История Воронцовского Дворца




ВВЕДЕНИЕ

Крым занимает особое место в развитии не только русской, но и мировой архитектуры. Сады и парки в Крыму создавались под влиянием самых разнообразных тенденций в искусстве, и явились отражением целого ряда философских идей. Именно в Крыму появились замечательные образцы дворцово-паркового искусства, отличающиеся неповторимым своеобразием, которое было предопределено специфическими местными природными и историческими условиями. На Крымском полуострове, где пейзажи необычайно живописны, архитекторам удалось соединить богатство исторических образов и художественные возможности разных стилей с разнообразием природных форм и создать дворцово-парковые комплексы, которые воспринимаются как органическая часть местного ландшафта. По мастерству и выразительности эти произведения не уступают лучшим образцам садово-паркового искусства Европы.

В настоящее время, в период устойчивого интереса к прошлому Крыма, его культурной и политической роли в истории Российского государства, представляется особенно актуальным обращение к изучению произведений дворцово-паркового искусства этого региона, характеризующихся значительностью и сложностью художественных образов.

Цель данной работы состоит в изучении своеобразия садово-паркового комплекса Алупского дворца – музея.

 

ДВОРЕЦ ВОРОНЦОВЫХ В АЛУПКЕ

История Воронцовского Дворца

В центре Алупки, среди зелени старинного парка возвышается величественный дворец, уникальный памятник архитектуры. Дворец строился как летняя резиденция видного государственного деятеля и полководца России, генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова (1782-1856). Незаурядный деятель кроме организаторских способностей, в полной мере проявившихся во время военной и государственной службы, имел и предпринимательскую хватку. Воронцов один из первых понял, что земля южно-крымского побережья представляет собой огромную ценность, и в спешке принялся расширять здесь свои владения. Один за другим переходили к семье Воронцовых участки в Алупке, Массандре, на мысе Мартьян, в Ай-Даниле, Гурзуфе, Ак-Мечети, Коккозах, на Яйле – всего около двух тысяч десятин крымской земли.
Для обустройства этих владений и, главным образом усадьбы в Алупке, по всей империи и за рубежом начинается поиск архитекторов, садовников и мастеров всех строительных специальностей.

Воронцов ощущал, что грядет новая эпоха, и поспешил стать первым в стране, кто отобразит ее в архитектуре. Английский архитектор Эдуард Блор (1789-1879) оказался именно тем человеком, который сумел это желание удовлетворить. Всего за один год он разработал проект романтического дворца и приступил к его воплощению.

Строительство длилось с 1830 по 1846 гг. Подсчитав сумму, потраченную на дворец и парк, граф Воронцов – самый богатый человек России тех времен - решил больше не заниматься подсчетами .Сумма составила 6 миллионов рублей золотом. Тем не менее, строительство архитектурно-ландшафтного комплекса было доведено до конца.
Объединив в себе два абсолютно разных исторических стиля – мавританский и английскую готику, дворец поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм. Прелесть дворца не только в оригинальном художественно-выразительном образе, а и в том насколько искусно в его планировке использован рельеф местности. Кажется, дворец вырастает из окружающей природы. Целостность архитектурно-ландшафтного комплекса была довершена непревзойденным дворцовым парком, с его искусственными водопадами и экзотическими растениями. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.

До Октябрьской революции дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых, но после прихода Советской власти был национализирован. В середине 1921 года Воронцовский дворец открывается как музей.

Во время Великой Отечественной оккупанты вывезли много художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Во время Ялтинской конференции «большой тройки» дворец служил резиденцией У. Черчилля, а затем полвека был секретным спецобъектом — госдачей №3. Основная работа конференции проходила в Ливадии, но предварительное обсуждение вопросов, выносимых на повестку дня, велось на совещаниях министров иностранных дел поочередно в местах расположения каждой делегации. Дважды (8 и 10 февраля) эти совещания собирались в Парадной столовой Алупкинского дворца. Именно здесь 8 февраля 1945 г. было окончательно определено число стран – участниц учредительной конференции Организации Объединенных Наций, время и место ее созыва. В 1956 г. по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.

Особенности архитектуры

Генерал-губернатор был невероятно тщеславным человеком, поэтому пожелал строить свою крымскую резиденцию с использованием новых архитектурных принципов, пренебрегши популярной тогда среди аристократов классикой.

Дворец представляет собой поразительную гармонию восточного и множества западных стилей. Осматривая северный фасад от корпуса к корпусу, можно получить наглядное представление о том, как развивалась средневековая архитектура, начиная от ранних форм и кончая XVI в. Упор при этом сделан на английский вариант зодчества.
При въезде на территорию усадьбы с западной стороны дворец предстает в виде феодального замка – крепости VIII – XI вв. Круглые монументальные сторожевые башни, глухие стены, узкий, суровый средневековый проезд и высокие зубчатые стены грубой кладки дополняют ощущение неприступности.

Чем дальше от арки западного въезда, тем больше наслаиваются признаки архитектуры последующих эпох. В парадном дворике неожиданно появляется поток света и свежего воздуха. Открывается изумительной красоты пейзаж с вершиной Ай-Петри вдали, полностью вписанный талантливым архитектором в художественный образ дворца.
Широко раскрытыми глазами-окнами смотрит на парк восточная сторона дворца. Она более всего иллюстрирует стиль Тюдор, типичный для Англии XVI в.

Большая поверхность застеклённого пространства в здании, устремлённые ввысь купола, башенные зубцы зрительно облегчают массивную кладку стен и грубоватую фактуру камня (диабаз). Добываемый из местных естественных россыпей, твёрдый по своей природе диабаз имеет зеленовато-серую окраску под стать цвету гор и вечнозелёной растительности. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Однако, чтобы дворец органично "вписался" в окружающий ландшафт, мастерам пришлось приложить максимум усилий: неверный удар молотка по очень капризному в обработке диабазу – и вся работа напрасна. Из огромных бесформенных глыб умельцам пришлось высекать ровные блоки, и даже сложные украшения. Незаурядный талант позволил архитектору выявить в восточной и западной архитектуре общие элементы и удачно применить их в переходах разных архитектурных форм, например, между готическими дымовыми трубами и минаретами мечети. Южный фасад главного корпуса открыт со стороны моря, поэтому всегда освещён солнцем и имеет нарядный и праздничный вид, и причудливые очертания.

Основное декоративное украшение дворца – оформленный с восточной пышностью в виде подковообразной арки портал южного входа.
У богемы в те годы было модно увлекаться романтическими историями, поэтому необычные решения, причудливая орнаментальная вязь, замысловатые надписи и великолепная резьба незамедлительно воспроизводились и в архитектуре. Подражая роскошным дворцам арабских халифов, южный фасад здания имеет великолепную резьбу по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершающуюся шестикратно повторённой по фризу арабской надписью: "И нет победителя кроме аллаха". Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль, – центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой. На центральной лестнице, ведущей к главному входу, установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: