РАБОТА С НИЗКОМОТИВИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ




Отсутствие мотивации к учебе проявляется у детей в том, что они забывают выполнить домашние задания, безынициативны, часто отвлекаются и в классе им скучно. Такие дети находятся в конфликте с педагогом, могут обвинять его в плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.

Если ребенок потерял интерес к учебе или отказывается идти в школу, то задача педагога – разобраться в настроении и состоянии школьника. Нужно выяснить причину такого поведения. Причины, по которым дети не хотят учиться, приведены в таблице ниже.

Первое, на что нужно обратить внимание, – психофизиологическое состояние ребенка, возможно, у него проблемы со здоровьем, а чрезмерная нагрузка влияет на то, успешно или не успешно он овладевает учебным материалом. Второе – в беседе с ребенком важно выяснить, какие у него отношения с одноклассниками, педагогами и родителями.

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТИ
Особенности здоровья и личности У ребенка проблемы со здоровьем: гиперактивность, хронические заболевания. Например, детям с синдромами дефицита внимания и гиперактивности трудно концентрироваться и запоминать учебный материал. У ребенка слабо развита волевая и познавательная сфера, неправильно сформировалось отношение к образованию. Он не понимает его общественную значимость и не стремится к успеху в учебной деятельности.
Завышенные требования со стороны взрослых Родители предъявляют к ребенку завышенные требования, их не интересует его мнение. Если ребенок не дотягивает до результатов одноклассников и получает низкие оценки, то родители критикуют или ругают его. Такое давление заставляет ребенка делать то, что он не хочет. Он может вовсе отказаться выполнять задания, так как боится ошибки, не верит в положительное к нему отношение.
Доступность знаний Ребенок любую информацию может найти в интернете, что снижает ценность получаемых в школе знаний. Большое количество информации ребенку трудно запомнить, поэтому снижается уровень усвоения знаний – ученики быстро забывают то, чему их учили.
Стресс в школе Стресс возникает, если ребенку трудно усвоить школьную программу, она может не соответствовать уровню его подготовки. Из-за больших нагрузок, конфликтов с одноклассниками или педагогом ребенок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, негативно относиться к окружающим.
Неблагоприятная обстановка в семье Ребенок переживает из-за скандала родителей, нервничает и замыкается в себе. Дети проецируют все на себя, и считают себя источником неприятностей, даже если это не так.

Чтобы выявить уровень мотивации и психологическое состояние ребенка, психологу необходимо провести диагностику. Поэтому, по запросу педагог-психолог может провести диагностику со школьником.

Приведем основные диагностики, которыми пользуются при определении уровеня учебной мотивации ребенка: методика диагностики учебной мотивации младших школьников «Лесенка побуждений» (Е.Н. Елфимова), модифицированная методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин), тест, чтобы определить школьную мотивацию (Н.Г.Лусканова), методика выявления характера атрибуции успеха и неуспеха (индивидуальная беседа), методика «Определение мотивов учебной деятельности» (М.Р. Гинзбург) и др.

Чтобы учителя правильно взаимодействовали с низкомотивированными учениками, для них разработаны памятки (Приложение 1). Памятку для родителей можно отдать на собрании или индивидуальной консультации (Приложение 2).

На каждом этапе урока важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников. Чтобы повысить мотивацию, важно давать ученикам на разных этапах урока дифференцированные задания. Они способствуют активной мыслительной деятельности всех учеников, независимо от их способностей и возможностей. Разберем подробно приемы, чтобы повысить мотивацию детей.

Этап 1. Организационный. Продумайте эмоциональное вхождение в урок. Или, чтобы мотивировать ученика, начните урок необычно. Используйте для этого прием «Отсроченная отгадка».

Этап 2. Целеполагание. Прием «Привлекательная цель» позволит заинтересовать детей. А прием «Прогнозирование» – определить ученикам тему и цель урока. Создайте на этапе целеполагания ситуацию успеха для детей. Чтобы проявился интерес к предмету и теме урока, они должны понимать, зачем это нужно, почему это важно. Применяйте приемы: «Оратор», «Автор», «Профи», «Фантазер».

Этап 3. «Открытие» нового знания. Чтобы ученики настроились изучить новую тему, пользуйтесь приемом «Верные – неверные утверждения». Прием «Лови ошибку» позволит научить детей пресекать ошибки условным знаком.

Когда объясняете новое, удивляйте учеников. В этом вам поможет прием «Удивляй». Мотивируйте детей изучать новое с помощью игровых приемов: задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, кроссвордов.

Этап 4. Первичное закрепление. На этапе важно, чтобы ученикам было интересно проработать новый материал. Применяйте приемы: «Своя опора», «Повторение с расширением», «Свои примеры», «Повторение с одновременным контролем».

Этап 5. Оценка и контроль. Используйте на уроке формирующее оценивание: оценивайте деятельность учеников по критериям, сравнивайте результаты достижений учеников с предыдущим уровнем достижений, осуществляйте обратную связь: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель. Примеры: приемы «Недельный отчет», «Индекс-карточки», «Сигналы рукой».

 

Чтобы дети не боялись словарных диктантов и тестов, воспользуйтесь приемом «Касса моих успехов», а еще можно проводить «Зашифрованные диктанты». Продемонстрировать успешность ребенка позволит прием «Оценка – не отметка».

Этап 6. Домашнее задание. Связывайте обучение с практическими потребностями ученика, его интересами. Чтобы включить школьника в активную познавательную деятельность, применяйте прием «Открытые домашние задания».

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору, добровольными.

Этап 7. Рефлексия. Вы можете организовать на уроке рефлексию эмоционального состояния, деятельности, результатов. А также создавать ситуации рефлексии по ходу урока и организовать общее обсуждение урока. Пример рефлексии деятельности – прием «Карта рефлексии», рефлексии по ходу урока – прием «Инсерт».

Приемы, чтобы повысить мотивацию на этапах урока, рассмотрены в Приложении 3.

Последним этапом в работе с низкомотивированными детьми будет составление совместного плана работы.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: