В.А. Шамиева
Б1. Б.8 «Анатомия ЦНС»
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
по направлению подготовки
37.03.01 «Психология»
Профиль
«Психология»
Санкт-Петербург 2017
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины.. 3
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы.. 3
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4
4. Объем и виды самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 5
5. Рекомендации для самостоятельного освоения дисциплины.. 9
Цели и задачи дисциплины
Целями изучения дисциплины «Анатомия ЦНС» являются:
– овладение знаниями, требуемыми для психологов;
– обучение знаниям о структурно-функциональных основах центральной нервной системы, необходимым для анализа психологических явлений и процессов;
– формирование целостного представления о строении организма человека, при этом выявляется соответствие анатомических структур выполняемым функциям, подчеркивается важнейшая роль нервной системы в обеспечении структурного и функционального единства организма;
– изучение значения центральной нервной системы для поддержания гомеостазиса внутренней среды, и ее взаимодействия с эндокринной системой;
– формирование личности обучаемого как специалиста в области психологии, развитие его интеллекта и способностей.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
– ознакомление со структурными особенностями головного и спинного мозга;
– формирование представлений об основных нервных путях, соединяющих структуры ЦНС;
– понимание роли материального субстрата функций мозга;
– формирование представления о принципе структурности, как основе психологии и физиологии;
– ознакомление с основными понятиями и методами анатомии ЦНС;
– приобретение обучаемыми опыта употребления терминологией в соответствии международной анатомической номенклатурой.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы
Планируемыми результатами обучения по дисциплине являются: приобретение знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
– строение спинного мозга;
– основы рефлекса;
– серое вещество спинного мозга, белое вещество спинного мозга;
– основные восходящие и нисходящие пути ЦНС;
– онтогенез и филогенез ЦНС;
– вегетативную нервную систему;
– черепно-мозговые нервы, строение продолговатого мозга, варолиевого моста, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга, базальных ганглиев, лимбической системы, коры головного мозга.
УМЕТЬ:
– связывать формирование психических процессов с функционированием конкретного нейроанатомического субстрата;
– анализировать психические процессы на уровне отдельных нервных клеток, систем нейронов и мозга в целом.
– правильно пользоваться анатомическими атласами и схемами с применением международной анатомической номенклатуры.
ВЛАДЕТЬ:
– понятийным аппаратом анатомии цнс;
– методами анализа структуры нервной системы;
– навыками поиска необходимых знаний в медицинской и психологической литературе.
Приобретенные знания, умения, навыки и/или опыт деятельности, характеризующие формирование компетенций, осваиваемые в данной дисциплине, позволяют решать профессиональные задачи, приведенные в соответствующем перечне по видам профессиональной деятельности в п. 2.4 основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК), соответствующих видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата.
Виды деятельности:
практическая деятельность:
– способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
– способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9).
Область профессиональной деятельности обучающихся, освоивших данную дисциплину, приведена в п. 2.1 ОПОП.
Объекты профессиональной деятельности обучающихся, освоивших данную дисциплину, приведены в п. 2.2 ОПОП.