Связь языкознания с другими дисциплинами
• Философия
• Социология
• Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).
• Герменевтика искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности
• Психология
• Математика (математическая логика, теория информации, вычислительная лингвистика)
• Медицина (нейролингвистика)
• Физика (акустика)
• Физиология
Аспекты языкознания
Общее языкознание - призвано не просто собрать факты и рассмотреть их, а выработать теорию, применимую для объяснения многих языков вместе и каждого языка в отдельности. Общее языкознание отвлекается от всего частного и меняющегося в структуре, функционировании и развитии конкретных языков, сохраняет и осмысливает общее и существенное в них, поэтому и является общей теорией языка, т.е. совокупностью и системой предельных для определённого периода развития науки исследовательских обобщений.
Частное - занимается изучением конкретного языка (н-р: русистика) или группы родственных языков (н-р: германистика, романистика, славистика и т.п.) в их настоящем и в ходе исторического развития:
- синхроническое (язык как система и состояние в определенный момент времени (не обязательно современный)
– диахроническое (процессы изменения языка на протяженных отрезках времени; прослеживает не системные связи, а изменения в определенных моментах системы, которые могут привести к другим изменениям)
Кроме того, разграничивают внутреннюю и внешнюю лингвистику.
Внешняя лингвистика – раздел языкознания, который исследует внешние условия формирования языка, реалии, которыми языкознание соприкасается с этнологией, все связи между историей языка и историей нации, расы, цивилизации.
Внутренняя лингвистика – раздел языкознания, в пределах которого исследуется внутреннее строение и свойства самого объекта.
Понятие парадигмы в лингвистике: единство предмета исследования, теории, метода. Основные научные направления языкознания: компаративистика, структурализм, функционализм.
Термин «парадигма научного знания » был введен американским лингвистом Томом Куном, «— это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».
Всё множество лингвистических концепций, школ и течений может быть условно сведено к трем научным парадигмам.
Первая из этих парадигм, генетическая (или историческая, эволюционная), объединяет те школы и направления, которые опираются на принцип историзма и рассматривают язык, как и действительность в целом, в его возникновении и развитии, т. е. необратимом, направленном изменении во времени в соответствии с внутренними законами самого языка и условиями его функционирования.
Вторая лингвистическая парадигма, таксономическая (структурная). Объединяет те школы и направления, для которых наряду с эволюционным аспектом языка существен аспект организационный, касающийся внутреннего устройства сложного языкового целого (в отвлечении от фактора времени), выявления и группировки языковых единиц, их систематики и классификации, объединения в языковую систему.
Третья исследовательская парадигма в языкознании, антропоцентрическая (коммуникативная, функциональная, коммуникативно-прагматическая, или просто прагматическая), оформляющаяся в последние десятилетия, опирается на принцип деятельности и провозглашает приоритет факторов, обеспечивающих успешное использование языка субъектом коммуникативной деятельности для достижения своих целей.
Появление очередной парадигмы не ведет к исчезновению другой или других. Происходит лишь смена акцентов в воззрениях на языковой феномен, на первый план выдвигаются то эволюционная, то организационная, то функциональная стороны этого феномена. Устанавливаются и развиваются новые связи между дисциплинами, изучающими эти стороны языковой действительности.
Каждая из парадигм связана с определенным принципом изучения языкознания.
Компаративизм - сравнение языков, их история. (генетическая парадигма)
Сравнительно-историческое языкознание (лингвистическая компаративистика) — область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.
Сравнительно-историческое языкознание на протяжении XIX века было господствующим разделом лингвистики.
Структурализм - языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.Основателем структурной лингвистики принято считать Фердинанда де Соссюра.
Предмет структурной лингвистики. Формальное строение любого компонента языка и языка в целом называется его структурой. Таким образом, именно языковые структуры (в плане содержания и в плане выражения) образуют предмет структурной лингвистики.
Метод структурного анализа - позволяет выявить пути исторического развития внутри структурных отношений.
Функционализм - сферы и цели использования языка. (антропоцентрическая)
В науке о языке функционализмом называется теоретический подход, который утверждает, что фундаментальные свойства языка не могут быть описаны без обращения к понятию функции. К числу наиболее ключевых функций языка относятся коммуникативная (язык как средство передачи информации от одного человека другому) и эпистемическая, или познавательная (язык как средство хранения и переработки информации). Многие современные направления функционализма ставят перед собой более конкретную задачу – объяснение языковой формы ее функциями.
Методы современной лингвистики.
Метод - путь познания и истолкования явления действительности, «способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Описательный метод
Описательный метод применяется для изучения социального функционирования языка, для описания и анализа элементов и частей, работающего «языкового механизма». Он требует тщательной и точной характеристики фонем, морфем, слов, грамматических категорий, форм и т. д. Каждый из этих элементов может и должен рассматриваться и формально, и семантически – по крайней мере, такова конечная задача.