Обращение в сторону Каабы.




 

Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приступал к молитве, он обращался лицом к Каабе при совершении обязательных (аль-фарз) и дополнительных (ан-нафиля) молитв. [Этот факт передается через многочисленные (мутаватир) цепочки хадисов, поэтому нет необходимости останавливаться на нем подробнее, хотя некоторые из доводов, касающиеся этого вопроса, будут приведены далее].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел поступать именно так, сказав «человеку, который плохо помолился*»: «Когда ты приступаешь к молитве, тщательно соверши омовение, затем обратись лицом к Кибле и произнеси такбир» [Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж].

*[См. Приложение № 1 в конце данной книги].

 

«Находясь в пути, он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дополнительные молитвы и молитву «аль-витр» *, сидя верхом, куда бы его верховое животное ни поворачивалось» [Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж. Достоверность этого хадиса установлена в книге «аль-Ирва’ аль-Галиль» (289 и 588)].

*[Дополнительная ночная молитва, состоящая из нечетного числа рак’атов (Прим. перев.)].

 

Сюда же относятся и следующие Слова Всевышнего: «Куда бы вы ни обратились, там Лик Аллаха» (Сура «Корова», аят 115).

 

«(Иногда), намереваясь совершить дополнительную молитву на своей верблюдице, он поворачивал ее в сторону Киблы, произносил такбир и молился, куда бы она ни поворачивалась» [Абу Дауд, Ибн Хиббан в книге «Ас-Сика»(1/12), ад-Дийа’ в книге «аль-Мухтара» с хорошим иснадом. Его достоверность подтвердили Ибн ас-Сукн, а также Ибн аль-Мулаккин в книге «Хуласат аль-Бадр аль-Мунир» (22/1). Еще раньше на достоверность этого хадиса указал Абд аль-Хакк аль-Ишбили в своей книге «аль-Ахкам» (№ 1394), проверенной мной. Имам Ахмад использовал этот хадис как довод, о чём рассказал Ибн Хани с его слов в книге «аль-Маса’ил» 1/67].

 

«Он обозначал совершение поясного и земного поклонов (руку’ и суджуд), когда сидел верхом, нагибая свою голову: при совершении земного поклона он нагибал голову ниже, чем при совершении поясного поклона» [Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным].

 

«Когда он хотел совершить обязательную молитву, то спешивался и обращался лицом к Кибле» [Аль-Бухари и Ахмад].

 

Во время молитвы (совершаемой под воздействием) страха, он (да благословит его Аллах и приветствует) велел своей общине (умме) молиться «на ходу, стоя либо сидя верхом (на животном), обращаясь или не обращаясь (при этом) в сторону Киблы» [Аль-Бухари и Муслим], и он также сказал: «А если они (два войска) столкнутся в бою, то она (молитва) - это такбир и кивки головой» [Аль-Байхаки, приводящий этот хадис с иснадом, который соответствует требованиям, предъявляемым к хадисам имамами аль-Бухари и Муслимом].

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Кибла находится между востоком и западом» [Ат-Тирмизи и аль-Хаким. Они оба называют этот хадис достоверным. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (292). Это предписание относится к жителям Медины, потому что Медина расположена севернее Мекки, и если жители Медины обратятся лицом в направлении Мекки, то справа от них будет запад, а слева — восток. Этот хадис свидетельствует о том, что если молящийся находится на большом расстоянии от Каабы, то ему достаточно повернуться в направлении Заповедной мечети («аль-Масджид аль-Харам») — «Итхаф аль-Кирам» Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури (Прим. перев.)].

 

Джабир (да будет доволен им Аллах) передал: «Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находились в походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить Киблу, мы разошлись во мнениях (относительно Киблы), и каждый из нас совершил молитву в своем направлении (на Каабу). (Однако) каждый начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление (совершённой молитвы). Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили молитву не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), (но он не велел нам повторить молитву) и сказал: «Та молитва для вас достаточна» [Ад-Даракутни, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и ат-Табарани. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» 296].

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) молился в сторону Иерусалима* [а перед ним была Кааба] до того, как был ниспослан следующий аят: «Мы видели, как лицо твое обращается к небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Заповедной мечети, и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами» (Сура «Корова», аят 144).

(И) когда этот аят был ниспослан в Откровении, он повернулся лицом к Каабе. Во время утренней молитвы в мечети Куба’ к молящимся подошел какой-то человек и сказал: «Поистине, Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было ниспослано в эту ночь откровение, и ему было велено обращаться лицом в сторону Каабы, так не обратиться ли вам также в её сторону?!» (А в это время) их лица были обращены в сторону аш-Шама, и (услышав это) люди развернулись [и их имам также развернулся, чтобы обратиться лицом к Кибле вместе с ними]. [Аль-Бухари, Муслим, Ахмад, ас-Сирадж, ат-Табарани (3/108/2) и Ибн Са’д (1/234). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» 290].

 

*[Имеется в виду Отдаленная мечеть - аль-Масджид аль-Акса, находящаяся в Иерусалиме (Прим. перев.)].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: