Градостроительный замысел Мокшана.




Образ русского города 17 века, увязанный с его функциональной стороной, отражал государственную идеологию, религиозность и национальные традиции своего времени. Разрабатывались государственные каноны, которые обязаны были выполнять строители, формируя пространственный облик городов и их планировочную структуру. Существовали образцы, по которым строились города, например город Каргополь на реке Онеге, Великий Устюг на реке Сухоне, Гороховец на реке Клязьме, Тотьма на реке Сухоне. Возведенные различными воеводами города, имеют один композиционный принцип, на одной стороне монастырь или слобода, а на другой сам город, Мокшан также вкладывается в этот принцип. В стороне от центральной части города, вниз по течению Мокши, в трёх верстах в 1700 году был основан Казанский Пресвятой Богородицы мужской монастырь с церковью. Обыкновенно город располагался на высоком берегу реки, вдоль которой создавались группы площадей с ансамблями храмов, одни площади располагались ближе, а другие дальше, (Приложение 6) благодаря чему при подъезде к городу со стороны реки открывались сложные многоплановые композиции доминант, элементы этой композиции мы и сегодня можем увидеть, глядя на центр поселка, с территории школы МБОУ СОШ № 2 и других точек. По композиционному решению устройство Мокшана сходно с такими городами, как Елец, Орел, Вологда, Вязьма. (Приложение 7) Эти города располагались на мысу между двумя притоками реки. Мокшан располагался аналогично. На западе граница Мокшана очерчивала река Миневка, а на востоке ручей, текущий по Передуновскому оврагу. На мысовой части строилась крепость, к ней примыкал посад и слободы в трех направлениях.

В основе образа средневекового города была объемно-пространственная модель, облик города формировался благодаря применению единого заданного размера – модуля, которому подчинялось все пространство города, все размеры в городе были кратны модулю, при проектировании города первичной была его объемно-пространственная система, а план был вторичен. В качестве такого модуля можно рассмотреть мокшанскую крепость, с которой соразмерны основные кварталы города. Три компонента составляли образ города, рельеф местности, доминанты и рядовая уличная застройка. Неотъемлемой, главной частью города была крепость, она должна была предоставлять горожанам и жителям близлежащих деревень надежное укрытие, в случае нападения неприятеля, она являлась оплотом города. Расположение крепости определяло размеры в плане и высоту, формировало художественный облик города, предусматривалось, каким будет вид на городской ансамбль с больших дистанцийпо дорогам, ведущим к городу, какие виды откроются с главных городских улиц. (приложение 9) Город строился у реки и имел подходы к воде. Город должен был иметь вокруг пахотные и выгонные земли, достаточные для пропитания всего населения. Всё это имелось и в Мокшане. Город должен был так же иметь дикие необжитые территории, на которых можно было заниматься рыбной ловлей, бортничеством, охотой и другими промыслами. Эти куски нетронутой природы специально сохранялись не только в промысловых целях, но и как дополнительные средства защиты от внезапного нападения. С севера-запада (поселка Красное Польцо) к Мокшану примыкает большой лесной массив, который долгое время имел статус казенного леса.

Облик города уже в начале 18 века существенно изменился, из-за того, что крепость пришла в ветхость, а восстанавливать ее не было нужды, и сегодня можно только мысленно восстановить в целом образ города, в котором крепостные укрепления были одной из главных составных частей пространственной системы. Со временем в городе преобразуются доминанты, деревянные храмы заменяются каменными, хотя их местоположение, определенное при закладке города, остается неизменным. Запланированная на конец 18 века реконструкция города по регулярным планам, не везде состоялась в полном объёме, как и в Мокшане Новый принцип застройки улиц «сплошною фасадою» хорошо координировался с прямыми улицами, переулками, регулярными площадями. Предполагалась замена деревянной застройки на каменную, но попытки переустройства города не имели успеха в Мокшане, а те изменения, которые были сделаны (создана улица Планская), не нарушили художественного облика Мокшана. Дело в том, что к моменту застройки Мокшана по регулярному плану население заселяло только улицы, идущие вправо и влево от крепости (улицы слобод), и параллельную им улицу к северо-востоку и сделать там перепланировку ничто не мешало. В итоге улицу Пензенскую спрямить не удалось, а Планскую сделали прямой. Несмотря на частичную реконструкцию города, сохранилась взаимосвязь застройки с природой, храмов между собой и с застройкой, сохранился модуль города, что чувствуется в размерах кварталов, размерах застройки, в расстояниях между сооружениями, что характерно для русских городов.

Таким образом, Мокшан в числе немногих городов не был реконструирован окончательно, не потерял свой первоначальный облик. В пространственном облике Мокшана не утеряна градостроительная система, по которой возводились города в 17 веке. В современном Мокшане мы и сейчас можем видеть красивые перспективы и живописные панорамы города. (приложение 9) Центральной части Мокшана удалось избежать высотной застройки и сохранилась большая доля зданий и сооружений 19 века, которые переняли архитектурные особенности предшествующей застройки.

Несмотря на замену деревянных зданий более высокими каменными, масштаб городской застройки сохранился, замена деревянных храмов каменными повлекла за собой некоторое увеличение их размеров. Изначальный принцип расстановки зданий на местности сохранен. Большие участки при домах со значительными разрывами между постройками, сохранили, как и в древности, город «прозрачным». В разрывах между домами и над ними видны доминанты – купола храмов, вид на реку Мокшу. (Приложение 10) Виды города можно разделить на панорамные (длительного созерцания), охватывающие большие пространства, включая отрезки улиц, видимые в перспективе, и «кадры» быстрого восприятия, возникающие на близком расстоянии, в разрывах между домами или над ними. (Приложение 11)

Величавость и размеры Богоявленского собора, от которого берут свое начало основные модули застройки города, по мысли архитекторов, должны были подчеркнуть смысловой центр города. Так как в то время крепости, как основной доминанты, уже не было, основной доминантой стал Богоявленский собор. (Приложение 12) Стоит отметить, что следуя замыслу застройки архитекторы творчески осмысливали проекты будущих сооружений. Так, например, по проекту колокольны Архангельского собора должна была быть двухярусной (Приложение 13), но в реальности, поскольку церковь находилась несколько в ложбине, колокольню сделали трёхярусной, чтобы она сохраняла роль доминанты и напротив, современники отмечали, что изначально колокольню Богоявленской церкви планировали четырёхярусной, но построили трёхярусную т.к. она вполне выделялась в качестве доминанты на возвышенности (хотя говорили, что не хватило денег или их своровали).

Большое число картин города, сменяющих одна другую, возникающих при движении пешеходов по улице Мокшана, позволяет утверждать, что планировка и объемно-пространственное решение центральной части городской территории композиционно увязаны и составляют единый городской ансамбль. Трассировка улиц расположена таким образом, что изгибы улиц дают нам вид то на один, то на другой собор (или на место, где этот собор был раньше). (приложение 14) В отличие от многих других старинных городов, Мокшан сохранил не отдельные исторические ансамбли, а цельную градостроительную композицию в изначальном ее замысле.

В Мокшане можно выделить четыре, соразмерных модулям, направления застройки, имеющих ярко-выраженные доминанты, это Пешая слобода и Архангельский собор, Конная слобода и Рождественский собор, посадская часть вдоль улицы бывшей Саранской с Богоявленским собором и центральная часть города – крепость с Успенским собором. (Приложение 15) В настоящее время ряд доминант утрачены, сохранились лишь Архангельский и Богоявленский соборы, но роль доминанты центральной части города стали играть – пожарная каланча, и здание районной администрации, а доминанту Конной слободы можно смоделировать по высокой антенне на территории пожарной части (именно там стоял Рождественский собор) (Приложение 16). Подъезжая к городу с различных направлений, перед нами открываются живописные силуэты с доминантами в центре, подъезжая к Мокшану со стороны Нечаевки (раньше дорога на Чембар) перед нами предстает Архангельская церковь. Если будем приближаться к Мокшану со стороны Пензы, за много километров до Мокшана, мы увидим Богоявленский собор (и должны были бы видеть Рождественский собор). Если будем приближаться к центру Мокшана со стороны маслозавода (по дороге, идущей на Нижний Ломов), увидим живописные картины города, доминантой которой являлась сама крепость и Успенский собор в прошлом, а сегодня здание районной администрации, каланча и Богоявленский собор. Приближаясь к Мокшану по дороге со стороны села Засечное, увидим Богоявленский собор и пожарную каланчу. Удивительно, но, находясь практически в любой точке Мокшана, и сейчас можно наблюдать не менее трех церквей одновременно (с учетом пожарной каланчи и антенной на месте Рождественского собора). (Приложение 17)

Мы считаем, что несмотря на те архитектурные и градостроительные изменения, которые претерпел Мокшан, мы можем увидеть или смоделировать гениальный замысел русского города, где взгляд всегда находил крест на храме, чтобы осенить себя крестным знамением, а путники с облегчением воздавали молитвы появившимся на дорожном горизонте храмам- хранителям города и его жителей.

 

 

Заключение:

В процессе работы нам удалось вовлечь в исследование большой исторический материал по проблеме. Нами подобран большой иллюстративный ряд. В ходе работы мы пришли к следующим выводам:

- основание города-крепости Мокшан было закономерным следствием государственной политики того времени по защите южных рубежей государства и созданию условий для освоения вновь присоединенных земель на юге;

- все города-крепости, построенные в нашем крае были включены в систему оборонительных укреплений и находились в тесной взаимосвязи;

- исследования историографии вопроса и источников полностью убедили нас в правильности утвердившейся в исторической науке дате основания Мокшана – 1679 год;

- мы выяснили, что строительство крепости тщательно планировалось и руководилось правительством, то есть являлось важным государственным делом;

- планировка и строительство крепости и заселение посада происходило одновременно;

- по названию престольного праздника храма (Успение Божей матери), мы выяснили точную дату основания крепости, а значит и города Мокшана – 28 августа 1679 года;

- пришли к выводу, что каменная соборная церковь будет построена несколько в стороне от первоначальной деревянной.

- расселение по слободам было обусловлено характером службы, в результате выделились конные и пешие слободы;

- слободские порядки и правила определяли уклад жизни горожан, центрами слобод выступали церкви;

- застройка Мокшана регулировалась правилами градостроительства и исходило из практических нужд и эстетических представлений;

- генеральный план не изменил центральную линию застройки Мокшана (улица Пензенская – Советская);

- Мокшан имел градостроительный замысел, строился в соответствии с имеющимися образцами и градостроительной практики. Важную роль в проектировании города играла пространственная система, многоярусная и разделенная на соразмерные модули;

- При формировании пространственной системы большая роль отводилась доминантам (как правило, церкви) которые умело размещались в пространстве и взаимодействовали между собой и окружающим пространством;

- последующая застройка Мокшана следовала сложившемуся градостроительному замыслу (строительство каланчи, Богоявленского собора);

- Мокшан и сегодня представляет уникальный пример города, в целом сохранившем градостроительный замысел его основателей. Это может служить основанием признания за Мокшаном, исторической ценности и делает его привлекательным туристическим объектом;

Наша работа не претендует на исчерпывающее освещение вопроса основания и застройки Мокшана, но мы обозначили новые направления в исследовании Мокшана, как образца градостроения 17 века, попытались, помимо практических характеристик, дать эстетическую оценку градостроительному замыслу.

Продолжение своей работы мы видим в печатной или электронной публикации данного материала и наполнение его высокоэстетичным наглядным материалом, демонстрируя красоту и гармоничность родного посёлка. Мы хотим привлечь интерес к изучению и освоению его исторического пространства, воспитывая тёплое отношение мокшанцев к родному посёлку.

 

Источники и литература:

1. ГАПО Ф 60 Оп 1 Д 299 (спецхран №98) «Описание уездного города Мокшана»

https://personalhistory.ru/papers/kazan_stol.htm#13FirefoxHTML\Shell\Open\Command)

2. Десятни пензенскаго края. (1669-1696)., под ред. А. Барсукова., С-Петербург 1896г.

3. Полное собрание законов Российской империи. Книга чертежей и рисунков. (планы городов)., Санктпетербург 1859г (с. 421)

4. Полубояров М.С. Отказные книги Пензенского края, редакция, составление, 2003-2008 гг. (https://www.suslony.ru/Otkaznye1.htm).

5. Труды Пензенской учёной архивной комиссии. Кн 1-3.,Пенза 1903-1905гг

6. ПГМ (План генерального межевания) Пензенская губерния, Мокшанский уезд 2в.

7. Топографическое описание Пензенского наместничества. Под ред. М.С. Полубоярова., Москва 2011г (с 111-113)

8. Описание оборонительных черт Среднего поволжья и прихопёрья на рубеже XVII и XVIII вв (https://www.suslony.ru/hist_librs/zaseki.htm)

Издания справочного характера:

9. Справочная книга Пензенской губернии., Пенза 1892г.

Исследования и статьи:

10. Алфёрова Г.В. «Русские города XVI-XVII веков» М., 1989г.

11. Воронин И. Д. Саранск. Саранск, 1961

12. Алферовой Г.В. Организация строительства городов в русском государстве в XVI-XVII вв. //(Вопросы истории. 1977, № 7)

13. Ерёмин Г. Мокшанский край перед заселением //Сельская правда 1979г № 36, 37

14. Ерёмин Г. Каким был древний Мокшан // Сельская правда 1976г

15. Кадерова Татьяна Николаевна «Организация обороны юго-восточных границ Российского государства и служилые люди в Мордовском крае во второй половине XVI - XVII веков»., Саранск 2001.

16. Каменский Ю. Крепость на Мокше // Сельская правда 1979г

17. Каменский Ю. Начало межевания // Сельская правда 1979г, от 18 августа.

18. Каменский Ю. Заселение Мокшана// Сельская правда 1979г от 14 июля.

19. Котляр О.Н. Мокшан.,Саратов-Пенза, 1980г

20. Кондаков И. Под сенью эпох // Сельская правда 1979г № 30, 31, 32.

21. Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество. М., 1988. (https://fortress.vif2.ru.)

22. Лебедев М. Очерки истории Пензенского края. Пенза 2008

23. Лебедев, В.И. Легенда или быль: По следам засечных сторожей / В.И. Лебедев. Саратов, 1986

24. Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. Саратов, 1989

25. Саляев, Е. И. В истории больше многоточий, чем окончательных выводов// («Известия Пензенского государственного педагогического университета», далее: ПГПУ. 2007, №4, с.109-113)

26. Саляев, Евгений Иванович «Освоение Пензенского края в XVII веке»., Москва, 2009

27. Тверской Л.М. «Русское градостроительство до конца XVII века. Планировка и застройка русских городов., Ленинград 1953г

28. Тихомиров И.А. Строельная книга города Пензы, как материал для истории Восточной России в XVII веке// Журнал министерства народного просвещения, сентябрь С-Петербург.1908г

29. Х в о щ е в Л. А. Очерки истории Пензенского края. Пенза, 1922г

30. https://petrovsk-siti.moy.su/publ/glava_iii_sluzhba_v_kreposti_i_stepi/1-1-0-4 (Про Петровскую крепость)

 

Ссылки:

1. Тверской Л.М. «Русское градостроительство до конца XVII века. Планировка и застройка русских городов., Ленинград 1953г

2. Алфёрова Г.В. «Русские города XVI-XVII веков» М., 1989г.

3. Х в о щ е в Л. А. Очерки истории Пензенского края. Пенза, 1922г

4. Тихомиров И.А. Строельная книга города Пензы, как материал для истории Восточной России в XVII веке// Журнал министерства народного просвещения, сентябрь С-Петербург.1908г

5. Лебедев М. Очерки истории Пензенского края. Пенза 2008

6. Лебедев, В.И. Легенда или быль: По следам засечных сторожей / В.И. Лебедев., Саратов, 1986

7. Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. Саратов, 1989

8. https://www.suslony.ru/

9. Котляр О.Н. Мокшан.,Саратов-Пенза, 1980г

10. Воронин И. Д. Саранск. Саранск, 1961

11. Саляев, Е. И. В истории больше многоточий, чем окончательных выводов// («Известия Пензенского государственного педагогического университета», далее: ПГПУ. 2007, №4, с.109-113)

12. Впервые Мокшан упоминается 29 июля 1680 года в сообщении пензенского воеводы Федора Сонцова в Москву о том, что один беглец из татарского плена донес воеводе: «Крымские татаровя и калмыки и черкесы тысячи с три и больши.., проводя полон, хотят (вновь) проходить под город Пензу, к Мокшанскому под полк и под Нижний Ломов » Порфирьев С. Казанскій столъ Разряднаго приказа. Извѣстія Общества Археологіи, Исторіи и Этнографіи при Императорскомъ Казанскомъ Университетѣ. Томъ XXVIII, вып. 6. (с. 541)

13. Тверской Л.М. указ соч. (с. 88-89)

14. Алфёрова Г.В. «Русские города XVI-XVII веков» М., 1989г (с. 147)

15. Историческое описание соборных и приходских церквей. Москва 1828г (с 85)

16. там же

17. Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. Саратов, 1989 (стр 186)

18. Историческое описание соборных и приходских церквей. Москва 1828г (с 85)

 

Приложения:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: