Данная часть программы разработана на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (автор Стеркина Р.В., Князева О.Л.) и отражает особенности организации работы в группе по формированию безопасного поведения детей.
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования.
Цель программы:
- сформировать у ребенка навыки разумного поведения,
- научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми,
- взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;
- способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Содержание программы: стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Основные принципы программы:
- принцип полноты, обеспечивающий реализацию всех разделов программы;
- принцип системности, подразумевающий систематическую работу в рассматриваемом направлении, гибкое распределение материала в течение года и дня;
- принцип учета условий городской и сельской местности, позволяющий компенсировать неосведомленность ребенка о правилах поведения в непривычных для него условиях;
- принцип интеграции, способствующий использованию программы как части основной общеобразовательной программы детского сада;
- принцип координации деятельности педагогов, обеспечивающий последовательность изложения темы;
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, подразумевающий активное участие родителей в образовательном процессе, направленном на освоение ребенком знаний о правилах безопасного поведения, здоровом образе жизни и формирование соответствующих умений и навыков.
№ | Раздел программы | Содержание раздела | Раздел комплексно-тематического плана ДОУ, где рассматривается содержание темы парциальной программы | Формы работы |
«Ребенок и другие люди» | О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. | «Моя семья. Мой дом» | Беседы о несовпадении приятной внешности и добрых намерений на примере собственного жизненного опыта и сказок («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкина, «Золушка» Ш. Перро, «Аленький цветочек» С. Аксакова). Сочинение сказок с описанием внешности персонажей. | |
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми на улице и дома. | «Моя семья. Мой дом» | Творческое задание на изображение «своих» и «чужих». Игра с мячом «Свой, знакомый, чужой» (подобно «Рыбы, птицы, звери»). Решение проблемных ситуаций. Беседа по сказке «Приключения Буратино» А. Толстого Тренинг «Когда чужой хочет войти в твой дом». Беседы о работе полиции. Просмотр мультфильма «Дядя Степа – милиционер». | ||
Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. | «Моя семья. Мой дом» | Чтение, обсуждение, инсценирование сказок по выбору воспитателя («Гуси-лебеди» р.н.с., «Петушок - золотой гребешок» р.н.с.) | ||
Ребенок и другие дети, в том числе подростки. | «Моя семья. Мой дом» | Беседы с родителями о возможном отрицательном влиянии старших приятелей на их ребенка. Сочинение историй «Я и мой старший друг на прогулке». | ||
«Ребенок и природа» | В природе все взаимосвязано. Загрязнение окружающей среды. Ухудшение экологической ситуации. Бережное отношение к живой природе. Ядовитые растения. Контакты с животными. Восстановление окружающей среды. | «Осень», «Человек и окружающий мир» «Зима», «Природа и я» «Весна», «Здравствуй, лето!» | Беседы по иллюстрациям в рабочей тетради на экологические темы. Чтение и разучивание стихотворений. Наблюдения за объектами природы. Трудовые поручение по уборке участка, уходу за растениями. Изготовление кормушек для птиц. Творческая мастерская «Лесная полянка». Беседы о съедобных и несъедобных растениях. Отгадывание и сочинение загадок о природе. Настольная дидактическая игра «Сбор грибов и ягод». Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное». Беседы о правилах обращения с животными. | |
«Ребенок дома» | Прямые запреты и умение и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. Открытое окно, балкон как источник опасности. Экстремальные ситуации в быту. | «Моя семья. Мой дом» | Беседа по произведениям «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар» «Дым» Б. Житкова. Беседы о правильном использовании опасных предметов, о том, как вести себя при пожаре. Сочинение загадок об опасных предметах. Игры-драматизации по сказкам. Решение проблемных ситуаций, тренинги «Если я один дома», «Если в доме что-то загорелось», «Если в квартире много дыма». Тематические консультации для родителей. Игра «Доскажи словечко». Тренинг «Звонок пожарным, в скорую помощь, в полицию, в службу спасения». Творческая мастерская по изготовлению макета комнаты. Театрализованная игра «Один дома» (настольный театр с использования изготовленного макета). Сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Пожарная команда» | |
«Здоровье ребенка» | Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Изучаем свой организм. Прислушаемся к своему организму. О ценности здорового образа жизни. О профилактике заболеваний. О навыках личной гигиены. Забота о здоровье окружающих. Врачи – наши друзья. О роли лекарств и витаминов. Правила оказания первой помощи. | «Папа, мама, я – здоровая семья» | Беседы о здоровом образе жизни, о болезнях, о правилах личной гигиены, о роли лекарств и витаминов и правилах их приема, об оказании первой помощи, об отношении к больному человеку. Беседы и дидактические задания для изучения строения тела и функционирования внутренних органов человека. Сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Больница», «Аптека». Беседы по произведениям («Доктор Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского и др.). Экспериментальная деятельность с использованием микроскопа (рассматривание капли воды, слюны). Дидактические задания «Где живут витамины?» Чтение и обсуждение стихотворения «Овощи» Ю. Тувима. Сочинение и отгадывание загадок о полезных продуктах. | |
«Эмоциональное благополучие ребенка» | Детские страхи. Конфликты и ссоры между детьми. | В процессе изучения всех тем. | Индивидуальные беседы о страхах. Решение проблемных ситуаций («Как избежать драки», «Что делать, если ты поссорился с другом» и др.) Активные игры, эстафеты. Совместные творческие мастерские. | |
«Ребенок на улице» | Устройство проезжей части. Дорожные знаки. Правила езды на велосипеде. О работе ГИБДД. Регулировщик. Правила поведения в транспорте и на улице. | «Я в мире человек» | Беседы о правилах поведения на улице, в транспорте, об устройстве проезжей части. Дидактические игры. Просмотр мультфильма и чтение стихотворения «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова Сюжетно-ролевые игры («Поедем на автобусе (троллейбусе)», «Едем автомобиле» и др.). Решение проблемных ситуаций («Как перейти улицу», «Ребенок потерялся на улице» «Кто уступит место в автобусе?»). Творческая мастерская по изготовлению макета «Моя улица». Игры-тренинги «Движение на перекрестке», «Движение через железнодорожный переезд», «Путешествие за город» и др.) Тематические консультации для родителей. Заучивание детьми данных домашнего адреса, телефона. |