Методические рекомендации
по оформлению портфолио достижений
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. № 276, и на основании Регламента работы аттестационной комиссии, сформированной для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Самарской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области от 26.06.2014 № 224-од).
Аттестация представляет собой экспертизу документов и материалов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого работника (портфолио достижений).
Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к составлению и оформлению портфолио достижений.
Структура и содержание портфолио достижений
Портфолио представляет собой индивидуальную папку-накопитель собранных аттестуемым педагогическим работником документов и материалов, свидетельствующих о результатах его профессиональной деятельности в заявленной должности за межаттестационный период.
Под межаттестационным периодом следует понимать:
5 лет в случае, если педагогический работник аттестуется повторно (с первой квалификационной категории на первую либо с высшей квалификационной категории на высшую);
минимум 2 года в случае, если педагогический работник впервые аттестуется с первой квалификационной категории на высшую квалификационную категорию. Основная цель составления портфолио достижений в данном случае – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые педагогическим работником за два года с момента присвоения ему первой квалификационной категории.
Основными принципами составления портфолио являются полнота и конкретность представленных сведений, достоверность информации, а также системность: копии свидетельств и сертификатов о создании и размещении на сайтах продуктов профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника накануне аттестации (в течение последних трёх месяцев) при проведении экспертизы
не рассматриваются.
Структура портфолио достижений включает в себя разделы, количество и наименование которых зависит от показателей, указанных в экспертном заключении о результатах анализа профессиональной деятельности по должностям педагогических работников. Набор документов по каждому показателю предваряется разделительным листом, включающим в себя номер и наименование показателя.
В титульном листе портфолио достижений (Приложение 1) указываются: фамилия, имя, отчество аттестуемого, должность, его место работы, заявленная квалификационная категория, дата проведения экспертизы (по графику).
Далее идет визитная карточка, содержащая дополнительные сведения об аттестуемом работнике (Приложение 2).
Далее - перечень документов и материалов (содержание).
Основное содержание портфолио достижений составляют материалы и документы, представленные на бумажном носителе в виде справок, отчетов, таблиц, распечаток, копий грамот, дипломов, сертификатов, свидетельств и т.п.
Оформление портфолио достижений
Все материалы портфолио предоставляются на бумажном носителе: текст - шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный (кроме таблиц).
Подготовленные документы и материалы по каждому из показателей вкладываются в папку-скоросшиватель в твердом переплете, каждый лист (А-4) подшивается с помощью дырокола (без файлов и скрепок). Документы предоставляются в копиях, заверенных руководителем образовательной организации.
Портфолио аттестуемому не возвращается, отзыв на портфолио не дается
Примерный перечень документов и материалов, необходимых для проведения
оценки профессиональной деятельности педагога-психолога
Ф.И.О. ______________________________________________________________________________________________________________________
Место работы________________________________________________________________________________________________________________
Заявленная квалификационная категория _________________________________________________________________________________________
№ п/п | Наименование показателя | Подтверждающие документы[1] | |
1. | Результаты повышения квалификации по профилю педагогической деятельности | Копии документов установленного образца о курсах повышения квалификации (свидетельство, сертификат, именной образовательный чек, диплом). | |
2. | Результаты использования новых образовательных технологий | 1. Таблица об использовании новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИКТ) в образовательном процессе, заверенная заместителем руководителя образовательной организации (ОО) (Приложение № 3); 2. Конспект «открытого» занятия/урока (обязательно указать дату проведения) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИКТ), заверенный заместителем руководителя ОО; 3. Скриншот(ы) и/или копии свидетельства, сертификата о создании и размещении на сайте продуктов профессиональной деятельности (возможно предоставление иных материалов, подтверждающие использование в своей деятельности ЭОР и новых образовательных технологий). | |
3. | Результаты коррекционно-развивающей и профилактической работы | 1. Психолого-педагогическая (профилактическая, коррекционно-развивающая, развивающая) программа (с рецензиями), составленная аттестуемым педагогом-психологом, утвержденная руководителем образовательного учреждения; 2. Рефлексивный отчет аттестуемого по результатам реализации представленной программы; 3. Отзыв администрации образовательной организации о результатах реализации программы. | |
4. | Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности | 1. Таблица с перечнем мероприятий и форм распространения собственного педагогического опыта аттестуемого, заверенная руководителем ОО (Приложение № 4); 2. Выписки из приказов / копий приказов ОО об участии аттестуемого педагога в перечисленных мероприятиях; копии программ мероприятий, сертификатов участников данных мероприятий; 3. Список авторских публикаций, копия титульного листа печатного издания, страница «Содержание» сборника, в котором помещена публикация; интернет-адрес (обязательно наличие копии свидетельства о регистрации интернет-ресурса в качестве СМИ), скриншот или сертификат (указываются публикации, изданные в межаттестационный период, включая интернет-публикации). | |
5. | Результаты выявления и развития способностей воспитанников, обучающихся, показатели динамики их достижений | 1. Аналитические отчеты по результатам психологического мониторинга образовательной среды с обязательным анализом использования его результатов. | |
6. | Результаты взаимодействия с субъектами образовательных отношений | 1. Утвержденный руководителем образовательной организации план взаимодействия педагога-психолога с субъектами образовательных отношений (обучающимися, их родителями, педагогами) за год, предшествующий аттестации; 2. Отзывы о совместной деятельности педагога-психолога с субъектами образовательных отношений (за последние три года). | |
7. | Профессиональная активность (участие в жюри (оргкомитетах) конкурсов, в работе творческих групп, в работе консилиумов и т.п.) | 1.Таблица, отражающая профессиональную активность педагогического работника (Приложение № 5); 2. Копии документов, подтверждающих участие аттестуемого в экспертных комиссиях, творческих группах, в жюри профессиональных конкурсов; аттестационных комиссий, в работе в ПМПК и консилиумах; сопровождение педагогической практики студентов, исполнение функций наставника, руководство профессиональным объединением. | |
8. | Результаты участия в профессиональных конкурсах | 1. Таблица, отражающая результаты участия в профессиональных конкурсах (Приложение № 6). 2. Копии грамот, благодарностей, выписки из приказов. | |
9. | Поощрения за профессиональную деятельность | 1. Таблица, отражающая наличие поощрений за профессиональную деятельность в межаттестационный период (Приложение № 7); 2.Копии грамот, благодарностей, выписки из приказов, копии удостоверений о награждении (не более пяти копий). | |
10. | Наличие административных взысканий, обоснованных жалоб от участников образовательных отношений | Справка руководителя ОО о наличии/отсутствии административных взысканий, обоснованных жалоб от участников образовательных отношений. |
Приложение № 1
Наименование образовательной организации
ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ
для проведения экспертной оценки результативности профессиональной деятельности
Составил:
Ф.И.О.__________________________________________________________________________________________________
Должность_______________________________________________________________________________________________
Заявлена _______________________________________________________________________квалификационная категория
Дата проведения экспертизы _______________________________________________________________________________
(в соответствии с графиком)
Год
Приложение № 2
Визитная карточка
1. Ф.И.О.______________________________________________________________________________________________
2. Дата рождения_______________________________________________________________________________________
3. Образование, наименование образовательной организации, год окончания______________________________________
______________________________________________________________________________________________________
4. Должность, по которой выходит на аттестацию___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
5. Место работы________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
6. Общий стаж работы___________________________________________________________________________________
7. Стаж педагогической работы___________________________________________________________________________
8. Стаж работы в должности (в данной организации)________________________________________________________
9. Сведения о предыдущей аттестации (категория, дата присвоения) __________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
10. Наличие ученой степени______________________________________________________________________________
11. Награды, звания_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
12. Контактные телефоны:
рабочий_________________________________________ сотовый______________________________
Приложение 3