Стилистика и культура речи




1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1. В классе его считали…

а) наиболее талантливейшим учеником

б) самым талантливейшим учеником

в) самым талантливым учеником

 

2. Мы оказались в аэропорту еще с…

а) пятьюстами двадцатью тремя туристами

б) пятистами двадцатью тремя туристами

в) пятистами двадцати тремя туристами

 

3. Музыкант был удостоен…

а) высокой наградой

б) высокой награды

в) к высокой награде

 

2. Перед вами существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевые окончания. Объедините их в лексико-семантические группы:

 

ботинок, сапог, грузин, каникул, партизан, башкир, брызг, англичан, ампер, валенок, ватт, аршин, чулок, сумерек, мокасин, (эскадрон) гусар, (рота) гренадер, шахмат, болгар.

3. Напишите числительные словами. Сделайте вывод об особенностях склонения составных количественных и составных порядковых числительных.

а) Прибыл поезд с 374 экскурсантами.

б) Было решено 443 лучшим студентам выдать повышенную стипендию.

в) Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году.

г) Речь идет о 817 книгах, которые наша библиотека заказывала в прошлом месяце.

д) В 2006 году я закончил профессиональный лицей.

е) За 579 туристами, попавшими в беду, уже отправлен самолет.

 

 

4. Определите стилистическую принадлежность предложенного отрывка. Свой ответ аргументируйте. Укажите языковые приметы стиля.

 

Глава III. Защита прав потребителей

при выполнении работ (оказании услуг)

 

Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)

1. Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

2. Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

3. В случае, если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора о выполнении работ (оказании услуг), должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг).

По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

 

5. Исправьте текст заявления, если это необходимо.

 

Заявление декану химического факультета Тюменского государственного университета профессору Иванову П. И. от Семенова Ивана Петровича (студент группы Х-006):

Я, Иван Петрович Семенов, убедительно прошу разрешить мне пропустить занятия в университете 22 марта 2005. Я уезжаю в Красноярск для участия в чемпионате России по теннису среди студентов. В моей просьбе прошу не отказать. (10 марта 2005 г.)

 

6. Вместо многоточия вставьте нужный пароним.

 

а) Дома мы должны написать сочинение на тему: «… отношение к природе» (бережное, бережливое).

б) На берегу мы увидели старую … мельницу (ветреную, ветровую, ветряную).

в) Очень сложно найти … работу (доходный, доходчивый).

г) Писатель описывает … мир человека (душевный, духовный).

д) Все скамейки покрасили … краской (масляной, масленой).

7. Речевые ошибки следующих выражений однотипны. Определите, какое явление лежит в их основе. Приведите собственные примеры подобных ошибок.

 

Свободная вакансия, хвалебные дифирамбы, внутренний интерьер, ведущий лидер, памятные сувениры, ценные сокровища.

 

8.Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа: директор, шофер, доктор, повар, конструктор, сторож.

 

9. Расшифруйте популярные аббревиатуры. Определите род. Какими правилами вы руководствовались, определяя род аббревиатур?

ООН, РАО ЕЭС, загс, ЦСКА, НТВ, ЖЭК, МХАТ, МЧС, ОБСЕ

10. Вместо многоточия вставьте предлог в или на.

а) Я доволен тем, что живу … Сибири.

б) Репортер собирается в командировку … Кавказ.

в) Мы каждое лето ездим отдыхать … Крым.

г) Я весь день буду работать … фотостудии.

д) … нашем избирательном участке не было нарушений.

е) Он провел два дня … полицейском участке.

ж) Журналисты не смогли разглядеть лица тех, кто ехал … лимузине.

з) Мне с трудом удалось сесть … автобус: он был переполнен.

и) В новостях сообщили, что ситуация н… Балканах обострилась.

к) … Сахалине начались перебои с электроэнергией.

11. Составьте словосочетания, поставив слова, заключенные в скобки, в нужном падеже:

а) поступить согласно (приказ)

б) отстранить (должность)

в) беспокоиться (дочь)

г) кричать вслед (ушедшие)

д) заслуживать (одобрение)

е) талант (рисование)

ж) заведующий (кафедра)

з) указать (ошибка)

и) получит отклик (книга)

к) удостоен (награда)

л) недалек (истина)

м) баллотироваться (мэр)

н) вопреки (предсказания)

о) достичь (берег)

п) анонс (гастроли)

12. Укажите род данных слов. Свой ответ обоснуйте.

Торнадо, кенгуру, бра, метро, кольраби, инкогнито, маэстро, фрейлин, коала, такси, шимпанзе, пани, бенгали, салями, визави, атташе.

 

13. Поставьте местоимения в нужной форме. Объясните, когда к личным местоимениям третьего лица добавляется или не добавляется протетическое «н»:

благодаря (она)

напротив (она)

наподобие (он)

без (он)

над (она)

лучше (он)

подобно (они)

через (они)

около (он)

вокруг (они)

наперекор (он)

после (они)

старше (она)

со стороны (они)

14. Найдите в предложении ошибку, объясните, в чем она заключается. Отредактируйте предложение.

Профессия машиниста уходит в прошлое, потому что текст сегодня гораздо удобнее набирать с помощью компьютера.

 

15. Сравните предложения. Определите характер ошибок, устраненных редактором. В неотредактированных предложениях исправьте ошибки.

1) Ложите ваши документы на стол, я передам их директору завтра.   2) Из окна вагона он видел, как мать махает ему платком.   3) Я убедю всех в своей правоте, не сомневайся.   4) Едьте быстрее, иначе мы опоздаем на первый урок.   5) Я затмю всех на этом вечере.   6) Положь все книги на верхнюю полку. Кладите ваши документы на стол, я передам их директору завтра.   Из окна вагона он видел, как мать машет ему платком.   Я сумею убедить всех в своей правоте, не сомневайся.   Поезжайте быстрее, иначе мы опоздаем на первый урок.

 

16. Представьте, что к предложению: «Когда я утром проснулся, мне все еще нездоровилось» - вы должны дать как можно больше синонимических синтаксических вариантов. Предложение «Проснувшись утром, мне все еще нездоровилось» стало бы таким вариантом? Свой ответ обоснуйте.

 

17. Подберите определения, правильно согласуя их с приведенными ниже словами. Объясните, почему возникают трудности при определении рода у существительных с нулевым окончанием на мягкую согласную.

 

Бандероль, ваниль, вермишель, мигрень, пастель, вуаль, дуэль, картофель, тюль, шампунь, рояль, консоль, мозоль.

 

18. Отметьте номера предложений, в которых краткая форма прилагательного на – ен может быть заменена формой на –енен.

а) Вид юноши был воинствен.

б) Ты был очень естествен на сцене.

в) Твой поступок бессмыслен.

г) Ты весьма легкомыслен в этом вопросе.

д) Твой страх беспочвен.

е) Наш король могуществен и добр.

ж) Он безукоризнен во всем.

 

19. Выберите предложения, в которых не нарушаются грамматические нормы. Свой ответ обоснуйте.

 

а)

Павел рос круглой сиротой. - Павел рос круглым сиротой.

б)

Брат оказался несчастной - Брат оказался несчастным

жертвой обстоятельств. жертвой обстоятельств.

20.Объясните причину ошибок в словосочетаниях:

 

сомневаться о чем-либо, противоречить с чем-либо, воодушевить к чему либо, суровые обстоятельства происходят на границе, оплатить за проезд.

Дайте правильный вариант сочетаний.

 

21. Прочитайте текст и ответьте на все вопросы после текста.

 

Как деревья встречают весну?

Зацепляется за сосну солнце, роняет в снег охапку лучей,

Проходящий медведь сложил их в шапку,

Рыжий мех у шапки был худой,

Снег под ней растаял, превратился в воду,

Той воды березка напилась,

Обнялась с перелетным ветром, ни покоя теперь ей, ни сна…

Так в лесу началась весна.

1. Возможны ли в этом тексте вариативные знаки препинания? Проставьте их и обведите кружочками.

2. Определите тему текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать:

а) начало текста;

б) ключевые слова, ключевые предложения.

 

3. Определите функциональный стиль текста. Озаглавьте его.

1. Укажите синтаксические особенности текста.

2. Отметьте средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности);

порядок слов;

возможность членения на абзацы;

лексический повтор;

местоимения;

союзы и др.

 

22. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Ответ аргументируйте примерами из данного текста.

Еще в древней Руси существовала деловая переписка. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках; древнейшие из них относятся к IX веку. С распространением письменности (к XIV – XV векам) содержание деловых бумаг становится все более разнообразным. Деловые документы используются как в деятельности государства, так и в жизни отдельных людей. До наших дней сохранились духовные и договорные грамоты (то есть княжеские завещания и акты), которые устанавливали взаимоотношения между князьями, отношения Москвы с Тверью и Рязанью.

В то время были узаконены челобитные такой формы: «Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичу (упоминались все титулы того, кому подавалась челобитная, затем имя просителя, который нарочито принижал себя) бьем челом Ивашка Федоров, сын Измайлов…» (после чего излагались дело и содержание просьбы).

(По Д. Розенталю)

 

В это благословенное время от двух до трех часов пополудни, которое может назваться движущеюся столицею Невского проспекта, происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольский сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой – галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы повергающие в изумление. Но бьет три часа, и вставка оканчивается, толпа редеет.

(Н. Гоголь)

 

Кто-то из русских писателей в начале века сказал: «произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому».

НЕ знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться – от роста культуры, от глубины знаний, от цивилизованности или от какого-то всеобщего отупения чувств, от обжорства этим самым техническим прогрессом.

Нет, я тоже перестал удивляться лунному грунту, зондированию Венеры, чудовищным скоростям на земле. Но парашютику одуванчика я – представьте себе – все еще удивляюсь. Я и книгу-то эту пишу, может быть, только для того, чтобы вы оторвали на минуту свой утомленный взгляд от беспрерывного, бесконечного мелькая (телевизор, кино, автомобили, поезда, самолеты, прохожие, огни рекламы, лифты, руки продавщиц, двери троллейбусов, эскалаторы, телефонные диски – весь мелькающий мир, когда он мчится и завихряется вокруг вас или когда вы мчитесь сквозь него со скоростью автомобиля, поезда, самолета) и остановили бы его, свой утомленный взгляд, на огромной неподвижной капле влаги, скопившейся в сборчатом и ворсистом листе манжетки. Или на парашюте одуванчика.

Вы подняли пушистый цветок над головой (кто же это сказал красиво и точно: «Одуванчик из солнца уже превратился в луну…?) и дунули на него. Пушинки бойко и дружно взмывают вверх, потом, относимые ветерком, начинают наискось падать, опускаться на землю. И пока вы следите за ними, пока они летят, сначала беленькие и четкие на фоне синего неба, а потом переплывут на фон зеленой травы, что-то успеет дрогнуть, оттаять в вас. Проклюнется из мертвого холода слабый первый толчок душевного пульса, и вы поймете, что душа в вас жива, но только она заморожена.

(В. Солоухин)

 

Ответы к разделу «Стилистика и культура речи»

 

1. 1в, 2а, 3б.

 

2.

а) Название единиц измерения: ампер, ватт, аршин.

Но: килограммов, граммов (преимущественно в письменной речи) и килограмм, грамм (преимущественно в устной).

 

б) Название лиц по принадлежности к национальным группам: грузин, англичан, болгар, башкир. (с основой на Н и Р).

 

Но: бедуинов, негров, калмыков, хорватов и т. д.

 

в) Название лиц по принадлежности к воинским соединениям (часто это устаревшие слова): партизан, эскадрон гусар, рота гренадер (при собирательном значении).

 

Но: при обозначении отдельных лиц – (трех) гренадеров, гусаров, гардемаринов, кадетов, уланов.

 

г) Название парных предметов или предметов, состоящих из двух или нескольких частей: ботинок, сапог, валенок, чулок, мокасин.

 

Но: носков

д) Существительные, употребляющиеся только во множественно числе:

каникул, брызг, сумерек, шахмат.

 

 

3.

а) Прибыл поезд с 374 (тремястами семьюдесятью четырьмя) экскурсантами.

б) Было решено 443 (четыремстам сорока трем) лучшим студентам выдать повышенную стипендию.

в) Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 (тысяча семьсот девяносто девятом году) году.

г) Речь идет о 817 (восьмистах семнадцати) книгах, которые наша библиотека заказывала в прошлом месяце.

д) В 2006 (две тысячи шестом) году я закончил вуз.

е) За 579 (пятьюстами семьюдесятью девятью) туристами, попавшими в беду, уже отправлен самолет.

 

При склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово.

 

4. Стиль - официально-деловой. Подстиль – документальный (законодательный). Обслуживает правовые отношения между гражданами и государством. Текст реализует важнейшую функцию официально-делового стиля – сообщения и воздействия. Имеет предписывающий характер. Форма речи письменная. Неличный характер изложения.

Языковые черты:

Лексика. Использование стилистически нейтральной и книжной лексики. Использование юридической терминологии: названия документов (договор). Использование профессиональных слов той сферы деятельности, в которой документ обращается: оказание услуг, выполнение работ, сроки выполнения работ. Канцеляризмы: установленный указанными правилами, по соглашению сторон. Повторяемость одних и тех же терминов в силу невозможности оперирования их синонимами.

Морфология. Употребление кратких форм прилагательных, со значением долженствования: должны, обязаны. Глаголы в неопределенной форме: осуществить, предусматриваться, определяться. Преобладание имени над глаголом. Существительные на –ение: выполнение, оказание, соглашение, оказание, завершение.

Синтаксис. Усложненные синтаксические конструкции, включающие причастные и деепричастные обороты. Цепочки родительных падежей.

 

5. Декану химического факультета

Тюменского государственного

Университета профессору Иванову П. И. студента группы Х-006

Семенова Ивана Петровича

 

заявление.

Прошу разрешить мне не посещать занятия в университете 22 марта 2005 года в связи с поездкой в г. Красноярск для участия в чемпионате России по теннису среди студентов.

11.03.2005 г. Семенов

 

 

6.

а) Дома мы должны написать сочинение на тему: «Бережное отношение к природе».

б) На берегу мы увидели старую ветряную мельницу.

в) Очень сложно найти доходную работу.

г) Писатель описывает духовный мир человека.

д) Все скамейки покрасили масляной краской.

 

7. Плеоназм – это лексическая избыточность, возникающая из-за дублирования лексического значения одного слова другим, целым или какой-либо его частью. Например: моя автобиография, главная суть.

 

8. Директора, шоферы, доктора, повара, конструкторы, сторожа

 

9. У следующих слов мы определяем род по роду опорного слова:

ООН – организация объединенных наций, ж. р.

РАО ЕЭС – российское акционерное общество единых электросетей, ср. р.

ЦСКА – центральны спортивный клуб армии, м.р.

НТВ – независимое телевидение, ср. р.

МХАТ – московский художественный академический театр, м. р.

МЧС – министерство по чрезвычайным ситуациям, ср. р.

ОБСЕ – организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ж. р.

Аббревиатуры загс и ЖЭК употребляются часто, поэтому соответствующее полное название забывается, в разговорной речи они начинают склонятся, род у таких аббревиатур определяется по внешнему фонетическому облику.

Загс – м. р., хотя «запись актов гражданского состояния»

ЖЭК – м. р., хотя «жилищно-эксплуатационная контора».

 

 

10.

а) Я доволен тем, что живу в Сибири.

б) Репортер собирается в командировку на Кавказ.

в) Мы каждое лето ездим отдыхать в Крым.

г) Я весь день буду работать в фотостудии.

д) На нашем избирательном участке не было нарушений.

е) Он провел два дня в полицейском участке.

ж) Журналисты не смогли разглядеть лица тех, кто ехал в лимузине.

з) Мне с трудом удалось сесть в автобус: он был переполнен.

и) В новостях сообщили, что ситуация на Балканах обострились.

к) На Сахалине начались перебои с электроэнергией.

 

11.

а) поступить согласно приказу

б) отстранить от должности

в) беспокоиться о дочери

г) кричать вслед ушедшим

д) заслуживать одобрения

е) талант к рисованию

ж) заведующий кафедрой

з) указать на ошибку

и) получить отклик на книгу

к) удостоить награды

л) недалек от истины

м) баллотироваться в мэры

н) вопреки предсказанию

о) достичь берега

п) анонс о гастролях

 

12.

бра

метро неодушевленные имена существительные относятся

такси к среднему роду

 

Однако на род неодушевленного несклоняемого слова может влиять род обещающего слова:

 

торнадо – слово мужского рода под влиянием слова «ветер»

кольраби – слово женского рода («капуста»)

салями - слово женского рода («колбаса»)

бенгали - слово мужского рода под влиянием родового названия «язык»

кенгуру

шимпанзе слова, обозначающие животных относятся

коала к мужскому роду

 

Но если контекст указывает на самку, они могут употребляться как слова женского рода.

 

Одушевленных несклоняемые имена существительные, обозначающих лиц, относятся к мужскому или женскому роду в зависимости от соотнесенности с реальным полом:

 

маэстро существительные со значением лица мужского пола

атташе относятся к мужскому роду

 
 


фрейлин существительные со значением лица женского пола

пани относятся к женскому роду

 
 


визави эти слова в зависимости от контекста

инкогнито выступают то в мужском, то в женском роде

 

 

13. благодаря ей

напротив нее

наподобие его

без него

над ней

лучше его

подобно им

через них

около него

вокруг них

наперекор ему

после нее

старше ее

со стороны их

 

«Н» не добавляется:

1) после наречных предлогов, требующих дательного падежа (благодаря, наперекор, подобно);

2) после отыменных предлогов (наподобие, со стороны);

3) после сравнительной степени прилагательных и наречий (лучше, старше).

 

«Н» добавляется:

1) после простых предлогов (без, над, через);

2) после ряда наречных предлогов требующих родительного падежа (напротив, около, после, вокруг). Однако такие предлоги, как внутри, вне употребляются в основном без начального «н».

 

 

14. У ряда существительных женского рода нет соответствий в мужском роде, в частности у существительного машинистка, потому что машинист – это механик, управляющий ходом машины. Для обозначения мужского соответствия слову машинистка используется описательное выражение переписчик на машинке.

 

15. Глаголы класть – положить, раскладывать – разложить и т. д. образуют разнокорневые (супплетивные) видовые пары. Ошибки, связанные с устранением супплетивизма встречаются часто, например, в первом предложении.

 

Во втором предложении ошибка связана с употреблением так называемого изобилующего глагола, который имеет двоякие формы настоящего времени. Литературному языку присущи формы с чередованием согласных основы (машет), формы без чередования характерны для разговорной речи.

 

В третьем предложении ошибка связана с употреблением недостаточного глагола убедить, который не имеет формы первого лица единственного числа, поэтому редактор воспользовался описательно конструкцией я сумею убедить. Такая же ошибка появляется в пятом предложении. Правильный вариант: Я смогу затмить всех на этом вечере.

В четвертом предложении неправильно образована форма повелительного наклонения от глагола ехать. Следовало употребить глагол поезжайте (что и сделал редактор), который образован от устаревшего глагола поезжать.

Ошибка, появившееся в шестом предложении, также связана с образованием формы повелительного наклонения. Правильный вариант: Положи все книги на верхнюю полку.

 

16. Деепричастный оборот не может использоваться в безличном предложении типа Проснувшись утром, мне все еще нездоровилось, потому что в нем отсутствует грамматическое подлежащее, которому можно приписать действие, выраженное деепричастным оборотом. Употребление деепричастного оборота в безличном предложении возможно только при неопределенной форме глагола.

 

17. Увесистая бандероль, ароматная ваниль, вкусная вермишель, сильная мигрень, отличная пастель, темная вуаль, нечестная дуэль, свежий картофель, невесомый тюль, качественный шампунь, старый рояль, замысловатая консоль, большая мозоль.

Но м. и ж. род на –Ь не имеют выраженных родовых различий в И.п. ед. ч., поэтому при определении рода у таких существительных часто возникают ошибки.

 

18. а, б, д, е.

 

19. С существительными общего рода, обозначающих лиц мужского пола, согласуются прилагательные и местоимения в форме мужского рода: Павел рос круглым сиротой.

Некоторые существительные со значением качественной оценки употребляются как существительные женского рода и по отношению к лицам мужского пола, поэтому согласуются с прилагательными и местоимениями в форме женского рода: Брат оказался несчастной жертвой обстоятельств.

 

20. Во всех случаях представлено нарушение норм сочетаемости (в большинстве случаев представлено неправильное управление). Причина ошибок – действие аналогии («сомневаться о чем-либо» – по аналогии с «думать о чем-либо»; «противоречит с чем-либо» - по аналогии с «вступать в противоречия с чем-либо», «воодушевить к чему-либо» по аналогии с «побудить к чему-либо», «суровые обстоятельства происходят на границе» по аналогии «случаи происходят», «оплатить за проезд» по аналогии «заплатить за проезд»).

 

Правильный вариант: сомневаться в чем-либо, противоречить чему-либо, воодушевить чем-либо, суровые обстоятельства складываются на границе, оплатить проезд.

 

 

Список литературы

  1. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений для работников радио и телевидения [Текст] / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва; под ред. Д. Э. Розенталя. - 5-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Русский язык, 1984.
  2. Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 – 9 кл.: Кн. для учителя [Текст] / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Введенская, Л. А. Теория и практика русской речи. Трудные темы [Текст] / Л. А. Введенская, П. П. Червинский. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
  4. Воронина, Н. В. Олимпиады по русскому языку. 9 - 11 классы [Текст] / Н. В. Воронина, Т. В. Егорова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  5. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст]: Учебное пособие / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2002.
  6. Гончаров, И. А. Обрыв [Текст] / И. А. Гончаров. – М.: АСТ, 2004.
  7. Губернская, Т. В. Тестовые и олимпиадные задания для абитуриентов и школьников [Текст] / Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004.
  8. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т. 1,2 [Текст] / Т. Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000.
  9. Казбек-Казиева, М. М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5 – 11 классы [Текст] / М. М. Казбек-Казиева. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  10. Ленская, Т. С. Русский язык: В 4 ч. Ч. 2. Виды разборов [Текст] / Т. С. Ленская, Т. Ю. Угроватова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  11. Львова, С. И. Словообразование – занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов [Текст] / С. И. Львова. – М.: Эксмо, 2006.
  12. Меркин, Б. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. [Текст] / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.
  13. Мокиенко, В. М. Давайте говорить правильно! Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник [Текст] / В. М. Мокиенко. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  14. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1991.
  15. Петрякова, А. Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10 – 11 классов [Текст] / А. Г. Петрякова. – 4-е изд. испр. – Москва.: Флинта: Наука, 2002.
  16. Резниченко, Л. И. Орфоэпический словарь Русского языка. Произношение. Ударение. [Текст] / И. Л. Резниченко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  17. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – 5-е издание, испр. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  18. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка. [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  19. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение. Литературное редактирование [Текст] / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  20. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / О. Я. Гойхман, Л. М, Гончарова, О. Н, Лапшина и др.; под ред. О. Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  21. Сборник упражнений по русскому языку [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Л. Гордиевская, М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткин и др.; под ред. М. Л. Каленчук, Л. Л, Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  22. Скляревская, Г. Н. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: краткий словарь-справочник [Текст] / Г. Н. Скляревская, Е. Ю. Ваулина. – СПБ.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  23. Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи [Текст]: учеб. пособие для студ. фак. журналистики [Текст] / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  24. Тарковский, А. А. Стихотворения [Текст] / А. А. Тарковский. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  25. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2. т. Т. 1,2. [Текст] / А. Н. Толстой. – 2-изд., стер. – М.: Русский язык, 1990.
  26. Толстой, Л. Н. Анна Каренина. Роман в восьми частях. [Текст] / Л. Н. Толстой. – М.: «Художественная литература», 1981.
  27. Толстой, Л. Н. Воскресенье [Текст] / Л. Н. Толстой. – Л.: «Художественная литература». Ленинградское отделение», 1980.
  28. Шанский, Н. М. Лингвистические детективы [Текст] / Н. М. Шанский. – М.: Дрофа, 2002.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: