Исследование по преодолению стереотипов и предрассудков учителей




На протяжении исторического развития любое человеческое общество складывалось под влиянием традиций, обычаев, предрассудков, морали. Под традициями и предрассудками можно понимать сложившийся в данной культуре определенный стандарт отношений к явлениям, предметам и живым существам. Они могут быть со знаком плюс и минус - нести положительный или отрицательный заряд. Предрассудки избавляют от необходимости думать, но обеспечивают быстроту реакции, ее эмоциональную силу, результативный автоматизм решений и поступков. Предрассудки помогают людям одного народа понимать друг друга и чувствовать свою общность.

Традиции… они стали неотъемлемой частью любого народа, его историей. Без них просто нельзя составить целостный образ нации, представить особенности культуры, всего уклада общества. А, значит, традиции накладывают отпечаток на духовную жизнь, в том числе и на воспитание личности, образование. Традиция на личном уровне закладывает цели жизни самого человека. Все, что существует в природе, развивается и разворачивается, - это есть средства. Все, что человек имеет и получает в этом мире, - это только средства. А цель задается ни министерством образования, ни лично человеком, а складывается в процессе формирования традиции на протяжении сотен и тысяч лет. Эта цель - особый идеал личности человека в обществе. Традиция закладывает тип личности, и она же дает средства для достижения этого идеала.

Педагогика и являет собой одну из наиболее устойчивых, консервативных сфер общественного сознания, непосредственно отвечающих за сохранение и трансляцию социокультурной традиции. Какая связь существует между традициями общества, воспитанием и образованием? В том случае, когда традиции воспитания ребенка в семье, школе и социуме совпадают - а это происходит, если они укореняются в одной цивилизационной основе, - личность возрастает полноценной. Если же в семье одна традиция, в школе - другая, а в социуме - третья, то неизбежно формируется разорванное общество, разорванное сознание - разрывается и внутренний мир человека. Личность вынуждена искать способы адаптации в многообразных сообществах, осваивать различные способы и стили поведения, покоящиеся на противоположных ценностных основаниях. Таким образом, здесь важна общая духовная концепция, соединяющая воедино все стороны жизни общества. О характере культуры и самой общественной традиции доступнее и полнее всего, очевидно, можно судить именно по состоянию и развитию педагогической мысли, характеру и общей направленности представленного в ней педагогического знания.

Как, в каком направлении должна развиваться педагогическая мысль, чтобы отвечать задачам современного образования, с одной стороны, и в то же время поддерживать лучшие общественные традиции, с другой?

В условиях кардинальных общественных перемен, когда основные культурные ценности и идеалы, воплощающие в себе общественные смыслы эпохи, подвергаются переоценке и переосмыслению, представляется необходимым обращение к тем исторически сложившимся педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть необходимо сохранены, а с другой - по возможности адаптированы к условиям существующей реальности. Педагогика, образование и воспитание в целом необходимо выступают и в качестве хранителя, и в роли выразителя традиции, одновременно сберегая саму традицию и транслируя ее в форме социально-исторического опыта. В связи с этим важнейшая задача историко-педагогического знания состоит в своеобразной сверке, корреляции педагогического опыта с основными ценностями и установками, существующими и функционирующими в рамках культурных традиций. Однако взятое и рассматриваемое само по себе педагогическое знание в силу изначально присущей ему природы принципиально консервативно и необходимо расположено к сохранению культурно-традиционного начала. Поскольку педагогика консервирует и сохраняет социокультурную традицию, благодаря подобному отражению социокультурной реальности сфера педагогических явлений может адекватно выступать и рассматриваться в качестве своего рода великолепного поля изучения и исследования общественной реальности, явлений общественной жизни не только для педагога, но и для культуролога. И хотя с течением времени в системе культуры неизбежно возникают определенные изменения, оказывающие непосредственное влияние также и на характер самого педагогического знания, тем не менее, базовые основы самой культуры, равно как и ее устойчивая взаимосвязь с основными ценностями воспитания, остаются в принципе неизменными.

Итак, что же означают традиции в образовании?

Это, прежде всего, ведущая в процессе обучения роль учителя, влияние его личности на учеников, собственных жизненных установок, его личной культуры. Обучающиеся ощущают это влияние сразу. Никакая техника не заменит живого слова и общения с детьми. Именно учитель, и только учитель, способен донести до ребенка самые важные аспекты информации, объяснить непонятные моменты при изучении нового материала. Это не означает, что образование чуждо инновациям, внедрению информационных технологий, которые необходимы для успешного овладения знаниями. Информационные технологии в то же время играют вспомогательную роль. Главная фигура в процессе образования - учитель - организует этот процесс, и он же определяет наибольшую эффективность использования различных технологий. Учитель понимает и видит особенности каждого ученика, и, в соответствии с ними, организует и свою работу. Он может развить его способности в том или ином аспекте, организовать исследовательскую деятельность и другие формы работы в зависимости от наклонностей ученика. Кроме того, учитель понимает необходимость осмысления своей деятельности, анализирует её, используя рефлексию. К рефлексивным умениям педагога относят не только способность к осмыслению, анализу своего труда, а также деятельности других субъектов педагогического процесса (учащихся, коллег), к осмыслению, анализу и коррекции собственных чувств, отношений; оценку, контроль и критический анализ деятельности или ситуации; умения определять цель, стратегию деятельности, выявлять условия эффективности учебно-воспитательного процесса.

Влияние личности самого учителя и его живое слово можно отнести к лучшим традициям школы.

Для представителей консервативного направления исторически в русской педагогике первостепенное значение имело духовно - нравственное формирование личности. Нужно отметить, что, чем глубже и фундаментальнее сами основы культуры, тем эффективнее происходит адаптация традиции применительно к современным условиям. И чем эти условия более устойчивы и сформированы, тем полнее возможность интерпретации самого традиционного начала. Как писал Ф.М. Достоевский, «под просвещением я разумею… свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни». Это можно рассматривать как одну из традиций образования.

Большое значение имеет одна из проблем в педагогике - это обучение в коллективе, воспитание коллективистских качеств. О бучение в сотрудничестве, здесь огромное поле деятельности для учителя. Это может быть организация обучения в малых группах (из 4-х человек). Как организовать подобное обучение? Каждой группе дается определенное задание. Оно дается либо по частям, либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может сильный ученик или слабый). После завершения заданий всеми группами учитель может организовать общее обсуждение работы над одним заданием разными группами. Также можно давать и разноплановые задания с последующим их разбором. Другой разновидностью совместной групповой работы может служить индивидуальная работа в команде. Ученики получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя свою работу. Члены команды помогают друг другу в выполнении индивидуальных заданий, отмечая в особом журнале успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально и оцениваются самими учениками. Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных тем и заданий по программе, отмечая выдающиеся успехи групп. Такая организация деятельности особенно хороша для уроков математики. Удачно подходит технология сотрудничества для исследовательской работы учеников. В этом случае важно не просто дать группе задание, а постараться заинтересовать её в выборе самой темы для исследования. Проблема мотивации учебной деятельности не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Основные идеи, присущие всем вариантам, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого ученика, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит и то, что ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.

Как начинать работу в группах?

1. В первое время группы не нужно делать большими (по два-три человека в каждой). Ученикам нужно предоставить возможность самим определить функцию каждого при выполнении задания. Если в группе есть ученики, которые контролируют работу всех остальных, нужно предусмотреть соответствующие средства контроля: журнал, небольшую грифельную доску и пр.

2. Если задание предполагает ответы на вопросы по новому материалу, попробуйте сформулировать по два-три вопроса каждому ученику группы, причем наиболее сложные желательно адресовать сильному ученику, он должен ответить первым, чтобы, прежде всего, показать пример того, как отвечать и задать тон работе. Ответ требует быстрой реакции, в силу ограниченности времени на уроке. Но и другим членам группы предусматриваются определенные роли. Например, одному из них найти подтверждение (или опровержение) ответам первого ученика в тексте (учебного пособия, справочного материала и т.д.). Таким образом, и менее сильный ученик имеет возможность высказаться. Третий ученик должен, например, найти примеры в тексте или придумать их самому. Далее ученики могут поменяться ролями. Таким образом, они совместно должны дать ответы на все вопросы и от группы представить на обсуждение классу. Если вопросы предусматривают возможность вариативного ответа, отражающего точку зрения отвечающего, то необходимы аргументы в пользу данной точки зрения и попытка найти общее мнение всей группы, что предполагает обсуждение, дискуссию. Выполнение такого задания требует более сложных интеллектуальных и коммуникативных умений, которые включают и формулировку заданий. Если ребятам дается упражнение или задача (по математике, химии, физике), то можно предложить на обсуждение группы свой вариант с пояснениями. Кроме того, можно попросить слабого ученика решить эту задачу, либо выполнить задание по «вертушке», то есть по очереди. В результате группа предоставляет один вариант решения задачи, выполнения упражнения, задания. А любой ученик может аргументировать его. Можно построить деятельность учеников в виде дискуссии, попросив придумать разные варианты решения и найти в результате совместного обсуждения наиболее рациональный способ. Так или иначе, учитель, в зависимости от задач урока, может по-разному варьировать работу в группах. Тем самым подтверждается мысль о главной роли учителя на уроке. Именно он должен увидеть наиболее эффективный вид работы с тем или иным классом и построить её соответствующим образом.

3. Заранее можно наметить, кто из трех-четырех учеников будет докладчиком. В этом случае можно привлечь и не очень сильного ученика, который может показать свои способности, так как у него появляется больше времени на подготовку, на консультацию с учителем. Остальные должны быть готовы в любой момент дать аргументы для подтверждения ответа докладчика, дополнить выступление. Ученики из других групп могут задавать любые вопросы по обсуждаемому материалу. Это настраивает на более серьёзную работу. Каждое дополнение членов данной группы поощряется учителем. Оценка ставится одна на всю группу. Но при этом индивидуальное тестирование и даст реальные результаты уровня знаний отдельного ученика.

4. В начале урока или перед работой в группах четко поставить цель, причем не только познавательную, но и социальную. Например, педагог может обратиться к ученикам с такими словами: «От вклада каждого из вас зависит успех всей группы. Поэтому, я надеюсь, что каждый выскажет свое мнение, будет выслушивать партнеров, следя, чтобы все могли высказаться».

5. На протяжении работы необходимо следить за активностью учеников и помогать любой группе, если потребуется. Кроме того, четко объяснить правила поведения в группе и следить также за их выполнением.

Метод обучения в сотрудничестве можно применять и при объяснении нового материала, и при опросе домашнего задания. Можно проверить небольшие задания (по истории - даты, по русскому языку - правила, по химии - названия элементов, на иностранном языке - слова и т.д.). Также организовать подобную работу на этапе первичного закрепления материала - перед диктантом или тестом, на обобщающих уроках. После проверки дать каждому уже свое индивидуальное задание. Таким образом, повышается качество знаний.

При изучении нового материала ученики знакомятся с новым материалом - все внимательно читают. Затем по группам ученики получают одно задание на каждую. Все члены группы обсуждают задание, решают задачу на уроке математике, выполняют упражнение по русскому языку, отвечают на вопросы по истории или географии и т.п. Затем группа о выполнении своего задания докладывает классу. Главное - не бояться использовать различные методы, которые помогут усвоению материала, его повторению, развитию коллективистских качеств. Это главное, к чему должен стремиться учитель.

Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Задачи, организационные формы или содержание такого образования могут быть различными, но получаемый результат в итоге определяется базовыми философскими смыслами, на которых строится учебный процесс. Если принять, что смыслом и целью образования является развивающийся человек, то с точки зрения национальной идеи образование человека есть такое состояние и результат, когда он свои чувства, ум, тело и волю ориентирует на самореализацию и саморазвитие, поддерживает желанием добывать новые знания, верить в лучшее, делать добро.

Процесс гуманизации в современном образовании, направленный на приоритет личности, её самоактуализацию, развитие общекультурного и национально-регионального компонентов в содержании образования, требует культурологической переориентации образования. Культурологический подход к образованию и воспитанию подразумевает организацию учебно-воспитательного процесса на основе нравственных ценностей - общечеловеческих и этнокультурных компонентов. Как установлено, опора на этнокультурные традиции народа в образовательном процессе, соблюдение принципа преемственности народной и научной педагогики являются эффективными средствами в формировании нравственно ориентированной личности. Как воплощаются идеи этнокомпонента в учебно-воспитательном процессе? Принцип отражения национальной идеи на национальном уровне реализуется в корректировке базового содержания образования и введении новых предметов с этнокультурным содержанием. Конкретизацией и дополнением может служить принцип отражения национального характера. Это подразумевает отображение и объяснение национальных особенностей в содержание предметов, особенно гуманитарного и художественно-эстетического циклов. Принцип адекватности абсолютным нравственным ценностям предполагает отражение в учебном материале общечеловеческих ценностей. Это означает воспитание в процессе обучения культуры общения и вкуса, формирование и развитие в учениках чувства взаимопомощи, поддержки друг друга. Например, это достигается в работе над совместными проектами, в групповой работе учеников, о которой шла речь. Воплощение в процесс образования этнокультурных традиций составляет ещё одну их традиций в образовании.

 

 

Заключение

На протяжении исторического развития любое человеческое общество складывалось под влиянием традиций, обычаев, предрассудков, морали. Под традициями и предрассудками можно понимать сложившийся в данной культуре определенный стандарт отношений к явлениям, предметам и живым существам. Они могут быть со знаком плюс и минус - нести положительный или отрицательный заряд. Предрассудки избавляют от необходимости думать, но обеспечивают быстроту реакции, ее эмоциональную силу, результативный автоматизм решений и поступков. Предрассудки помогают людям одного народа понимать друг друга и чувствовать свою общность.

Традиции стали неотъемлемой частью любого народа, его историей. Без них просто нельзя составить целостный образ нации, представить особенности культуры, всего уклада общества. А, значит, традиции накладывают отпечаток на духовную жизнь, в том числе и на воспитание личности, образование. Традиция на личном уровне закладывает цели жизни самого человека. Все, что существует в природе, развивается и разворачивается, - это есть средства. Все, что человек имеет и получает в этом мире, - это только средства. А цель задается ни министерством образования, ни лично человеком, а складывается в процессе формирования традиции на протяжении сотен и тысяч лет. Эта цель - особый идеал личности человека в обществе. Традиция закладывает тип личности, и она же дает средства для достижения этого идеала.

В условиях кардинальных общественных перемен, когда основные культурные ценности и идеалы, воплощающие в себе общественные смыслы эпохи, подвергаются переоценке и переосмыслению, представляется необходимым обращение к тем исторически сложившимся педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть необходимо сохранены, а с другой - по возможности адаптированы к условиям существующей реальности. Педагогика, образование и воспитание в целом необходимо выступают и в качестве хранителя, и в роли выразителя традиции, одновременно сберегая саму традицию и транслируя ее в форме социально-исторического опыта. В связи с этим важнейшая задача историко-педагогического знания состоит в своеобразной сверке, корреляции педагогического опыта с основными ценностями и установками, существующими и функционирующими в рамках культурных традиций. Однако взятое и рассматриваемое само по себе педагогическое знание в силу изначально присущей ему природы принципиально консервативно и необходимо расположено к сохранению культурно-традиционного начала. Поскольку педагогика консервирует и сохраняет социокультурную традицию, благодаря подобному отражению социокультурной реальности сфера педагогических явлений может адекватно выступать и рассматриваться в качестве своего рода великолепного поля изучения и исследования общественной реальности, явлений общественной жизни не только для педагога, но и для культуролога. И хотя с течением времени в системе культуры неизбежно возникают определенные изменения, оказывающие непосредственное влияние также и на характер самого педагогического знания, тем не менее, базовые основы самой культуры, равно как и ее устойчивая взаимосвязь с основными ценностями воспитания, остаются неизменными.

Задача учителя - не стараться любой ценой увлечь каждого своим и только своим предметом, а помочь ребенку выявить его истинные интересы, развить его собственную индивидуальную траекторию.

Главное - не бояться использовать различные методы, которые помогут усвоению материала, его повторению, развитию коллективистских качеств. Это главное, к чему должен стремиться учитель.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: