Департамент образования мэрии города Ярославля




Департамент образования мэрии города Ярославля

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Ярославич»

«Утверждаю»

Директор МОУДО

ДЮЦ «Ярославич»

____________Е.А. Дубовик

«____» __________2016 г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Развитие музыкальности у детей на занятиях вокалом»

срок реализации 8 лет

Адаптированная

для детей 3 – 18 лет

 

Автор-составитель:

Шарова Наталия Олеговна,

педагог дополнительного

образования,

высшая квалификационная

категория

 

 

г. Ярославль, 2016 год

 

Содержание:

 

1. Пояснительная записка …………………………………………………….3

 

2. Учебно-тематический план …………………………………………………6

 

3. Содержание изучаемого курса ………………………………………..........7

 

4. Методическое обеспечение …………………………………………………12

 

5. Список используемой литературы …………………………………………16

 

6. Приложение ………………………………………………………………….17

 

Пояснительная записка

В условиях современного общества всё настоятельнее встаёт задача формирования всесторонне и гармонически развитой личности. В связи с тем, что музыка занимает всё большее место в духовных потребностях человека и преобладающее большинство детей охвачено системой музыкального обучения и воспитания, развитие такого специального свойства, как музыкальность, приобретает особую актуальность.

В МОУДО ДЮЦ «Ярославич», в 3-ем учебном здании, ул. 1-я Приречная д.11 работает Объединение «Контрасты» где и осуществляется обучение детей по данной программе. Как специфическое свойство личности, развитая музыкальность проявляется в сформированности эстетического вкуса, способности творчески проникать в художественную сущность музыки, понимать и оценивать её эстетические качества.

Вокал - синтетический вид искусства, тесно связанный: с музыкой (сопровождение), литературой (сюжетная основа), декоративно - прикладным искусством (костюм, декорации, реквизит) и сценическое движение (образность движения). Вокальное искусство наиболее близко музыке по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям.

В работе, по развитию музыкальности, педагогу – вокалисту помогает педагог – аккомпаниатор. Занятия по вокалу от начала и до конца строятся на музыкальном материале и поэтому оформление (сопровождение) занятия должно прививать осознанное отношение к музыкальному произведению. Поэтому, задачей аккомпаниатора является развитие «музыкальности».

Как показывает практика, формирование музыкальности начинается в младшем возрасте, когда закладываются основы для восприятия и переживания всего прекрасного.

Таким образом, у младших детей есть возможность ориентироваться на умения старших, брать с них пример, учиться прислушиваться к звучанию основного инструмента фортепиано, своих голосов во время пения, а у старших – есть возможность передавать свой опыт малышам, помогать им совершенствоваться и принимать на себя роль аккомпаниаторов.

Данная образовательная программа реализуется в рамках Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вокала» Объединения «Контрасты».

Актуальность и практическая целесообразность программы заключается в том, что пение - одно из могучих средств формирования личности обучающихся, развития их творческих способностей и музыкального вкуса. Оно будет являться таковым при условии достижения высокого художественного уровня исполнения произведений обучающимися. Художественное исполнение зависит от воспитания способности тонкого переживания, живого восприятия окружающей действительности, осмысления художественных образов произведения, умелого использования средств музыкально - вокальной выразительности, для чего, в свою очередь, необходимы технические умения.

Группы формируются по уровню музыкальной подготовки учащихся. Этапы обучения включают ансамблевое пение и теория и история музыки.

В репертуаре Объединения «Контрасты» используется материал вокальной эстрадной детской и венской классики, народной песни, современный детский песенный репертуар. Аккомпаниатор сопровождает процесс постоянно, т.к. обучение в школе происходит только под фортепиано.

В основу программы положен такой метод обучения, при котором учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности каждого ребёнка, его возрастные и психологические индивидуальные характеристики.

Следует отметить, что музыкально-педагогическое общение детей и педагога - аккомпаниатора строится по принципу диалогического взаимодействия. Организация диалогического взаимодействия в разновозрастном музыкальном творческом коллективе даёт исключительные возможности для осуществления творческого процесса связанного со сменой ролей лидеров в различных видах деятельности, создания условий для развития музыкальных творческих способностей каждого ребёнка с дальнейшим их проявлением в концертной деятельности и развития личности педагога и обучающегося.

Специфическая характеристика Школы вокала «Контрасты» обусловлена её местонахождением (посёлок городского типа), в формировании групп учитывается только уровень музыкального развития обучающихся, поэтому группы разновозрастные.

Разновозрастное обучение даёт возможность принимать детей с различным уровнем музыкального развития, от самого низкого до высокого. Находясь в такой атмосфере, начинающие быстро догоняют детей других годов обучения – это даёт возможность их включать в работу основной группы, а продвинутые обучающиеся имеют возможность получать дополнительную теоретическую и практическую музыкальную информацию.

Цель программы – создание условий для развития музыкальности как специфического свойства личности, сформированности эстетического вкуса, способности творчески проникать в художественную сущность музыки, понимать и оценивать её эстетические качества.

Занятия по вокалу от начала и до конца строятся на музыкальном материале и поэтому оформление (сопровождение) занятия должно прививать осознанное отношение к музыкальному произведению. Задачей аккомпаниатора является развитие «музыкальности» на занятиях по вокалу.

В связи с взаимообусловленностью музыки и пения можно выделить несколько главных направлений работы по развития музыкальности детей на занятиях вокалом и выделить задачи

Начальный уровень:

· развить умения слушать, воспринимать и оценивать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать содержание;

· развить музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма;

· развить музыкальный кругозор и познавательный интерес к музыкальному искусству;

· развить музыкальную память;

· развить творческое воображение и фантазию;

Обучающий уровень:

· развить умение читать с листа;

· развить умение подбирать любую услышанную мелодию;

· развить умение подбирать различного вида сопровождение к разученным песням;

· Развить умение сопровождать мелодии различных стилей музыки;

· Развить умение чувствовать любую ритмическую пульсацию;

· Развить умение наполнять простое сопровождение (аккорды, арпеджио), прозрачное, объёмное, динамика сопровождения (в проигрыше более ярко, в куплете лишь поддержка вокалистов).

Творческий уровень:

· Развить умение сопровождать любую музыкальную тему (навыки аккомпаниаторства).

 

Занятия вокалом с живым музыкальным сопровождением выполняют образовательную, воспитательную, коммуникативную и оздоровительную функции.

В основу данной программы положены следующие принципы:

принцип гуманистической направленности, состоящий в том, что развитие ребёнка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Этот принцип диктует необходимость бережного отношения к каждой личности обучающегося, её неповторимости. Согласно этому принципу взаимодействие «педагог – обучающийся» на занятиях вокалом базируется на взаимном уважении, справедливости и любви к ребёнку;

принцип единства обучения и воспитания позволяет выстраивать содержание и выделять этапы не только в усвоении материала, но и в формировании у воспитанника способности проникаться жизненным содержанием музыки, расширять его представления о её социальном значении, устанавливать межпредметные связи;

принцип системности и последовательности обеспечивает взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, определяет соблюдение установок «от простого к сложному», «от частного к общему» в процессе развития музыкальных способностей обучающихся;

принцип увлечённостии широкого использования игрового метода предусматривает возможность активного использования различных дидактических игр при отборе содержания программы, а также образно-игровую подачу учебного материала, обеспечивает игровой характер деятельности детей всех возрастов;

принцип творческого самовыражения, предусматривает такое взаимодействие педагога и воспитанника, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную деятельность, обеспечивающую реализацию и развитие способностей обучающегося. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать его потребность в самовыражении, стимулирует стремление личности активно проявлять свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует созидательную позицию;

Форма и приёмы организации образовательной деятельности соответствуют Комплексной программе Объединения «Контрасты» «Школа вокала».

Кроме традиционного занятия программа предусматривает вариативное использование других форм организации образовательно-воспитательного процесса:

Режим и продолжительность занятий, формы и методы обучения, учебный план программы соответствуют требованиям Комплексной программы.

Условием для успешной реализации программы является правильно настроенный инструмент (фортепиано).

Музыка и вокал в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития музыкальности детей, основа их эстетического воспитания.

Начальный уровень

Год обучения

Учащийся должен знать и понимать:

- правильная посадка за фортепиано;

- правильная постановка рук;

- применение фортепиано в этом виде деятельности;

- динамические оттенки в музыке (форте, пиано и др.);

- высота и длительность звука;

- предложение, фраза, такт;

- характер музыки;

- вступление, проигрыш, заключение и т.д.

Учащийся должен уметь:

- правильно сидеть за фортепиано;

- правильно ставить обе руки на клавиатуру;

- увидеть в музыкальном тексте f и p;

- услышать и найти низкие и высокие звуки на фортепиано;

- выделить в разученной песне предложение, фразу, такт;

- определить характер известной песни;

- петь с сопровождением фортепиано песни репертуара школы по возрасту.

 

Обучающий уровень

Год обучения

Учащийся должен знать и понимать:

- выразительные средства и особенности музыкального языка: темп, ритм, динамика, тембр, тесситура;

- диапазон клавиатуры и правильного певческого голоса;

- виды сопровождения на фортепиано (гармоническая поддержка, арпеджированное, бас-аккорд, разложение);

- характер музыки

- музыкальная фраза, сходству и контраст, выразительное значение;

- развитие музыкальных образов,

- ритмический рисунок;

- сильная доля такта,

- определение на слух

- простые музыкальные размеры;

- динамика произведения;

- структура произведения;

- характер сопровождения (легато, стаккато и др.);

- метроритм, музыкальный размер;

- нотную запись;

- подбор мелодии известной песни;

- как работать над мелодией песни аккомпанируя на фортепиано;

-как выбрать нужное сопровождение к данной песне;

Учащийся должен уметь:

- выделить и определить выразительные средства и особенности музыкального языка (темп, ритм, динамика, тембр, тесситура);

- определить диапазон правильного певческого голоса;

-определять виды сопровождения на фортепиано (гармоническая поддержка, арпеджированное, бас-аккорд, разложение);

- определять характер музыки;

- слышать музыкальную фразу, сравнивать их по сходству и контрасту, познавать их выразительное значение;

- следить за развитием музыкальных образов,

- определять ритмический рисунок,

- выделять сильные доли тактов,

- определять на слух простые музыкальные размеры;

- определять динамику произведения;

- составлять общее представление о структуре произведения;

- характер сопровождения (легато, стаккато и др.);

- метроритм, музыкальный размер;

- нотную запись любой сложности со всеми музыкальными знаками;

- подбирать мелодию известной песни;

- работать над мелодией песни аккомпанируя на фортепиано;

- выбрать нужное сопровождение к данной песне;

-играть на фортепиано по нотам с учётом всех известных понятий и знаков встречающихся в музыкальном тексте;

- разбираться в музыкальных стилях;

- подбирать нужное сопровождение;

- играть любые виды сопровождения;

- подбирать мелодию любой сложности;

- петь с собственным сопровождением известные песни.

Творческий уровень

Год обучения

Учащийся должен знать и понимать:

- состав деятельности аккомпаниатора;

- игра по нотам

- подбор песни и мелодии любой сложности;

- начальные навыки сочинительства;

- навыки записи собственных сочинений;

- запись мелодии вокального произведения;

- запись музыкального сопровождения вокального сопровождения.

Учащийся должен уметь:

- принимать на себя роль аккомпаниатора;

- сопровождать мелодии и песни любой сложности;

- записывать музыкальные тексты любой сложности соответсвенно нотной записи;

- исполнять многоголосные произведения (партитуры)

 

 

Содержание изучаемого курса

У обучающихся Объединения «Крнтрасты» достаточно развито образное воображение, художественно-творческие способности, повышен интерес к музыке. Дети, в процессе работы над песнями и вокальными произведениями знакомятся с произведениями композиторов разных эпох, стилей, жанров. Пение, в свою очередь, помогает раскрыть музыкальное содержание и соответствует ему: по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает и углубляет эмоциональные реакции, определяет их сущность, а не просто их сопровождает. Таким образом, развивается «музыкальность».

Репертуар песен и музыкальных произведений постоянно пополняется, аккомпаниатор руководствуется эстетическими критериями и чувством художественной меры в подборе сопровождения песен и упражнений. Оно должно быть очень точным и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие обучающихся. Они начинают копировать работу аккомпаниатора, пытаться сами подбирать и исполнять известные мелодии, знакомятся с различного вида сопровождениями, учатся правильной постановке рук, на фортепиано, различают мелодию и сопровождение, пытаются играть ансамблем друг с другом разученные вокализы.

Очень часто сопровождение к исполняемым песням отсутствует, поэтому оно подбирается по слуху аккомпаниатором, возможно с импровизацией вступления, заключения, проигрыша и т.д., песни транспонируются в нужную тональность, удобную для исполнения разными голосами. Изучаются и разрабатываются новые методики музыкального развития, используемые на занятиях вокалом.

Распевание младших основано на имитации звуков животных, природы, быта. Маленьким детям очень нравится подражание.

Начиная с 3 года обучения, обучающиеся поют вокальные упражнения, серьёзные вокализы, классические произведения Моцарта, Баха, Абта.

Используются общепедагогические и специальные методы:

  • наглядно-слуховой (слушание музыки во время исполнения педагогом);
  • словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
  • практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений),

Разработана система занятий с постепенным усложнением музыкального материала.

Первоисточником получения знаний является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства человека, поэтому, сначала, проводится работа по накоплению опыта слушания музыки. Учащиеся слушают музыку всех существующих стилей, чтобы иметь возможность сравнивать и отбирать для себя наиболее приемлемое для себя.

Разработаны музыкальные учебно-игровые занятия для дошкольников с целью помочь детям понять музыку, которую они поют. Эта деятельность включает в себя различные задания, упражнения, игровое творчество и является составной частью вокального занятия подготовительного обучения разработанного специально для малышей.

Вот некоторый небольшой перечень музыкально-учебных упражнений, которые используются на занятиях с дошкольниками.

1. «Угадай-ка»: Педагог: «Слышите, как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком. Музыкальное сопровождение проводится соответственно, в разных регистрах, темпах и динамике. Дети при этом подпевают как «птички», «медведи», «кошечки», «телята», «щенята» и др.

2. «Повторяй-ка». Задача обучающихся - повторить ритмический рисунок, прохлопав его в ладоши.

3. «Поиграем в тишину». Что такое пауза и как её просчитать.

Кроме того используется имитацию звуков животных, природы, быта.

Основной принцип методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и небольшой запас разученных песен, создавать определенный образ и откликаться на музыку и ей сопереживать. Для этого разработаны специальные музыкально-вокальные этюды, такие как: «Телёнок», «Котёнок», «Поезд», «Лошадка», «Солнышко» и т.д.

Обучение осуществляется на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в работе над песнями, и работе над теоретическим материалом.

Подбор музыкального материала на занятиях по вокалу ведётся в соответствии с программными требованиями основной Комплекной программы «Школа вокала». В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком на лёгких музыкальных примерах, ярких по характеру и музыкальной окраске.

На протяжении всего курса обучения дети постоянно возвращаются к этим примерам, но уже на более сложном музыкальном материале. Это происходит при изучении элементов различных стилей пения.

Для развития звукового внимания малышам даются задания определить шумы и звуки внутри зала, за дверью в коридоре, на улице, в соседнем помещении и затем выделить из массы звуков именно те, которые относятся к музыкальным.

Более старшим обучающимся предлагается попытаться угадывать конкретные звуки, степень их дальности, анализируя их характер.

Даются задания на быстрое переключение внимания с одного предмета на другой (с ближнего на дальний и наоборот). Например: рука, ноты, вокалисты, инструмент и т.д., переключение внимания зрительного на слуховое или осязательное.

На начальном этапе 1-2 год обучения, у детей формируются начальные аккомпаниаторские навыки и интерес к исполнительскому искусству. В процессе этих занятий они получают знания о темпе, ритме, динамических оттенках, музыкальных жанрах, музыкальных образах, которые они воплощают в песнях и в сопровождении.

В качестве музыкального сопровождения используются произведения с прозрачной фактурой изложения, имеющие выразительную, яркую живую мелодию, ритмический рисунок. Отбор музыкального репертуара происходит с учётом его доступности дошкольникам среднего и старшего возраста.

Проанализировав музыкальную литературу для детей, репертуарные сборники, специально предназначенные для музыкально-вокального воспитания, а также используя собственный многолетний опыт работы, были отобраны музыкальные произведения, соответствующие основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, яркость, образность, доступность музыкального языка.

В репертуар включены музыкальные произведения композиторов, чьё творчество обращено к детям.

Все они разнообразны по жанрам и тематике, привлекательны для детей, будят фантазию и воображение и, доступны для исполнения.

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении – это мелодия, основа музыки, важнейшие её элементы: ритм, метр (чередование тяжёлых звуков с более легкими), темп (как скорость в основе своей и в музыке и в танце един), гармония, тембр – основа музыкальной грамоты. В совокупности они составляют её язык, и дети начинают понимать его.

Они начинают чётко слышать: начало мелодии – вступление, проигрыш, окончание мелодии – его завершение. В этой связи особое значение приобретает исполнение вступления и заключения. В младших группах оно не должно ограничиваться исполнением двух тактов каденции, этого недостаточно. Во время звучания вступления детям необходимо понять характер музыки, настроиться на исполнение песни в заданном темпе, успеть скоординировать свои действия, поэтому вступление к каждому упражнению или песне не может быть менее четырех тактов, а заключение должно быть чётким и коротким (содержать два аккорда).

В процессе систематической работы юные музыканты приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать её, проникаться содержанием произведения, красотой формы, образов. На несложных музыкальных примерах они определяют на слух 2-х и 3-х-дольные музыкальные размеры, улавливать различие образного содержания музыкальных фрагментов одинаковой метрической основы.

Ненавязчивое слуховое сопоставление музыки различного образного содержания, но объединённой одним жанром, происходит уже на самых первых занятиях в подготовительной группе.

Образное содержание музыкального сопровождения помогает детям правильно выполнять, казалось бы, элементарное упражнение – быстрое пропевание текста под музыку. Зачастую у дошкольников и младших школьников начинают проглатываться буквы, слоги и даже слова, но если оно, например, называется «Печатаем на машинке», то это задание обретает вполне определенный смысл и ритмическую организацию, а музыкально акцентированное сопровождение, абсолютно точно соответствует предлагаемому образу.

«Метаметодом» в обучении является метод сравнения во всех его разновидностях. Он широко применяется в музыкальном образовании, поскольку отвечает слуховой природе музыкального искусства и предполагает наблюдение.

Например: Упражнение «Часы» развивает чёткость ритма и одновременность исполнения. В размере 2/4 звучит импровизация «Часы» и дети проговаривают «тик-так» имитируя движение маятника, проговаривая в ритме «тик-так», затем мелодия меняется при неизменном ритме и дети проговаривают «бом» (большие часы), тики-таки (маленькие часики) сначало поочерёдно, а затем все вместе по группам – развивается способность слышать три голоса и не сбиваться.

Музыкальная зарисовка «Кошка» - очень нравится детям. Самое известное и всеми любимое животное. Для малышей образ котёнка очень близок. Взята за основу детская песенка С. Гаврилова «Цап-царап», выучены её слова и вместе с имитацией голосов различных кошек, котов и котят дети с удовольствием её слушают и поют. В данном упражнении развивается внимание к прослушанному произведению, дети знакомятся с его структурой, учатся сопереживать персонажам и перевоплощаться в них с помощью музыкального сопровождения.

Аналогичным образом дети знакомятся с трёхдольной музыкой, наполненной разным образным содержанием.

Практика показала, что развитие активного творческого воображения у обучающихся хорошо осуществляется с помощью игр с развитием, вызывающих у детей неизменный интерес, желание фантазировать, переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.

 

Методическое обеспечение

Основные методические приемы для развития музыкальности и эмоциональной выразительности на занятиях по вокалу:

- выразительное исполнение музыкального материала;

- словесное объяснение перед слушанием музыки;

- образное сравнение с музыкальным персонажем, объяснение и рассуждение;

- учебно- игровой метод (музыкальные игры);

- музыкально-ритмические упражнения.

Изучение особенностей работы аккомпаниатора:

· музыкальность - комплексное качество, которое проявляется в способности эмоционально отзываться на музыку, сопереживать и её пластически воплощать;

· сфера воздействие аккомпаниатора на развитие музыкальности занятиях вокалом:

· отбор соответствующего репертуара;

· выразительное исполнение произведений, а также эмоциональный отклик учащихся;

Музыкальное сопровождение вокальных занятий аккомпаниатором необходимо и оно требует высокого музыкально-технического уровня, художественной культуры и особого призвания. Неслучайно, почти все выдающиеся композиторы занимались аккомпанементом.

Музыкальное сопровождение занятий вокалом в Школе вокала «Контрасты» играет не только прикладную роль, но имеет важное значение, как самостоятельная часть учебного процесса. С первых дней занятий у учащегося развивается чувство эмоциональной выразительности и музыкальности, что в свою очередь способствует успешной деятельности, а сам процесс занятий приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. Разновозрастное обучение (от дошкольников до выпускников школ) стимулирует к поиску новых методов работы, новому репертуару и новым возможностям.

Полноценная профессиональная деятельность аккомпаниатора предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объём внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость, а также огромный артистизм и обладание разносторонними музыкально-исполнительскими дарованиями. Аккомпаниатор должен правильно играть по нотам, читать с листа, легко подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать в зависимости от ситуации, сочинять «на ходу».

В работе Школы используются методические материалы для зрительного обучения: карточки по теории музыки, видео и аудио - материалы по истории музыки, методические пособия (учебники, нотные практические тетради) для изучения и практического применения их в данной деятельности, печатный музыкально-нотный материал для фортепиано.

Фортепиано является основным инструментом в работе коллектива.

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. — В сб.: Склонности и способности. - Л., 1962, с. 15—36.

2. Бекина С.И., Ломовая Т.П. Музыка и движение. – М.: Музыка, 1984.

3. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искусство, 1987.

4. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. – М., 1982.

5. Буренина А.И. Приложение к программе «Ритмическая мозаика». – Санкт-Петербург, 2000

6. Ветлугина Н. А., Кинеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 1983.

7. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. — М., 1972. — 287 с.

8. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, 2000.

9. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 31-48.

10. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

11. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966.

12. Замятина Т.А. Стрепетова Л.В. Нотные приложения к учебно-методическому пособию «Музыкальная ритмика». – М.: издательство Глобус, 2009.

13. Избранные отрывки из оперетт: Ш. Лекок, Ф. Легар. – М.: Музгиз, 1962.

14. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. — Коммунист, 1965, № 14, с. 72—85.

15. Классический танец / Сост. Д. Ярмолович. – М.: Музыка, 1985.

16. Кристи Г. Работа Станиславского в оперном театре. М.: Искусство, 1952, с 262

17. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка, 1961. – 72с.

18. Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс. – М.: Академия, 2002. – 180с.

19. Кузнецов Е. Современные русские танцы для баяна.- М.: Музыка, 1961

20. Люблинский А. А. Теория и практика аккомпанемента:

методологические основы. – Ленинградское отделение.: Музыка, 1972.

21. Методическое пособие по ритмике. Вып.1 / Сост. Е Конорова. – М.: Музыка, 1972.

22. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.

23. Музыка для уроков классического танца / Сост. Н. Ворновицкая. – М.: Советский композитор, 1989.

24. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Вып. 1 / Сост.: В. Малашева, К. Потапов, И. Климкович, Н. Ерошенко. – М.: Музыка, 1967.

25. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Вып. 2 / Сост.: В. Малашева, И. Климкович. – М.: Музыка, 1969.

26. Музыкальная хрестоматия современного бального танца. / Сост. Л. Ладыгин, Л. Школьников. – М.: Советский композитор, 1979.

27. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

28. Польки. Галопы / Сост.Г. Бойцова. – М.: Музыка, 2005

29. Полная иллюстрированная музыкальная энциклопедия. - М.: Изд-во Аст, 2008.

30. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.

31. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004. – 224с.

32. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

33. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.

34. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.

35. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М.: Просвещение, 1972

36. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.

37. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.

38. Смирнов М.А. О работе концертмейстера. – М.: Музыка, 1974. – 160с.

39. Станиславский К.С. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.

40. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство Лань, 2005. - 496 с.: ил.

41. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.: Л., 1947. — 325 с.

42. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – в кн. Проблемы

индивидуальных различий.- М.: 1961.

43. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.

44. Ушаков Д.И. Большой толковый словарь современного русскогоязыка: 180000 слов и словосочетаний. – М.: Альта – Принт, 2007.

45. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. 2005. с ил.

46. Хрестоматия народно-сценического танца. Вып.2 / Сост. Л. Сальникова, Л. Ульянова, - М.: Музыка, 1977.

47. Хрестоматия русского народного танца. /Сост. Кальвэ Л.М. – М.: Музыка, 1977.

48. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. – М.: Музыка, 1996.

49. Череховская Р.Л. Танцевать могут все. – Минск.: изд. Народная асвета, 1973

50. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз, 2004. – 340 с.

51. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: