по обобщению педагогического опыта




Методические рекомендации

К проблеме изучения педагогического опыта всегда существовал повышенный интерес в отечественной педагогике. В своих трудах многие ученые рассуждали о влиянии педагогического опыта на развитие теории и практики образования (Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, С.А. Рачинский, В.В. Розанов и др.).

Педагогический опыт в «узком смысле» представляет собой такую практику, которая творчески использует всё лучшее: находки, идеи, гипотезы, решения различных педагогов, переосмысливает старые идеи в соответствии с новыми требованиями и вносит новизну, прокладывает дорогу неизвестному.

Обобщение педагогического опыта - умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности через:

- участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков,

- участие в конкурсах профессионального мастерства,

- наставничество,

-педагогические чтения,

-мастер-классы,

-публикации в СМИ и др.

Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное восхождение педагога от малоопытного специалиста до автора собственной методической разработки.

С чего же начать обобщение опыта работы?

Первое – определиться с темой опыта. Тема должна содержать тот результат, к которому вы стремитесь, т.е. соответствовать целевым ориентирам ФГОС ДО.

Рассмотрим данную схему составления темы по обобщению опыта на конкретном примере:

ФГОС ДО п. 4.6. «…ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения….», значит, тема обобщения опыта будет начинаться со слов: «Развитие речи…» (это предполагаемый результат, т.е. цель вашей работы).

Далее указываете возраст и/или категорию детей, с которыми вы работаете. Например, «….у детей младшего дошкольного возраста…» или «…у детей с ОВЗ…».

Затем необходимо обозначить те средства, при помощи которых вы достигнете поставленной цели. Например, «…..посредством театрализованной деятельности».

В конечном итоге тема будет звучать так: «Развитие речи как средство общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Таким образом, тема формулируется по следующей схеме: цель (результат) – категория детей – средство достижения результата.

Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна и результативность.

Актуальность определяется значимостью опыта для решения имеющихся проблем, его возможностью повлиять на разрешение каких-либо противоречий и трудностей.

Новизна опыта всегда относительна: то, что для одних ново, для других может быть уже используемым. Имеет смысл говорить о степени новизны, которую можно определить через сравнение опыта с уже имеющимися образцами.

Результативность опыта означает его действенность, возможность добиваться при его использовании высокого результата в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Результативность опыта характеризуется способностью оставаться новыми, не устаревать.

При обобщении опыта необходимо описать теоретическую базу опыта, т.е. изучить теоретические подходы различных учёных, изучающих ту проблему, над которой вы работаете.

В разделе «технология опыта» вы анализируете содержание опыта на соответствие тем целям и задачам, которые вы поставили перед собой; какие технологии, методы, формы и средства используете для достижения результата; описываете условия, обеспечивающие наибольшую эффективность педагогической деятельности.

Необходимо раскрыть связь полученного результата с целью, задачами и теми способами, которые вы использовали таким образом, чтобы можно было доказать, что полученные результаты зависят именно от тех действий, которые вы предпринимали.

При обобщении опыта необходимо определить возможность получения стабильно высоких результатов в той области, опыт работы в которой вы обобщаете. Например, исходя из нашей темы «Развитие речи как средство общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», педагог описывает диагностические методики, с помощью которых он выявил количественные и качественнее изменения в речевом развитии, оформляет динамику в виде таблиц, схем, диаграмм или рисунков. Если педагог в своей детальности сталкивается с какими-либо трудностями, он анализирует их.

Адресная направленность опыта предполагает ответ на вопрос: для кого рекомендован данный опыт. Например, опыт может быть использован педагогами, реализующими программы дошкольного образования.

Далее оформляем приложения, которые включают в себя: программы, конспекты, сценарии, презентации, фотографии, выступления на методических объединениях и курсах повышения квалификации в качестве лектора, данные об успехах детей, дидактические материалы, публикации в СМИ и т.д.

 

Работа над опытом включает в себя несколько этапов:

1. Выявление,

2. Изучение (осмысление),

3. Обобщение,

4. Распространение (продвижение),

5. Внедрение.

Выявить– значит обнаружить, показать, сделать очевидным. Выявление касается двух сторон - адреса и сущности опыта.

Изучение педагогического опыта - метод исследования, направленный на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки.

Исследовательская деятельность включает в себя непосредственное наблюдение педагогического процесса, научное осмысление изучаемого педагогического явления, анализ и сравнение результатов, подтверждение опыта конкретными примерами педагогической деятельности автора.

Целенаправленное, специально организованное наблюдение позволяет обнаружить характерные, повторяющиеся способы совместной деятельности педагогов и детей, приёмы их взаимодействия, логику их использования, определённые стереотипы и т.д.

Обобщить опыт – сделать выводы; выразить основные результаты в общем положении на основе изучения.

Таким образом, обобщить опыт – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых он построен; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.

Распространение – передача,пропаганда, популяризация опыта среди коллег.

Внедрение - продвижение опыта, использование, введение и использование опыта в работе коллег.

Для того, чтобы опыт вошел в профессиональную деятельность воспитателей, необходимо обеспечить реализацию определенных условий:

1. Создание у педагогов необходимой степени осведомленности об инновационной разработке - этап ознакомления.

2. Формирование знания о «новом» и культивирование интереса к нему - этап формирования знаний и интереса к «новому».

3. Формирование отношение педагогов к внедряемому новшеству - этап оценки и формирование предпочтений.

4. Поддержка первых попыток отдельными педагогами применить «новое» в своей работе - этап апробации.

5. Восприятие большинством педагогов «нового», как нормы современного состояния образовательной практики - этап окончательного внедрения.

Таким образом, для внедрения передового педагогического опыта в профессиональную деятельность воспитателя, необходимо донести его до педагога в доступном для понимания языке, в достаточно наглядной форме, подсказывающей пути и способы реализации опыта в конкретных данных условиях и пробуждающей у воспитателей желание и творческую готовность овладевать этим опытом.

 

Заявку на изучение и обобщение опыта и схему описания передового педагогического опыта можно скачать, пройдя по ссылке: https://kamchatkairo.ru/index.php/9-uncategorised/1833-peredovoj-pedagogicheskij-opyt?highlight=



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: