ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА В КОНСТРУИРОВАНИИ ПО ОБРАЗЦУ




Творческая деятельность детей является результатом целенаправленного педагогического руководства, в процессе которого решается одна из важнейших воспитательных задач—развитие индивидуального своеобразия в детском строительстве.

Вторая младшая группа

Творчество начинается там, где есть условия для самостоятельного выбора объекта будущей постройки.

Элементарные условия для выбора могут быть созданы уже для детей четвертого года жизни в конструировании по элементному образцу. Для этого в качестве образца должно выступать 2—3 конструкции одного и того же предмета. Вместе с детьми следует провести их детальный анализ. Например, дети умеют строить заборчик. Воспитатель показывает 2—3 образца заборчика, сконструированных различными способами; установкой кирпичиков горизонтально на одинаковом расстоянии друг от друга; постановкой кубиков и кирпичиков, расположенных горизонтально; установкой брусков, перекрытых пластиной. Дети под руководством педагога рассматривают все постройки. Воспитатель предлагает детям сделать вначале один заборчик, потом другой.

Здесь, с одной стороны, деятельность ребенка регламентируется образцом, что дает возможность формировать у детей умение подчинить свою деятельность замыслу, хотя этот замысел создает воспитатель. С другой — дети начинают понимать, что один и тот же предмет можно воспроизвести различными способами.

Средняя группа

Творчество детей этого возраста основывается на более содержательном конструктивном опыте, а также более сложных пространственных ориентировках. Это позволяет подвести детей к более широкому творческому поиску.

Детей средней группы приучают выделять основные части построек: в домике — стены, крышу; у моста — опоры, пролет, спуск и др. Учат их называть детали строителя, который использовался для каждой части постройки; подводят к более детальному анализу предмета и выбору способов его конструирования.

Прежде чем ставить перед детьми творческие задачи, следует показать им, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его элементы.

С детьми можно провести и такое занятие. Во вступительной беседе воспитатель напоминает детям основные части моста: опоры, мостовая, перила, спуск. Каждая из этих частей может иметь свою конструкцию в зависимости от строительных деталей и способов их расположения. Затем детям предлагается придумать свою конструкцию моста, ориентируясь на строительный материал, который имеется в их распоряжении. Прежде чем приступить к сооружению, воспитатель предлагает подумать, из какого строительного материала дети будут строить мост, как они предполагают ставить детали. При этом можно предложить двум-трем ребятам подробно рассказать о своих конструкциях. После этого все приступают к сооружению своих мостов. По ходу занятия воспитатель руководит деятельностью детей: одних просит рассказать о своей постройке, другим помогает советом при сооружении и т. д. Важно, чтобы каждый ребенок создавал конструкцию самостоятельно.

Старшая группа

Дети 5 лет уже овладели основными приемами конструирования, умением осуществлять анализ образца постройки. На этой основе работа с детьми данного возраста усложняется. Одной из задач воспитания в этой группе является выработка -у детей умения создавать собственные конструктивные замыслы уже в представлении. Детей следует учить подробно рассказывать о способах сооружения построек различной конструкции, приучать к более точному и обобщенному анализу конструкций и выделять способы их сооружения. При этом надо показать, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения элементов при построении.

Следует учесть, что вначале дети будут с большим трудом создавать свою постройку по предварительному замыслу. Некоторые из них не могут сказать ничего, пока не увидят материал, из которого можно построить данный предмет. Другие начинают рассказывать о реальном предмете, который они когда-то видели. Третьи описывают некоторые способы конструирования. Чаще всего дети называют основные части предметов, т. е. воспроизводят те знания, которые они получили: «Буду строить фундамент, стены, дверь, крышу». В данном случае намечается общий план деятельности, однако замысел конструкции еще отсутствует.

Во всех случаях педагог должен ответить на все вопросы детей, поинтересоваться, как ребенок будет делать свою постройку. Если и после этого он не сможет рассказать о способах конструирования, ему следует предложить ряд вопросов: «Из какого строительного материала будет сооружаться каждая часть предмета? Как будет устанавливаться каждая строительная деталь?» и др.

Не рекомендуется добиваться полного описания всех способов конструирования, так как дети делать это осмысленно еще не умеют. Достаточно, если ребенок укажет хотя бы на один- два способа конструирования. Однако после сооружения постройки необходимо, чтобы дети, теперь уже на основе зрительного восприятия, описали, что и как они построили.

Вначале дети спешат перейти к практической деятельности, замысел рождается уже в ходе самого конструирования. Поэтому очень важно с самого начала давать детям установку: прежде чем строить, нужно подумать, что и как строить.

Пусть вначале дети называют материал, из которого предполагают делать постройку. Уже здесь они начинают задумываться над конструкцией.

На первых порах дети в замысле воспроизводят те конструкции, которые имели место в образцах. При этом описывают будущую постройку в общем, и то только после наводящих вопросов педагога. В процессе бесед о постройке у них постепенно формируется умение осуществлять предварительный замысел. В замысле дети отражают тематику построек, которыми они овладевают под руководством взрослого: дом, мост.

Иногда ребенок задумывает построить какое-то сооружение, но после предложения воспитателя описать способы его конструирования изменяет решение, ставит перед собой более доступные задачи, обусловленные прошлым опытом. Например, Андрей собирался строить завод, а после предложения рассказать, как он будет его строить, заявил: «Я лучше мост... большой сделаю».

Если ребенку трудно выполнить новый конструктивный замысел, можно разрешить ему построить сооружение по собственному желанию, но в ходе строительства необходимо добиваться от ребенка, чтобы он рассказывал, как справляется с работой. Важно учитывать возможности каждого ребенка.

Подготовительная группа

Для занятий детей 6—7 лет конструированием можно использовать разнообразные виды образцов. Кроме детских построек, образцом могут быть рисунки, фотографии, иллюстрации, а также сооружения, которые дети наблюдают на экскурсии.

Работая с подобными образцами, ребенок находит способы воссоздания предметов в постройке посредством самостоятельных поисков. Дети определяют эти способы так же, как они это делали в предыдущих группах,— с помощью пространственного анализа и синтеза предмета с точки зрения его конструктивных качеств.

Воспитатель показывает детям, как можно применить имеющиеся знания к анализу новых видов образца. Это легче всего достигается при помощи специальных схем, на которых изображается знакомый для детей предмет так, что отдельные его части по форме совпадают с формой деталей строительного материала (схемы воспитатель готовит заранее).

Так у детей формируются умения осуществлять поиск способов конструирования предметов, изображенных на рисунке.

Образец здесь выступает не моделью конечного результата, а средством осуществления поиска конструкции предмета.

Уже здесь детям предоставляется возможность проявлять собственную выдумку и творчество. Поскольку анализируется только общая форма и пространственное положение каждой части предмета и не определяются возможные варианты их конструкции — величина, цвет, дети получают возможность по-разному сконструировать постройку в зависимости от строительного материала, который при этом использовался.

Практическая часть.

Проговаривание названий всех элементов строительного материала, их сторон. Устанавливаем пространственное расположение элементов относительно друг друга. Сопоставляем детали разной величины по длине, высоте, ширине: у кирпича две грани узкие и длинные, две — узкие и короткие и две — широкие; у куба — все грани одинаковые по величине… Постройка дорожек различной длины, ширины; стен (узких, широких, высоких, низких); ворот (широких, узких, высоких, низких); мостов; ступенек; домов (разных по уровню сложности); конструирование различных видов транспорта.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: