Участники конференции высказали озабоченность по ряду вопросов.




РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «современное педагогическое образование:

Проблемы и перспективы»

14 – 15 марта 2013 г., г. Тюмень

Организационным комитетом были определены следующие направления работы конференции:

· цели, ценности, смыслы педагогического образования. «Образ» современного педагога, модель педагога в информационном обществе;

· концептуальные подходы, принципы, содержание, методы, технологии подготовки педагога в аспекте реализации новых ФГОС высшего профессионального, дошкольного и школьного образования;

· проблема эффективности подготовки педагогов в современных образовательных учреждениях разных типов, в том числе в условиях двухуровневой системы обучения;

· современные инновационные технологии в педагогическом образовании;

· специфика подготовки педагогов в классическом университете;

· непрерывное педагогическое образование: повышение квалификации и поисковая деятельность учителя в аспекте инновационной работы школы и самообразования;

· психологические аспекты подготовки современного педагога.

В выступлениях на пленарном заседании, круглом столе, практико-ориентированных площадках, секциях и мастер-классах констатировалась острая необходимость обновления педагогического образования, обсуждались требования к педагогам новой формации, формулировались общие направления совершенствования общепедагогической подготовки специалистов для работы в системе начального и общего образования, предлагались модели непрерывного педагогического образования.

К числу позитивных моментов на современном этапе развития системы российского образования участники конференции относят следующие:

· педагогическое образование сегодня приобретает стратегическое значение как субъект социальной активности, целью которого является не только подготовка педагогических кадров в соответствии с требованиями современного динамично изменяющегося общества, но и обеспечение устойчивого развития общества через активно-преобразующую деятельность педагога;

· переход высшего педагогического образования на уровневую структуру (бакалавриат, магистратура) и реализация компетентностного подхода способствуют повышению мобильности выпускников педагогических вузов;

· описание результатов педагогического образования на «языке» компетенций делает результаты диагностичными, ведёт к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций высшего профессионального педагогического образования;

· усилиями государственных и муниципальных властей в лучшую сторону меняется социальное положение педагога (повышение зарплаты, строительство жилья и т.п.).

Участники конференции высказали озабоченность по ряду вопросов.

1. Стратегическая неопределённость общей линии реформирования системы педагогического образования приводит к появлению некачественного образования на рынке образовательных услуг в регионах.

2. Социальный статус учителя в глазах выпускников не выдерживает конкуренции со статусом работника банка, служащего коммерческих структур, сотрудника государственной службы.

3. Система подготовки педагогов существенно отстаёт от требований времени. В учебниках по педагогике продолжают насаждаться традиционные, линейные, механистические представления об образовании. Теоретические методы обучения преобладают над практическими.

4. Контингент абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, отличается слабым уровнем общеучебных умений, что приводит к низкой адаптивности к обучению в вузе.

5. Недостаточна подготовка студентов к педагогической коммуникации, к живому общению с воспитанниками на основе продуктивного творческого взаимодействия в условиях учебной и внеучебной деятельности.

6. В целом слаба адаптация выпускников к современным и перспективным требованиям к образованию, к его современным методам и технологиям. Выпускники, проработав непродолжительное время в системе образования, покидают её.

7. На естественнонаучных факультетах университетов отсутствует серьёзная психолого-педагогическая подготовка студентов к организации образовательного процесса в условиях современного образования.

По итогам состоявшихся обсуждений, обмена опытом и конструктивной дискуссии участники конференции предлагают определить следующие приоритеты в педагогическом образовании в сфере образовательной политики:

1) необходима разработка общей стратегии реформирования педагогического образования;

2) требуется создание интегративных структур педагогического образования, которое целесообразно базировать в классических или педагогических университетах, где ведётся фундаментальная подготовка специалистов, происходит интеграция науки и образования, существует мощная лабораторная база для подготовки учителей, преподаватели включены в интернациональное профессиональное сообщество, есть возможность знакомиться с лучшими исследовательскими инструментами и дидактическими методами и внедрять их в научную и образовательную деятельность;

3) должна быть энергично продолжена социально ориентированная политика повышения статуса профессии педагога, прежде всего с целью привлечения в образование молодых, талантливых выпускников высшей школы;

4) следует возродить некоторые ранее существовавшие формы подготовки педагогов, в частности, целевой приём, наставничество, стажёрскую практику;

5) требуется создание эффективного регионального комплекса непрерывного профессионального образования, включающего уровни среднего, высшего, послевузовского образования;

6) целесообразно создание Центра непрерывного педагогического образования на базе классического университета, работа которого будет основана на сочетании фундаментальной теоретической и практикоориентированной методической подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

7) актуализируется в условиях информационного общества формирование информационно-телекоммуникационной сети открытого педагогического образования.

В сфере общепедагогического образования необходимо:

1) расширять подготовку специалистов в сфере воспитания, в том числе для работы в условиях сельского социума, лиц девиантного поведения, мигрантов, людей с ограниченными возможностями, одарённых детей;

2) формировать инновационные кластеры педагогической компетентности на основе интеграции вузов, ведущих подготовку педагогов;

3) актуализировать тематику научных исследований, связанных с педагогическим обеспечением процессов модернизации дошкольного, общего среднего и высшего образования;

4) обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов и преподавателей; направлять их в ведущие зарубежные научные школы, центры повышения квалификации; привлекать ведущих иностранных специалистов к педагогической и научной деятельности в университете;

5) создать условия для реализации принципа индивидуализации в системе образования, построения индивидуальной траектории профессионального образования как бакалавра, так и магистра, не только в образовательной среде вуза, но и в пространстве города и региона;

6) развивать систему тьюторства как необходимого условия социально-педагогического сопровождения и систему психологического сопровождения студента в образовательной среде вуза. Обеспечить научно-методическое сопровождение новых образовательных программ и технологий с учётом психологических особенностей студентов;

7) повысить качество предметной и методической подготовки будущих учителей, работников дошкольного, общего и дополнительного образования. Усилить практикоориентированную составляющую в подготовке будущих учителей;

8) совершенствовать систему самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов с учётом возможностей информационно-насыщенной среды;

9) развивать систему дополнительного образования, способствующую личностному росту учащихся школ и студентов, удовлетворению запросов населения региона;

10)ориентировать педагогическую практику студентов на развитие способности реализовать современные функции педагога в условиях информационного общества, погружение студентов в теорию и практику педагогической инноватики, что создаст благоприятные условия для расширения диапазона профессиональных возможностей, профессионального кругозора, формирования восприимчивости к оригинальным педагогическим идеям, подходам и технологиям;

11)усилить роль экологического образования и воспитания, что связано с необходимостью для современного педагога владеть умениями создания благоприятных условий для формирования экологической культуры обучающихся и организовать продуктивное эколого-педагогическое взаимодействие всех субъектов образовательно-воспитательного процесса и всех социальных партнёров образовательного учреждения;

12)развивать смыслоориентированные компетенции в процессе общепедагогической подготовки учителей, что является необходимым условием для их «работы» с нравственно-ценностной сферой учащегося;

13)формировать готовность будущих учителей к активной работе в условиях инновационного характера образования, в электронной информационной среде;

14)ориентировать современное педагогическое образование на развитие у студентов заинтересованности и потребности в самоизменении, становлении как профессионала, способного к построению своей деятельности, саморазвитию.

В системе педагогического образования различных профилей подготовки необходимо:

1) развивать систему профильного предвузовского образования на базе университетов и академий с ориентацией учащихся старших классов на выбор различных соответствующих профилей обучения;

2) вовлекать одарённых школьников в проведение научных и интеллектуальных мероприятий вузов. Расширять число статусных олимпиад, всероссийских и международных интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий, проводимых с участием университета, направленных на выявление и поддержку одаренных детей; интеллектуальных и творческих состязаний;

3) преодолеть систематический дисбаланс технократических и гуманитарных ориентиров и приоритетов в образовании;

4) развивать систему дополнительного образования, способствующую личностному росту учащихся школ и студентов, удовлетворяющую запросы населения региона;

5) признать комплексный междисциплинарный характер проблемы здоровья. Осуществить массовые исследования основных индикаторов здоровья для оценки эффективности проводимой здравоохранительной и образовательной политики. Определить здоровьесберегающие свойства образовательных технологий в качестве одного из базовых критериев её принятия – непринятия;

6) восстановить систему валеологического сопровождения в образовании. Обеспечить научно-методическое сопровождение новых образовательных программ и технологий с учётом психофизиологических и психологических возможностей обучающихся. Расширить штат возрастных физиологов, педиатров;

7) реабилитировать статус квалификации «учитель музыки» и музыкального педагогического образования как необходимого условия повышения общей и музыкальной культуры школьников, что требует переоценки роли предметов художественно-эстетического образования в структуре общего образования на всех ступенях его развития; обновить содержание, методы и технологии подготовки педагога системы художественного образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: