Большие преобразования в 1930-е гг. произошли в культурной сфере Вологодчины. В крае было много сделано по ликвидации неграмотности, развитию дошкольного, начального, среднего и высшего образования.
В 1931 – в области введено всеобщее начальное обучение. Значительно расширилась сеть культурно-просветительских учреждений, получила развитие художественная самодеятельность [3].
Быстро распространялось образование среди взрослого населения. В предвоенные годы полностью завершается ликвидация неграмотности. В 1939 году по области работало 165 вечерних общеобразовательных школ для взрослых (неполных средних и средних), в которых обучалось свыше 12 тысяч человек. Кроме того, на промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах была широко развернута техническая и агрономическая учеба, работали школы и курсы по подготовке колхозных кадров и т. д. Тысячи кружков и курсов различного рода давали широкую возможность рабочим и крестьянам поднять свой общеобразовательный и культурный уровень.
В 1939 году была осуществлена широкая кинофикация районов области. В городах Вологде, Череповце, Великом Устюге, Грязовце, Тотьме, Устюжне и Вытегре были открыты стационарные кинотеатры. Кино приобретало все большее значение в борьбе за повышение культурного уровня советских людей [9].
В то же время начались гонения на религию и церковь, ограничивалась свобода творчества, культурный процесс жестко контролировался партийно-государственными органами [3].
Гонения на церковь.
Сотни священнослужителей и членов их семей были уничтожены без суда по сфабрикованным обвинениям. Всем арестованным, как правило, выдвигалось стандартное обвинение: «за организацию и руководство антисоветской группой церковников, контрреволюционную агитацию, распространение провокационных слухов».
Многие священнослужители значатся в списках репрессированных по два раза: в начале 1930-х годов получили по 3-5 лет ссылки или лагерей, а в 1937-1938 гг. их настигала высшая мера наказания. Когда начались массовые репрессии, их легче было «повязать» – они уже привлекались «за контрреволюционную агитацию». Арестовывали, невзирая на возраст. Так, например, священнику Юнееву Павлу Викторовичу, проживавшему в дер. Перебытино Сокольского района, в момент задержания было 80 лет [4].
Таким образом, культурная революция шла успешно, происходила ликвидация неграмотности и широкое развитие народного образования. Но как и по всей стране, в Вологодском крае не обошлось без репрессий на церковь и вмешательства государства в духовную жизнь общества.
Создание кейса
Практическая часть проектной работы, заключается в создании продукта – в нашем случае кейса на тему «Вологодский край в 1929-1941 г».
Для начала изучим информацию о том, что из себя, представляет кейс.
Метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. [5].
Преимущества кейса как метода обучения:
1. Позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей.
2. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться более полезной в работе, нежели теоретические знания.
3. В процессе разбора кейсов развиваются аналитические и творческие навыки. Если кейс разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов.
Методика проведения занятия по кейс-методу:
1. Студент знакомится с содержанием кейса самостоятельно (это может быть в печатном, электронном, устном виде и т.д.).
2. Проводится опрос по пониманию содержания кейса, но при этом не обсуждается со студентами.
3. Преподаватель распределяет студентов по микрогруппам (4-6 человек). Желательно комплектовать группы не по интересам, а по развитию способностей (чтобы не было в одной группе много активных студентов, а в другой – много пассивных).
4. Организуется обсуждение содержание кейса в микрогруппах. При этом преподаватель актуализирует поставленные вопросы и направляет на анализ и выявление всех заложенных ситуаций, проблем (но ни в коем случае не помогает, не решает кейс).
5. В группах выделяется человек (не обязательно лидер), презентирующий решение группы. Презентация составляется всеми членами микрогруппы. Презентация может быть устной, наглядной, графической или с применением компьютера.
6. Презентация решений групп.
7. Организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений. Преподаватель задает «провокационные» вопросы и следит за дисциплиной в аудитории.
8. Проводится обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом [2, с. 90-91].
Кейс на тему «Вологодский край в 1929-1941 г», мы разработали в программе MS Word. Формат кейса А 4. Шрифт Тimes New Roman, кегль 14.
Информация, представленная в кейсе:
- Мнение М.А. Безнина о коллективизации;
- М. А. Безнин об труде российского крестьянства;
- С.И. Старостин о массовых депортациях в Вологодской области;
- С.Н. Цветков о политических репрессиях против Вологодской православной церкви.
Кейс создан для студентов 1 и 2 курсов Вологодского индустриально-транспортного техникума. Для кейса преподавателю по истории можно создать задания либо вопросы для студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при написании проектной работы, мы изучили историю развития Вологодского края в 1929-1941 году, рассмотрели проводимую советской властью, индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Пришли к мнению, что эта политика была успешной для советской власти, но для населения такая политика оказалась трагичной, сопровождалась раскулачиванием, репрессиями, гонениями.
В результате изучения источников информации был отобран материал для создания кейса по теме проекта.
Таким образом, цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи решены в полном объеме.
В качестве изучения дополнительного материала можно предложить сходить в музей репрессий в городе Вологде.
В дальнейшем можно разработать аналогичные кейсы по другим периодам истории Вологодского края.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безнин М.А. Повинности российского крестьянства
в 1930-1960-х годах / М. А. Безнин, Т. М. Димони, Л. В. Изюмова. // Вологда, 2001. – Гл. 2. Трудовая и гужевая повинность на лесозаготовках. – С. 76-97.
2. Лежнина Н. Л. Кейс-метод в обучении / Н.Л. Лежнина // Вестник Марийского государственного университета. 2009. №3.
3. Региональный историко-культурный стандарт (Вологодская область) // Департамент образования Вологодской области. Вологда, 2015. - С. 35-37.
4. Цветков С. Политические репрессии против вологодской православной церкви в 1937-1938 гг. / С. Цветков // Историческое краеведение и архивы. – Вып. 6. – Вологда, 2000. – С. 181-185.
5. Википедия [электронный ресурс] – Метод кейсов - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Методкейсов (дата обращения: 15.04.2021).
6. Кочнев С. «Коллективизация была шагом вперед. Жестоким, кровавым, но в определенном смысле закономерным» [электронный ресурс] – Реальное время - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/155310-istorik-mihail-beznin-o-kollektivizacii-selskogo-hozyaystva?utm_source=mobile&utm_medium=redirect&utm_campaign=mobile (дата обращения: 15.04.2021).
7. Насонь город [электронный ресурс] – Индустриализация в Вологодском крае - Режим доступа: https://nason.ru/industrializaciya/ (дата обращения: 01.04.2021).
8. Насонь город [электронный ресурс] – Коллективизация в Вологодском крае - Режим доступа: https://nason.ru/kollektivizaciya (дата обращения: 01.04.2021).
9. Осминский Т. Очерки по истории края [электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/osm/ins/kiy/10.htm (дата обращения: 01.04.2021).
10. Старостин С.И. Массовые депортации и система спецпоселений в Вологодской области в 1930-1950-е годы [электронный ресурс] / С.И. Старостин // Historia provinciae – журнал региональной истории. 2019. №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-deportatsii-i-sistema-spetsposeleniy-v-vologodskoy-oblasti-v-1930-1950-e-gody (дата обращения: 15.04.2021).