsialnoy raboty — Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 2012, 2 (18), pp. 76-82 (in Russian).

22. Mark M., Pearson C. The hero and the outlaw: building extraordinary brands through the power of archetypes. McGrew-Hill Education, 2001. 400 p. [Rus. ed.: Mark M., Pirson K. Geroy i buntar. Sozdaniye brenda s pomoshchyu arkhetipa. St. Petersburg: Piter Publ., 2005. 336 p.].

23. Perevozkina Yu.M., Dmitriyeva N.V., Perevozkin S.B., Ryumina T.V., Ganpantsurova O.B. Postroyenie konstrukta dlya izucheniya dominantnogo arkhetipa [Building construct for the study of the dominant archetype]. Siberian Pedagogical Journal, 2013, 3, pp. 213-217 (in Russian).

24. Perevozkina Yu.M., Perevozkin S.B., Dmitriyeva N.V. Struktura arkhetipicheskoy identichnosti: ot nediffirintsirovannogo soznaniya k postinformatsionnomu prostranstvu [The structure of the archetypal identity: from undifferentiated consciousness to postinformational space]. Siberian Pedagogical Journal, 2014, 3, pp. 157-162 (in Russian).

25. Perevozkina Yu.M., Perevozkin S.B., Dmitriyeva N.V. Arkhetipicheskiye determinanty modeli tsennostno-rolevykh ustanovok v brake [Archetype determinants in the model of value-role attitudes in marriage]. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya, 2015, 1 (50), pp. 191-195 (in Russian).

26. Potebnya A.A. Simvol i mif v narodnoy kulture [The symbol and the myth in popular culture]. Moscow: Labirint Publ., 2000. 480 p. (In Russian).

27. Starshenbaum G.V. Entsiklopediya nachinayushchego psikhologa [Encyclopedia of aspiring psychologist]. 2nd Ed. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2014. 347 p. (In Russian).

28. Jung C.G., Kerenyi C. Essays on a science of mythology. Bollingen Foundation, 1949 [Rus. ed.: Yung K. Dusha i mif. Shest arkhetipov [The soul and the myth. Six archetypes]. Minsk: Kharvest Publ., 2004. 400 p.].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: