Рецензия
на монографию А. Кузьмина «Падение Перуна: (Становление христианства на Руси)»
Выполнила:
студентка 1 курса
финансово-экономического факультета
группы 13 Экон (б)-3
Горбачева Алина
Проверила:
кандидат исторических наук
доцент кафедры истории
Жайбалиева Люция Турсунгалиевна
Оренбург 2013г.
Оглавление
1. Сведения об авторе…………………………………………………...………3
2. Введение……………………………………………………………………….4
3. Анализ содержания работы по главам………………………………………6
3.1. Корсунское сказание и десятинная церковь………………………….6
3.2. Между Римом и Константинополем……………………………...…..9
3.3. Миссия Кирилла и Мефодия к подунайским славянам……………12
3.4. «Русские письмена» из Жития Кирилла.………………………..…..15
3.5. Варяги в христианизации Руси………………………………………16
3.6. Распространение христианства на Руси…………………………….18
3.7. Организация ранней русской церкви………………………..………19
4. Список источников……………………………………………………….…20
5. Заключение………………………………………………………………..…21
Сведения об авторе
Апполон Григорьевич Кузьмин родился 8 сентября 1928, село Высокие Поляны, Рязанская область. Советский и российский историк, публицист, общественный деятель. Автор работ о происхождении Древней Руси. Занимал позиции антинорманизма.
В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Н. Тихомирова переехал из Рязани в Москву и вошёл в состав рабочей группы Института истории АН СССР по публикации ПСРЛ.
Затем в конце 1960-х гг. по рекомендации академиков Б. А. Рыбакова и И. Д. Ковальченко Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала «Вопросы истории», совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ. В этот период активно участвовал в различных дискуссиях по ключевым проблемам российской истории (этногенез славян, происхождение Древнерусского государства, изучение русского летописания, подлинность «Слова о полку Игореве» и др.).
В 1975 году по приглашению профессора Д. С. Бабурина он перешёл на работу в МГПИ им. Ленина, где проработал почти 30 лет и подготовил несколько десятков докторов и кандидатов исторических наук.
Также он является автором ряда концепций, связанных с изучением этногенеза индоевропейцев и славян, древнерусского летописания, «варяжской», «норманнской», «русской» и «хазарской» проблем, происхождения Древнерусского государства, типологии первичных форм социальной организации индоевропейских народов, истоков русского христианства и крещения Руси, проблемы диалектики взаимоотношений «Земли» и «Власти».
В начале 2000-х годов Кузьмин приехал в Рязань на отдых и лечение к своей старшей дочери Ирине. Скончался 9 мая 2004 года от заражения крови в Рязанской областной больнице.
Введение
На сегодняшний день актуальными являются такие темы, как история христианства и, в частности, крещение Руси. Смена верований в крупнейшем государстве средневековья, привлекает внимание и светских историков, поскольку религия в древних обществах неразрывно связана с культурой.
В истории часто бывает так, что о событиях, вроде бы всем известных, в действительности мы знаем очень мало. Это происходит по тому, что для потомков они значат больше, чем для современников, или же потомки их иначе воспринимают. Подправляя сведения о деяниях прошлого, они подтягивают их под собственные представления и желания. Например, борьба за наследство редко обходится без искажения истины, даже если искажения и не осознается. Расхождения между специалистами возникают как из-за разного понимания источников, так и вследствие неодинакового осмысления исторических процессов. Разобраться в противоречиях, отделить существенное от несущественного можно лишь с помощью истинной методологии, которой так же можно овладеть лишь вместе с изучаемым материалом. Принципиальное значение при этом имеет исходная точка поиска: идти ли от источника, или же от проблемы. Можно заметить, что при том и другом подходе выводы получаются совершенно разными. И дело в том, что, следуя за источником, легко как бы стать на его точку зрения и просмотреть действительно важное. Постановка же проблемы обязывает шире смотреть на сам источник, учитывать условия его происхождения, полнее использовать уже открытые законы развития общества.
Цель, которую ставит перед собой автор: изучить пути проникновения христианства в Киевскую Русь, а именно, понять, как именно христианство было усвоено народом, в какой мере оно повлияло на его мировоззрение и психологию, что оно само усвоило из предшествующих верований, что стремилось преодолеть.
Автор монографии ставит перед собой задачи:
1) Детально рассмотреть историю христианства;
2) Рассмотреть противоборство разных в нем течений;
3) Отыскать следы неортодоксальных течений в действительности IX—XI веков.
Автор книги, ставит ряд новых проблем истории Древнерусского государства. В книге также разоблачаются идеологические спекуляции Запада вокруг истории нашей страны. Для ответа на многочисленные вопросы необходимо мобилизовать весь доступный материал. И пойти целесообразно традиционным путем: посмотреть, что сделано предшественниками, какие вопросы вызвали наибольшие разногласия, чем эти разногласия вызваны и каким путем их можно преодолеть. При этом приходится с сожалением констатировать, что монографических исследований по истории распространения христианства на Руси, по существу, нет. Лишь в самых общих чертах говорилось об особенностях древнерусского христианства. А это конечно, и есть кардинальный вопрос.
Разрешению этих вопросов и посвящаются ниже следующие главы.
Глава 1. Корсунское сказание и Десятинная церковь.
Десятинная церковь (первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром) была разрушена в 1240 году, но на ее развалинах воздвигли церковь Николы Десятинного. После Владимира «происходил процесс возвращения к греческим порядкам и постепенное снижение значения Десятинной церкви». Автор рассматривал, что именно из «Корсунского» усваивалось на Руси. В этой связи могут иметь значение время и условия сложения Корсунского сказания, поскольку отношения Руси с Корсунью менялись от враждебных к дружественным.
О тесной связи с Десятинной церковью свидетельствует и внелетописное «Слово о том, как крестился Владимир, возмя Корсунь» — источник известного нам летописного текста. Именно в Десятинную церковь были вывезены святыни.
Не исключено, что на версии корсунского сказания настаивали те самые корсунские попы, которые были выведены Владимиром и заняли, очевидно, вполне приличные места в создающейся иерархию. Возможно также влияние конкретной политической ситуации, когда надо было занять определенную позицию по отношению к городу, постоянно заявлявшему о своих особых интересах в рамках Империи. В 60—80-е годы XI столетия отношения Корсуня с Империей были напряженными. Таким образом, Корсунское сказание даже и по своей внешней направленности не является прогреческим, поскольку поддержка корсунских традиций означала в это время вызов грекофильским настроениям, очевидно, распространенным не только среди окружавшего митрополичий стол греческого духовенства, но и у определенной части собственно русских властителей и политиков. После монгольского завоевания Владимир получил статус «святого».
В концепции Десятинной церкви проступает и даже выходит на первый план, так же как у Илариона, этнический момент: Русь величественна и языческая, и христианская. Естественно поэтому, что греческое духовенство на Руси должно было принимать версию Жития и бороться с линией Илариона и Десятинной церкви. Следует иметь в виду, что полемика в рамках какой-то общепринятой идеологии редко выливается в прямое осуждение, обвинение в ереси и т. п. Чаще оппонента пытаются скомпрометировать косвенным образом, даже и не упоминая о действительной сути расхождений. После разрыва церквей в 1054 году митрополии, подчиненные Константинопольскому патриаршеству, должны были включиться в полемику. На Руси никакого энтузиазма в этом отношении не наблюдается. Но и сопротивление курсу Константинополя неизбежно выливается во множество оттенков.
Как специфику корсунского христианства В. Г. Брюсова оценила ветхозаветную тематику Софийского собора в Новгороде, куда некоторые корсунские традиции могли быть занесены с так называемым корсунскими древностями». В данном случае не имеет особого значения конкретный источник: пришли ли эти традиции с Иоакимом-корсунянином или же оказались вывезенными во время похода Владимира Ярославича на греков в 1043 году. Важнее другое. Ветхозаветная, тематика, выходя за рамки византийского канона, имела широкое хождение в Европе IX—X веков, причем обращение к ней вызывалось разными причинами. Она держалась обычно у тех церквей и течений в христианстве, которые сопротивлялись усилению иерархии как Константинополя, так и Рима. Так, подчеркнутое внимание к ветхозаветной тематике отличало ирландско-британскую. Подобные акценты можно обнаружить и в кирилло-мефодиевской традиции.
Десятинная церковь в XI столетии оказывается притягательным центром мощного идейного течения, противостоящего византийской ортодоксии. Ратуя за полную самостоятельность русской церкви и непосредственную связь русского христианства с учением святых отцов, клирики Десятинной церкви в то же время постоянно питались сочинениями и идеями, приходившими из славянских стран, прежде всего тех областей, где более и долее всего сохранялось влияние кирилло-мефодиевской традиции. Идейная борьба в XI веке не сводилась, однако, лишь к византийскому и собственно русскому началу. И то и другое направление дробилось, разветвлялось, отступало в одном ради, сохранения другого. Византинизм не сумел полностью победить в домонгольский период. Но он все-таки получил определенный перевес по сравнению с традицией Десятинной церкви и другими невизантийскими течениями. Объяснить, почему это могло произойти, непросто. Во всяком случае, такого рода явления не могут быть поняты без самого внимательного учета международной ситуации, без обращения к тем очагам, которые на протяжении длительного времени подпитывали специфические представления на Руси.
Итак, за разъяснением многих специфических особенностей раннего русского христианства надо обращаться к Моравии, вообще землям подунайских славян, где развертывалась деятельность Кирилла и Мефодия. Для понимания же религиозной ситуации на Дунае необходим еще более глубокий экскурс в историю распространения здесь христианства.
Глава 2. Между Римом и Константинополем.
В данной главе автор рассматривает борьбу Рима и Константинополя. Соперничество этих крупнейших центров предполагает наличие объектов, за которые идет борьба. В первую очередь это земли, входившие в состав Римской империи. Также объектом борьбы становились все народы после великого переселения, которые приняли христианство или которым его можно было навязать.
Христианство зародилось в условиях кризиса Римской империи, который в общих чертах изложил Ф.Энгельс: во-первых, вместо сословного деления установилось простое различие между римскими гражданами и не гражданами или подданными государства; во-вторых, вымогательства от имени Римского государства; в-третьих, римские судьи выносили свое решение на основе римского права, а местные общественные порядки оставались тем самым недействительными.
Население разделялось на три класса: богачи, крупные землевладельцы и огромная масса рабов. Материальной опорой правительства было войско, а моральной опорой – всеобщее убеждение. Всеобщему бесправию и утрате надежды на возможность лучшего порядка соответствовала всеобщая апатия и деморализация. Существование заполнялось стяжательством и наслаждением богатством, сплетнями и интригами. Такого было материальное и моральное состояние. Люди искали освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния. Утешение должно было выступить в религиозной форме. Во время этого всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения и выступило христианство. Оно вступило в противоречие с остальными религиями. Оно не знало никаких обрядов, жертвоприношений. Отрицая все национальные религии, оно становится первой возможной мировой религией. Христианство стало предпосылкой духовного спасения. Оно создало форму внутреннего спасения от испорченного мира, утешения в сознании, к чему все стремились.
Христианство распространялось довольно быстро среди разных народов и социальных слоев Империи. Создание церковной организации, возникновение иерархии внутри христианства уже само противоречило основополагающим идеям о равенстве всех представителей человеческого рода. С этими противоречиями христианство вступает в двухтысячелетнюю историю. По мере его распространения менялось отношение к богатству. Хозяйственная деятельность выходила на первый план.Именно хозяйственная деятельность на первых порах создала штат диаконов, кладовщиков, надзирателей- епископов. Епископат изначально придерживается более трезвых, рациональных взглядов хотя бы в силу необходимости решения практических вопросов ведения хозяйства и установления отношений с властью и другими общинами. Борьба за влияние придает этим расхождениям и принципиальный характер: на протяжении всей истории церковь будет бороться с тем, что называется «вневероисповедной мистикой». Мистика часто претендует на роль особой формы научного знания. Есть у мистики и другая сторона: она обычно направлена против церковной организации.
Христианство распространялось с Востока на Запад. Рим стал претендовать на первенство в христианской церкви, поскольку здесь была столица Империи. Эти притязания поддерживались и некоторыми императорами, даже остававшимися враждебными по отношению к христианству. С переносом столицы на Восток в город Константинополь – притязания Рима разбиваются о реальную мощь восточных епископов и митрополий. Митрополии – высшее звено церковной иерархии. Таковыми были Рим, Константинополь и Иерусалим. Позднее они станут центрами самостоятельных патриаршеств. Священной книгой считался Ветхий завет, который не принимали некоторые христианские общины. Отбирался Новый Завет. Далее события складывались так, что значение Рима падало. Политическое преобладание остается за Константинополем, а Италия становится добычей варваров. На востоке императорская власть помогла церкви укрепиться в качестве господствующей, но и вынудила ее признать примат светской власти над церковной. На западе светская власть побуждала церковь возвысится над этой неэффективной властью. Для раннего христианства неизменно сложной была проблема установления субординации единого бога и его сына Христа. На Востоке распространялось Арианство, оно было спутником рационализма, реликтом античного наследия. На западе ни то, ни другое не могло дать преимущество арианству. В Константинополе ситуация менялась. В Империи получило распространение монофизитство, отрицавшее двойную природу Христа в пользу единого, божественного. Оно использовалось ради обособления от Константинополя. Христианство распространялась в Британии и Ирландии. Но в ходе варварских завоеваний на континенте во многих районах христианство было оттеснено язычеством, тогда как острова, прежде всего Ирландия, оставались недосягаемыми для внешних военных вторжений. Ирландия находилась в хорошем положении. Этот остров избежал римской оккупации и он стал прибежищем для гонимых еретиков. Ирландская церковь была на подъеме. Рим не выдержал конкуренции. Так же монастыри были центрами религиозной жизни.
Явное предпочтение, оказавшееся ирландцами Константинополю вызвалось политическими соображениями, необходимостью отыскания союзников в обострившейся борьбе против притязаний Рима. В спорах Рима и Константинополя ирландская церковь стояла ближе к последнему.