Методы современной лингвистики.




Связь языкознания с другими дисциплинами

• Философия

• Социология

• Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

• Герменевтика искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности

• Психология

• Математика (математическая логика, теория информации, вычислительная лингвистика)

• Медицина (нейролингвистика)

• Физика (акустика)

• Физиология

Аспекты языкознания

Общее языкознание - призвано не просто собрать факты и рассмотреть их, а выработать теорию, применимую для объяснения многих языков вместе и каждого языка в отдельности. Общее языкознание отвлекается от всего частного и меняющегося в структуре, функционировании и развитии конкретных языков, сохраняет и осмысливает общее и существенное в них, поэтому и является общей теорией языка, т.е. совокупностью и системой предельных для определённого периода развития науки исследовательских обобщений.

Частное - занимается изучением конкретного языка (н-р: русистика) или группы родственных языков (н-р: германистика, романистика, славистика и т.п.) в их настоящем и в ходе исторического развития:

- синхроническое (язык как система и состояние в определенный момент времени (не обязательно современный)

– диахроническое (процессы изменения языка на протяженных отрезках времени; прослеживает не системные связи, а изменения в определенных моментах системы, которые могут привести к другим изменениям)

Кроме того, разграничивают внутреннюю и внешнюю лингвистику.

Внешняя лингвистика – раздел языкознания, который исследует внешние условия формирования языка, реалии, которыми языкознание соприкасается с этнологией, все связи между историей языка и историей нации, расы, цивилизации.

Внутренняя лингвистика – раздел языкознания, в пределах которого исследуется внутреннее строение и свойства самого объекта.

Понятие парадигмы в лингвистике: единство предмета исследования, теории, метода. Основные научные направления языкознания: компаративистика, структурализм, функционализм.

Термин «парадигма научного знания » был введен американским лингвистом Томом Куном, «— это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».

Всё множество лингвистических концепций, школ и течений может быть условно сведено к трем научным парадигмам.

Первая из этих парадигм, генетическая (или историческая, эволюционная), объединяет те школы и направления, которые опираются на принцип историзма и рассматривают язык, как и действительность в целом, в его возникновении и развитии, т. е. необратимом, направленном изменении во времени в соответствии с внутренними законами самого языка и условиями его функционирования.

Вторая лингвистическая парадигма, таксономическая (структурная). Объединяет те школы и направления, для которых наряду с эволюционным аспектом языка существен аспект организационный, касающийся внутреннего устройства сложного языкового целого (в отвлечении от фактора времени), выявления и группировки языковых единиц, их систематики и классификации, объединения в языковую систему.

Третья исследовательская парадигма в языкознании, антропоцентрическая (коммуникативная, функциональная, коммуникативно-прагматическая, или просто прагматическая), оформляющаяся в последние десятилетия, опирается на принцип деятельности и провозглашает приоритет факторов, обеспечивающих успешное использование языка субъектом коммуникативной деятельности для достижения своих целей.

Появление очередной парадигмы не ведет к исчезновению другой или других. Происходит лишь смена акцентов в воззрениях на языковой феномен, на первый план выдвигаются то эволюционная, то организационная, то функциональная стороны этого феномена. Устанавливаются и развиваются новые связи между дисциплинами, изучающими эти стороны языковой действительности.

Каждая из парадигм связана с определенным принципом изучения языкознания.

Компаративизм - сравнение языков, их история. (генетическая парадигма)

Сравнительно-историческое языкознание (лингвистическая компаративистика) — область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.

Сравнительно-историческое языкознание на протяжении XIX века было господствующим разделом лингвистики.

Структурализм - языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.Основателем структурной лингвистики принято считать Фердинанда де Соссюра.

Предмет структурной лингвистики. Формальное строение любого компонента языка и языка в целом называется его структурой. Таким образом, именно языковые структуры (в плане содержания и в плане выражения) образуют предмет структурной лингвистики.

Метод структурного анализа - позволяет выявить пути исторического развития внутри структурных отношений.

Функционализм - сферы и цели использования языка. (антропоцентрическая)

В науке о языке функционализмом называется теоретический подход, который утверждает, что фундаментальные свойства языка не могут быть описаны без обращения к понятию функции. К числу наиболее ключевых функций языка относятся коммуникативная (язык как средство передачи информации от одного человека другому) и эпистемическая, или познавательная (язык как средство хранения и переработки информации). Многие современные направления функционализма ставят перед собой более конкретную задачу – объяснение языковой формы ее функциями.

Методы современной лингвистики.

Метод - путь познания и истолкования явления действительности, «способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.

 

Описательный метод

Описательный метод применяется для изучения социального функционирования языка, для описания и анализа элементов и частей, работающего «языкового механизма». Он требует тщательной и точной характеристики фонем, морфем, слов, грамматических категорий, форм и т. д. Каждый из этих элементов может и должен рассматриваться и формально, и семантически – по крайней мере, такова конечная задача.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: