Иван Бушуев Основателем этого уникального вида искусства. Иваном Бушуевым создан известный всему миру крылатый конь, ставший гербом Златоуста.




Конец 19 века — пик расцвета златоустовской гравюры, основной техникой становится насечка золотой и серебрянной нитью по синему фону.

Гравюра на стали - это поэма в металле. Обращение к реалистическим сюжетам в недрах декоративно - прикладногo искусства, каким является златоустовская гравюра на стали, требовало большого художественного и эстетического вкуса. Мера реальности изображаемого (именно для данного вида искусства), масштаб соотношения значительности сюжета к размеру украшаемой поверхности (чтобы украшение не затмило вещь, оставалось второстепенным) - все это очень тонко выдержано в работах Ивана Бушуева, именно на том острие лезвия, отклонения от которого в одну сторону привело бы к невыразительности, а в другую - к перегруженности. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами.

Павел Петрович Аносов. Большую роль в работе фабрики сыграла деятельность Павла Петровича Аносова. С 1817 года Аносов работал в Златоусте: сначала строителем оружейной фабрики, потом - ее директором, а позднее - управляющим Златоустовским горным округом.

Аносов всячески поддерживал златоустовских граверов и заботился о совершенствовании их мастерства. Он пытался расширить рамки ассортимента выпускаемой продукции путем внедрения в производство предметов бытового обихода, таких, как столовые ножи и вилки, подносы и ларцы, подсвечники, шкатулки и тому подобное, что было немало важно для сохранения промысла в те годы, когда в силу объективных причин (После 20-х годов, когда прошли юбилеи Отечественной войны, заказы на украшенное наградное оружие резко снизились) сокращался спрос на украшенное холодное оружие. Когда заказов на оружие было мало, мастера украшали предметы бытового обихода, рождая посути для тех лет шедеры прикладного искусства.

Английский геолог-путешественник Мурчисон, исследователь Урала, 1792г. Известный английский геолог и путешественник Мурчисон, посетивший в 1848 году Златоуст, писал, что образцы полученные им от господина Аносова, вполне оправдывают основательность похвалы "Эти изделия и стальной поднос, богато изукрашенный золотой насечкой,... возбудили в Англии всеобщее удивление". Так Златоустовская гравюра на стали приобретает все большую известность.

Расцвет русского реалистического искусства второй половины XIX века не мог не сказаться и на работах златоустовских мастеров. В орнаментальное украшение наряду с традиционным декором, вводят реалистические изображения отечественных цветов, плодов и трав: это и полевые колокольчики, и ромашки, колосья и пятилепестковые цветы, зубчатые листья... украшения по цвету и тону становятся богаче.

Помимо орнамента, художники - граверы вновь обращаются к сюжетным композициям. В основном, это реалистические миниатюры, изображающие сцены охоты, озера с домиками рыбаков и другое. В конце XIX века к сюжетным миниатюрам прибавляется изображение пейзажа Урала. Достичь совершенства в этой области помог богатый арсенал художественных и технологических приемов, которые в конце XIX в. были на высоком уровне.

В последнее десятилетие XIX века и в начале ХХ века в Златоусте выпускалось большое количество украшенных бытовых изделий - портсигаров, спичечниц, подносов, браслетов, тростей,столовых приборов.

В 1880 - 1890 гг. в украшенном цехе работали художники - граверы Я. Д. Варламов, И. Д. Клюев, И. П. Агарков, А. И. Королев, В. Н. Костромин, братья Субботины, В. А. Киселев, С. К. Недорезков, и многие другие. Эти мастера подняли искусство украшения оружия и бытовых предметов на уровень, близкий по художественной ценности к уровню 1820 - 1830 гг.

Заслуга ХХ века в развитии златоустовской гравюры - это в том, что идет постоянное усовершенствование и развитие технологического процесса создания гравюры, что расширяет изобразительные возможности этого вида искусства. И, если в 30 - 40-е годы с введением никелевых полутонов украшенная поверхность получила светотеневую моделировку, то в 50 - 60-е гг. начинает моделироваться и цвет в гравюре, который является производным от составляющих техник. Технологические процессы создания гравюры стали более подвижными, чем в XIX веке, что сразу же отразилось на изобразительных возможностях.

Произведения искусства, созданные Златоустовскими художниками-гравёрами в конце XX века, украшают залы ведущих музеев России, среди которых Оружейная палата Московского Кремля (гарнитур оружия, созданный в художественной мастерской «Практика»), Центральный военно-исторический музей артиллерии (изделия художественной мастерской «Практика», мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК» и др.), Центральный военно-морской музей (изделия художественной мастерской «Практика»), Мемориальный музей Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. на Поклонной горе (изделия МДПИ «ЛиК»»).

Златоустовская гравюра начала XXI века — это не только высокое мастерство, профессионализм и творческий подход, но и глубокие исследования, системное изучение технологии и искусства художественной обработки металла и сопутствующих материалов.

На стыке технических, гуманитарных и художественных дисциплин родилась новая специальность «Технология художественной обработки материалов», на которой с 1996 года в Златоустовском филиале Южно-Уральского университета с успехом обучаются молодые художники-гравёры.

В декабре 2002 года по инициативе Златоустовского филиала ЮУрГУ в Златоусте состоялись первые «Бушуевские чтения» научная конференция, главной темой которой стала златоустовская гравюра на стали, её прошлое и будущее.

Сегодня Златоустовская гравюра, как самобытное явление, вновь привлекает к себе внимание искусствоведов и историков. Художественный промысел Златоустовской гравюры на стали переживает своё второе рождение. Работы златоустовских мастеров представлены сегодня во многих интернет-каталогах и по достоинству оценены многими ценителями искусства. Художественный промысел возвращает свою былую славу. Златоустовская гравюра на стали была и остается одним из достойнейших брендов не только Златоуста, но и России в целом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: