РЕКЛАМА ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КИНЕМАТОГРАФА




УДК

В. В. Комоликова, А. Г. Некита,

Аннотация: В статье описана актуальность рекламы как способа отображения городской действительности, через призму кинематографического искусства. Также в работе приведены примеры из зарубежного кинематографа, которые наиболее точно иллюстрируют тему работы.

Ключевые слова: реклама, кинематограф, городское пространство, образ города, медиа.

В современном мире реклама является неотъемлемой частью многих сфер жизнедеятельности общества. Поскольку данный инструмент позволяет выгодно подчеркнуть положительные черты того или иного объекта. В данной статье пойдёт речь о рекламе городских пространств.

Образ города – многогранное и разноплановое явление. Именно поэтому стоит отметить, что он формируется не только посредством восприятия общества, но и различными средствами информации, которые в настоящее время именуются понятием «медиа», или «медийные средства». Обратимся к определению данного понятия, чтобы более полно рассмотреть тему исследования. Медиа — обширное понятие, включающее в себя средства коммуникации, способы изложения информации, а также образовываемую ими среду (медиапространство) [1]. Именно в это медиапространство входят различные источники информации, из которых человек может узнавать те или иные сведения о городе, его истории и т.д. К таковым источникам относится и кинематограф.

Кинематограф является одной из сфер, которая может быть рекламным средством отображения действительности. Поскольку авторское видение того или иного городского пространства может зачастую создавать положительный образ, что так же способствует рекламированию образа города.

Существуют определенные маркеры, благодаря которым кинематограф может «рекламировать» городское пространство. К таковым относятся: динамичность городской жизни, обустройство города, эстетические качества городской среды, события, происходящие в рамках города, изображение действительности с помощью различных цветовых эффектов, а также атмосфера в целом, которую создаёт автор. На эти аспекты режиссёр чаще всего обращает внимание, поскольку благодаря именно подобным маркерам существует возможность формировать рекламный образ города.

Способность кино «рекламировать» образы городских пространств может обуславливаться наглядностью и подробностью, которые присущи кинематографическому искусству. Таким образом, города в кинематографе представляются с различных точек зрения их авторов, однако также имеются сходства в их изображении. К таковым относятся общие определяющие факторы, на которые чаще всего бывает обращено внимания зрителей. Это – общеизвестные достопримечательности, изображение города с помощью определённых цветов, эстетические свойства города, темп жизни городской среды и т.д.

Также стоит отметить возможности современного кинематографа, благодаря которым отображение и реклама городских пространств приобрели более широкое распространение. Возможности кинематографического искусства весьма широки, и поэтому города предстают на экране в самых различных вариациях [2]. Этому способствовал долгий путь становления кинематографа, как вида искусства. Со времени своего возникновения кино значительно преобразилось во многих аспектах. Фильмы стали показывать в цветном оформлении, длительность показа разнится, возникли различные жанры и т.д. Таким образом, кинематограф получил всё больше возможностей для представления различных аспектов жизни общества, куда также входит и облик городской среды.

Немаловажен тот факт, что на примере разных киноработ, зрителям могут быть представлены различные характеристики городов. Подобные характеристики зависят исключительно от автора фильма, поскольку «каждый режиссёр имеет собственное видение городского пространства, и в соответствии с ним выстраивает структуру своей работы» [3]. Так, Е. Гладких делает акцент на том, что «современность предстает на экране во множестве интерпретаций и в большинстве случаев снимается в реальном городе с условием выбора таких мест, которые под определенным углом зрения создают на экране необходимое пространство. Не только у каждого режиссера, но и у каждой киноленты это пространство особенное. Например, для триллеров нужны пустые и темные улицы, скрипящие двери парадных и внезапные проемы; для фильмов про рабочих – индустриальные окраины, заборы и заводские трубы; для фильмов о золотой молодежи – ярко освещенные центральные улицы и мелькание рекламы; для создания романтической атмосферы – красивые старинные улицы, причудливые мостики, фонари, скверы…» [4]. Таким образом, автор киноработы, благодаря своему видению проблемы, может конструировать собственный кинообраз городской среды, отличный от тех, которые были показаны ранее.

Теперь обратимся к часто изображаемым в кинофильмах, городам. К таковым относятся всемирно известные мегаполисы: Париж, Нью-Йорк, Лондон и многие другие. Каждый из них является источником вдохновения для множества режиссёров, и именно поэтому в современном кинематографе существует широкий спектр киноработ, посвящённых этим городам. Однако, любая работа несёт в себе исключительный и уникальный пример облика городского пространства. Поэтому стоит рассмотреть в качестве примера образ одного из самых часто изображаемых городов – Парижа.

В сознании общества, благодаря множеству рекламных средств, Париж зачастую ассоциируется с такими понятиями, как: любовь, романтика, мода, творчество. И стоит отметить, что данные представления формировались в том числе, и благодаря кинематографу. Подтверждением этому служит большое количество кинолент, снятых о Париже. Примером одной из них является фильм – «Амели» (2001 г., реж. Ж. Жёне). Здесь город предстаёт в том самом «романтизированном» облике, который ему придаёт реклама. Режиссёр изображает Париж в соответствии с теми представлениями, которые обычно возникают в сознании человека, и ассоциируются с данным городом. Всё в фильме, начиная с внешнего вида главной героини, заканчивая закадровым музыкальным сопровождением, в духе Франции, работает на давно сложившийся образ Парижа. Эта киноработа является, своего рода, средоточием всех общепринятых представлений о Париже и жизни внутри самого города.

Ещё одним примером, изображающим данный город, является фильм «1+1» (2011 г., реж.О.Накаш, Э.Толедано). Данная киноработа представляет более реалистичный образ Парижа, чем первый пример. Исходя из сюжета, авторы изображают город с двух точек зрения: со стороны персонажа, который относится к бедным слоям общества, и со стороны другого героя, который является богатым человеком. Здесь Париж не романтизируется, а определённым образом делится на две части – зритель видит как зажиточные места, так и неблагоприятные районы. С помощью такого разграничения режиссёр создал два различных образа города, которые, тем не менее существуют по соседству, однако имеют между собой огромную экономическую и социальную разницу. Подобный контраст позволяет изображать город в его реальном виде.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод. Таким образом, кинематограф является рекламным средством, которое отображает городскую действительность всеми возможными способами. Данный факт является неоспоримым, и может быть подтверждён многими примерами как из отечественной, так и из зарубежной практики. Стоит также отметить, что реклама, как отдельное явление, может взаимодействовать с кинематографом наравне, создавая оригинальные образы каких-либо объектов. Таким образом, именно благодаря взаимосвязи рекламы и кинематографа стали популярными примеры, приведённые в данной работе.

 

Библиография/References:

1. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / перевод с английского В. Г. Николаева. — М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. — с. 187

2. Клер Р. Размышления о киноискусстве. М.: Искусство, 1958. – с. 108.

3. Умберто Э. О членениях кинематографического кода [Электронный ресурс] //Электронный журнал KinoVoid/ URL: https://www.kinovoid.com/2016/03/umberto-eko-kinematograficheskiy-kod.html

4. Гладких Е.Б. Современное городское пространство и его аудиовизуальные интерпретации // Журнал «Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры». 2015 г. – с.26/

 

Об авторах

Некита Андрей Григорьевич – профессор, НовГУ им. Ярослава Мудрого.

E-mail: brennoe2998@yandex.ru

Комоликова Варвара Владимировна – студентка, НовГУ им. Ярослава Мудрого.

E-mail: komolikova17@yandex.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: