УТВЕРЖДАЮ
Ректор университета
А.В. Лагерев
«_____» _______________2007 г.
Управление техническими системами
РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Методические указания
к выполнению лабораторной работы № 2
для студентов очной и вечерней форм обучения специальности
150200 – «Автомобили и автомобильное хозяйство»
БРЯНСК 2007
УДК 629.113
Управление техническими системами. Разработка элементов автоматизации управления процессами текущего ремонта автотранспортных средств: методические указания к выполнению лабораторной работе № 2 для студентов очной и вечерней форм обучения специальности 150200 – «Автомобили и автомобильное хозяйство». – 2-е изд., перераб. и доп. – Брянск. 2007. – 10 с.
Разработал: С.М. Загоруйко,
Канд. техн. наук
Рекомендовано кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» (протокол №5 от 07.06.07)
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
Цель работы – приобрести практические навыки в разработке элементов автоматизации сбора и обработки информации в управлении процессами текущего ремонта (ТР) автотранспортных средств в условиях автотранспортных предприятий (АТП).
Задачи работы:
- изучить теоретические сведения об автоматизированных системах управления процессами технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств в условиях автотранспортных предприятий (АТП);
- уяснить значение автоматизации сбора и обработки информации в управлении процессами технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р);
- разработать структуру базы данных “Ремонтный листок”;
- создать базу данных “Ремонтный листок” в системе управления базами данных Microsoft Visual FoxPro 5.0;
- ввести записи в базу данных из бумажных форм документов;
- разработать электронную форму документа “Ремонтный листок” в системе управления базами данных Microsoft Visual FoxPro 5.0;
- разработать программу управления электронным документом “Ремонтный листок”;
- разработать программу для одной из функций управления процессом ТР (по указанию преподавателя);
- проанализировать эффективность применения разработанных элементов АСУ для управления процессами ТО и ТР.
Продолжительность лабораторной работы – 4 часа.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Одним из направлений повышения эффективности управления процессами технического обслуживания и ремонта автомобильного подвижного состава является создание автоматизированной системы управления. Автоматизированной системой (АС) согласно нормативным документам является система человек-машина, обеспечивающая эффективное функционирование объекта, в которой сбор и переработка информации необходимы для реализации функций управления, осуществляется с применением вычислительной техники и средств автоматизации.
При создании АС серьёзное внимание уделяется объекту управления. Под объектом управления понимается совокупность технологического оборудования и реализуемого на нём по соответствующим регламентам процесса производства. Кроме того, в объект управления входят организационные, экономические, финансовые процессы. К технологическому оборудованию относят:
· технологические агрегаты;
· установки;
· группы станков, реализующих самостоятельный процесс;
· отдельные участки и весь производственный процесс предприятия.
Совокупность автоматизированной системы и объекта управления называется автоматизированным комплексом (АК).
Приведенное определение АС (далее – система) указывает на наличие в составе системы:
· современных средств сбора и обработки информации;
· человека как субъекта труда, принимающего участие в оценке выработки решений по управлению;
· реализация в системе процесса обработки технологической и технико-экономической информации;
· цели функционирования системы, заключающиеся в оптимизации работы объекта по заданному критерию управления.
Критерием управления могут быть технико-экономические или технологические показатели. Автоматизированная система является системой управления объектом, если она реализует управление в темпе протекающих на объекте процессов и если в выработке и реализации управляющих решений участвует вычислительная техника, специальные технические средства и человек-оператор. В состав системы входят следующие базовые элементы:
1. Техническое обеспечение, включающее:
· комплекс средств вычислительной техники (ЭВМ верхнего уровня, ЭВМ нижнего уровня, рабочее место оператора, каналы связи и запасные элементы и приборы);
· специальный комплекс технических средств (локальные средства регулирования, средства получения информации о состоянии объекта управления, исполнительные устройства, датчики и устройства контроля и наладки технических средств).
2. Программное обеспечение, включающее:
· общее программное обеспечение – операционные системы, локальные и глобальные сети и комплексы программ технического обслуживания специальных вычислительных средств;
· специальное программное обеспечение – так называемые организующие программы и программы, реализующие алгоритмы контроля и управления.
3. Информационное обеспечение, включающее:
· внемашинную информацию – система классификации кодирования и все исходные данные.
· внутримашинную информацию – информационная база и информационные потоки.
4. Организационное обеспечение, включающее инструктивно-методические материалы и оперативно-обслуживающий персонал.
5. Математическое обеспечение.
6. Лингвистическое обеспечение.
7. Правовое обеспечение.
Функции системы
При создании системы после определения проблемной ситуации в первую очередь определяются конкретные цели функционирования системы. Такими целями могут быть:
- экономия топлива, сырья, материалов и других производственных ресурсов;
- обеспечение безопасности функционирования объекта;
- повышение качества выходного продукта или обеспечение заданных значений параметров выходных изделий;
- снижение затрат живого труда;
- достижение оптимальной загрузки оборудования;
- оптимизация режимов работы технологического оборудования.
Под функцией системы понимают совокупность действий системы, направленных на достижение определённой частной цели управления. Совокупность действий системы представляет собой последовательность операций и процедур, выполняемых частями системы. Необходимо отличать функции системы от функций управления.
Функции системы:
1) защитные – реализуют защиту оборудования и человека во внештатных ситуациях. Они включают:
· технологическую защиту;
· аварийную защиту;
2) управляющие – результатом работы этих функций является выработка и реализация управляющих воздействий на объект управления. К управляющим функциям относятся:
· регулирование и стабилизация отдельных параметров;
· однотактное логическое управление;
· программное логическое управление;
· оптимальное управление режимами;
· адаптивное управление;
3) информационные – реализуют сбор, обработку и представление информации о состоянии автоматизированного объекта оперативному персоналу или передача этой информации для последующей обработки. К информационным функциям относятся:
· измерение параметров;
· контроль параметров;
· вычисление параметров;
· формирование и выдача данных оперативному персоналу;
· подготовка и передача информации в смежные системы управления;
· обобщённая оценка и прогноз состояния автоматизированного комплекса и оборудования.
4) вспомогательные.