V. Формирование новых понятий и способов действий




ЗАНЯТИЕ №5

Самооценка как символ уверенности в себе.

Ход урока

I. Организационный момент

 

Здравствуйте ребята. Очень рада вас приветствовать на уроке. Проверьте все ли у вас готово к уроку.Для плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

 

II. Повторение изученного материала

 

- Какую тему мы с вами изучаем? (Личность подростка)

- Раскройте смысл понятия ЛИЧНОСТЬ. (Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений)

Мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен. Это время второго рождения личности.

- Как вы думаете, почему? (Идет формирование подростка как личности, его характера)

- Что такое характер? (Совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности)

- Что вы можете рассказать о характере?

- Скажите, а характер врожденный? (Нет.Он формируется по мере взросления)

- А что врожденное? (Темперамент)

- Какие виды темперамента вы знаете? Дайте характеристику каждому виду.

 

III. Актуализация знаний

Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя – в мирсвоих мыслей, чувств, переживаний.

 

" Кто я?", "Каков я?", "Что я могу?" – спрашивает себя подросток; и это уже иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.

 

Важной стороной самосознания является самооценка.

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент из передачи «Ералаш» серия «Необыкновенный концерт». Вам надо будет описать характер героя фильма.

 

https://yandex.ua/video/preview/12418205558485898441

- Кто является главным героем фильма?

- Как вы думаете, какая мечта была у мальчика? Как вы это определили?

- Как вы думаете, почему мальчик боится выйти на сцену? (не уверен в себе, его пугает внимание людей)

- Каких черт характера ему не хватает для достижения своей мечты: стать артистом?

- Как этот мальчик оценивает себя как личность, если боится предстать перед другими людьми, показать свои таланты? (низко)

- Как называется оценка личности самой себя, своих возможностей качеств и места среди других людей? (Самооценка)

- Самооценка один из показателей становления личности подростка.

- Что же мы с вами должны сегодня исследовать науроке, сформулируйте тему урока.

IV. Постановка учебных задач

 

- Так как мы будем исследовать самооценку подростка, я прошу вас сформулировать проблему, над которой мы с вами будем работать. Проблема «Какое значение играет самооценка в жизни подростка»

Для того, чтобы решить нашу проблему, мы должны затронуть следующие моменты:

1. Самооценка подростка

2. Кто и что влияет на самооценку подростка

3. Самовоспитание

V. Формирование новых понятий и способов действий

 

1. Самооценка

 

Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрастепроисходят физиологические и психологические изменения, формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. А поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

Так что же такое самооценка?

Итак, самооценка - это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков

Из чего же складывается самооценка подростка? (Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним)

Правильная самооценка является необходимым условием развития личности, правильной ориентации ее в своих силах, умениях и способностях.С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности.

Не зря, величайший немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете говорил:«Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Чаще всего используются следующие определения:

· Завышенная самооценка

· Объективная самооценка

· Заниженная самооценка

 

Завышенная самооценка – это склонность личности переоценивать себя, приводящая к конфликтам с окружающими.

Заниженная самооценка – это склонность личности недооценивать себя, ведущая к чувству неуверенности, тревожности, безынициативности.

Объективная самооценка –это склонность личности оценивать себя адекватно относиться к своим успехам и неудачам, ведущая к самоуверенности.

 

- А какую самооценку имеет наш мальчик из Ералаша?

Личность с заниженной самооценкой очень чувствительный и ранимый. Его ни в коем случае нельзя назвать неудачником, нытиком. Он умел играть на скрипке, петь разными голосами, выбивать чечетку. Может он и фокусы умел показывать или стихи читать, но стеснялся.

- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т.д.)

- Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).

- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).

 

Физминутка. Ребята давайте сделаем небольшую паузу в нашей работе, чуток отдохнем, разомнемся.

 

2. Кто и что влияет на самооценку подростка

 

Подростковый период очень сложный, но необычайно важный период для становления личности человека.

Так что или кто же влияет на самооценку подростка?

Семья. Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых. А когда родители постоянно ругают подростка, говорят ему, что он неумеха, что все у него не так, самооценка падает. Подросток становится уязвимым, подавленным. Для самоутверждения он может начать курить, выпивать спиртные напитки, грубить родителям и окружающим.

Школа. Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности.

Сверстники. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов. И когда над подростком смеются сверстники, он глубоко страдает. В результате такие подростки стесняются, испытывают чувство неловкости в обществе. Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себя решения.

3. Самовоспитание

В подростковом возрасте психика ещё очень подвижна, поэтому психологи рекомендуют подросткам заняться своим самовоспитанием. Что такое самовоспитание?

Познакомимся с некоторыми методами самовоспитания, предложенными ученым Михаилом Иосифовичем Станкиным

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяется самоприказ, когда человек ясно видит свои недостатки, по никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению.

Самовнушение помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими, представлять собой категорическое и обязательно положительное утверждение: «Я уверен в себе», «Я сделаю это»

Самоодобрение В случаях даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря себе: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось

Самостимуляция в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!».

Таким образом, роль самооценки в формировании, становлении личности весьма высока. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. В подростковом возрасте очень важно определить самооценку личности, и повысить ее в этом возрасте значительно легче, чем будучи взрослым.

VI. Рефлексия

- О чем мы сегодня говорили? (Самооценка подростка, кто и что влияет на самооценку подростка, самовоспитание)

- Что такое самооценка?

- Кто и что влияет на самооценку подростка?

- Что такое самовоспитание?

Итак, какую роль играет самооценка в жизни подростка?

 

1. Самооценка - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков.

2. С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности.

3. В результате самооценки появляется потребность в самовоспитании.

 

Самооценка и развитие личности имеет очень важное значение не только для самого человека, но и для его близких, играет важную роль в построении отношений человека с окружающими его людьми. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. В подростковом возрасте очень важно определить самооценку своей личности, потому что повысить ее в этом возрасте значительно легче, чем, будучи взрослым.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: