Бездуховность в русской и мировой литературе




В современном обществе информация приобретает все большую ценность. Наилучшим вариантом получения этой информации является чтение книг. Чтение – важнейшая деталь саморазвития, один из источников воспитания духовности. Любящие читать куда более грамотны в отличие от тех, кто считает чтение пустой тратой времени. Это касается и прошлого, и настоящего, и будущего, несмотря на то, что книги становятся не основным источником информации на современном этапе развития общества.

Сегодня многие считают современную литературу безнравственной и бездуховной. Давайте же разберемся, что представляют из себя понятия «духовность», «бездуховность», «мораль» и «нравственность».

Духовность – это свойство человека, которое заключается в господстве духовных, нравственных интересов, готовность человека к самоотдаче и саморазвитию, ориентированность на общечеловеческие ценности; стремление людей к воплощению в жизнь высших идеалов человечества: мира и добра, истины и справедливости. Она не формируется исключительно образованием, а заключается в открытости человека окружающему миру и людям. Духовность проявляется в различных видах деятельности человека и не является показателем воспитания, образования. Но именно эти процессы человеческой жизни и их результаты оказывают влияние на выбор человеком жизненной позиции [9].

Бездуховность является одной из самых больших проблем современного общества. Под бездуховностью принято понимать отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувств возвышенности. Она выражается в приземленности, безнравственности, меркантильности, низкой культуре. В погоне за всевозможными материальными благами человек забывает о высших человеческих ценностях и идеалах. Человек «без духа» становится черствым, циничным, неспособным к сочувствию и состраданию. Его собственные интересы всегда превыше остальных. Бездуховная личность совершенно не готова к жертвенности и подвигам. Возрастает агрессивность и жестокость личности. Отказываясь от духовных ценностей, люди перестают глубоко чувствовать себя и окружающий мир, утрачивают способность к созиданию, сотворению чего-то нового. Бездуховных людей можно найти в любой сфере общественной жизни, в том числе среди политиков, писателей, литераторов, учителей и артистов [9].

Многие воспринимают понятия мораль и нравственность, как синонимы. Ведь мораль в переводе с латинского означает "нравственность", т.е. система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу. Но в этих понятиях кроются и определенные отличия. Нравственность – это принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственным может быть только свободное существо с внутренней установкой действовать согласно своей совести. При этом мораль является внешним требованием к поведению человека, наряду с законом.

В реальной жизни мы можем увидеть большое множество примеров бездуховного поведения человека. В наше время молодежь привыкла уделять внимание совсем ни тем качествам, которыми должен обладать человек. Такое отношение в будущем может привести к большим проблемам, ведь именно в младшем поколении состоит будущее планеты. Дети мало читают, они не видят примеров настоящей духовности человека, не понимаю где добро, а где зло. В мире существует сотни соблазнов, которые мешают человеку смотреть на все ясными глазами.

В классической русской литературе мы находим множество примеров воспитания нравственности, духовности в человеке. Классическое искусство отличается ясностью и определенностью выразительных средств. Идеалы классики легко распознаваемы, как и ее образы и персонажи. Классическое искусство возвышенно и облагорожено, оно стремился пробуждать в человеке лучшие чувства и помыслы. В нем четко прослеживаются грани между высоким и низменным, прекрасным и безобразным.

Для неклассической литературы нашего времени характерна размытость идеала, светлого и темного, прекрасного и безобразного. Они могут быть поставлены в один ряд. Зачастую безобразное и уродливое ставятся на первый план [6].

Примерами классической русской литературы, описывающих бездуховность и безнравственность в обществе, являются произведения многих русских авторов. Например, М.А. Булгаков в «Собачьем сердце», вскрывает боль русского общества, произведя операцию по превращению собаки в человека. Тем самым, обращая наше внимание на глубокие проблемы общества (стремление к власти, обладанию благами и возвеличиванию).

Н.В. Гоголь в своем произведении «Мертвые души» повествует нам о вине общества в воспитании духовно искалеченного человека – Павла Ивановича Чичикова, который ещё в детстве усвоил совет отца: «беречь и копить копейку». Целью его жизни становится обогащение. В данном произведении автор высмеивает алчность, подлость, равнодушие к чужим бедам, взяточничество и ограниченность, т.е. перечисляет все те проблемы, которые остаются актуальными и в наше время. В комедии «Ревизор» Гоголь показывает нам безразличие чиновников к людям, считающими себя полновластными хозяевами жизни, вольными вершить дела по собственному усмотрению, не оглядываясь на законы.

Ф.М. Достоевский в романе «Идиот» сталкивает читателя в лице главного героя князя Мышкина с миром, в котором Мышкин олицетворяет собой духовность, т.е. откровенность, умение видеть в людях хорошее, стремление помочь, сострадать. При этом его окружает мир денег и бездуховности. В романе «Преступление и наказание» изложены глубокие нравственные проблемы: безнравственность, царящая во всех слоях общества; влияние денег на формирование неравенства между людьми, что приводит к праву власти одного над другим.

В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» главная героиня Матрена – нищая и физиҹески немощная женщина, оказывается праведником, без которого не может стоять село, а в целом и весь мир. Благодаря своей духовной ҹистоте и христианской доброте она удерживает окружающий мир от оконҹательного саморазрушения, вызванного алҹностью и взаимным недоброжелательством.

Также основной проблемой духовной стороны жизни человека являлось и творчество Л.Н. Толстого. В его произведениях галерея героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Например, Наташа Ростова – одна из главных героинь романа «Война и мир», которая жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью. И, несмотря на то, что она совершала много ошибок, и на ее пути было много соблазнов, ее стремление к «доброте, красоте и правде» всегда выводило Наташу на правильный путь.

Все эти проблемы так же описывались и зарубежными авторами, такими как Оноре де Бальзак, Оскар Уайльд, Герман Гессе, Шарлота Бронте, Чарльз Диккенс, Франц Кафка и др. В основе многих книг этих авторов главное место занимает циничное и жестокое общество, безразлично и даже зло относящееся к людям низшего сословия. Так, например, роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» повествует о том, как стойкие моральные принципы помогают юной девушке выстоять в обществе в котором царит жестокость и холодность. А «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса описывает все ужасы революции, хаос, кровожадность, бесчеловечность и дикость, творившиеся вокруг. В любом из произведений Ф.Кафки в центре внимания оказывается одинокий и неприкаянный герой, окруженный фантастической реальностью, а автор раскрывает перед нами кризис общества начала XX века с его бездуховностью и проблемами, которые и сегодня остаются злободневными.

Отношение к природе, восприятие ее, во многих произведениях так же являются главной оценкой нравственности человека, где отношение к природе формирует нравственные идеалы, человеческую личность. По мнению многих авторов, человек является гармоничной частью природы. И когда он перестает ощущать себя этой частью, начинает ощущать себя царем, победителем над природой, нарушается гармония, что ведет к катастрофе. Все это мы можем увидеть в таких произведений как «Царь-рыба» В. Астафьева, «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Роковые яйца» М.А. Булгакова и т.д.

Пытаясь разобраться в вопросах духовности, бездуховности, морали и нравственности в современной художественной литературе, мы остановились на изучении произведений популярного русского писателя Виктора Пелевина. Это один из наиболее ярких авторов 1990-х — 2000-х годов, чьи книги переведены на многие языки мира, включая японский и китайский. В своих произведения Пелевин предлагает поколению «новых людей»: быть циником; не доверять миру, потому, что он всегда обманчив; доверять только собственным ощущениям, т.к. они к реальному миру не имеют прямого отношения [8]. На базе рассказов данного автора мы и провели свою исследовательскую работу, в которой попытались изучить отношение современной молодежи различной возрастной категории к произведениям данного автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: